Рыночная экономика и её основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на способе организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц. Целью работы является изучение современной рыночной экономики, ее характерных особенностей. Объектом работы выступает рынок и рыночная экономика, а предметом являются характерные черты рыночной экономики. Также в работе, рассмотрено современное положение экономики В целом экономика может служить объектом для огромнейшего исследования, но хотелось уделить внимание вопросу о рыночном статусе экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………….4
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения…………...4
1.2 Свобода выбора видов и форм деятельности……………5
1.3 Равноправие форм собственности в рыночной экономике ……………………………………………………………….6
1.4 Как рынок отвечает на фундаментальные вопросы экономики………………………………………………………….7
Глава 2………………………………………………………...11
2.1 Роль «невидимой руки» конкуренции………………….11
2.2 Аргументы «за» и «против» рыночной экономики……12
2.3 Основные черты рыночной экономики…...……………15
2.4 Роль рынка в общественном производстве…….………25
2.5 Структура и инфраструктура рынка……………………26
Глава 3………………………………………………………...33
3.1Современное положение рыночной экономики………..33
Заключение…………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №1.docx

— 91.84 Кб (Скачать файл)

Прямая связь между  ценой товара и объемом товарного предложения, при прочих равных условиях, носит название закона предложения (при прочих равных условиях, объём предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот)).

Объем предложения - это то количество товаров, которое продавец, в определенный период времени, поставляет на рынок при данном уровне цен. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы: государственное вмешательство, изменение издержек, изменение численности производителей, форс-мажорные обстоятельства. В этом случае говорят об изменение предложения.

На рынке происходит непрерывное  соприкосновение интересов продавцов и покупателей. Если при этом они не изменяют своего экономического поведения, значит имеет место ситуация рыночного равновесия. Такая ситуация предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, постепенно совпадает с количеством товара которое продавцы готовы и могут предложить по этой же цене. Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление.

Для углубления понимания  процесса приспособления рынка к  изменению спроса и предложения исследуем понятие эластичность.

Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами, предложением и ценами, она характеризует быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении цены. Эластичность спроса по цене определяется формулой:

EP=%dQ/%dP

где %dQ – процентное изменение объема спроса, %dP – процентное изменение цены товара. Если изменение цены не влияет на объем спроса, в сторону, как его увеличения, так и уменьшения, то спрос называется совершенно неэластичным (Ep=0).

Спрос считается совершенно эластичным, если его объем равен нулю при более высоких ценах, чем данная и имеет предел при этой же или более низкой цене (Ep=бесконечность). Единичной эластичностью спроса в том случае, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (d). На эластичность спроса по цене могут оказывать влияние следующие факторы:

  1. наличие товара заменителя;
  2. удельный вес товара в потребительском бюджете;
  3. степень насыщения потребностей;
  4. доступность товара.

 

Спрос более эластичен в долгосрочном периоде и менее в краткосрочном. Эластичность предложения по цене показывает насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Формула расчета эластичности предложения имеет следующий вид:

ES=%QS*%P

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Для объяснения этого, выделяют три временных периода:

  1. мгновенный;
  2. кратковременный;
  3. долгосрочный;

 

В мгновенном периоде производитель не в состоянии среагировать на изменение цены и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0).

В краткосрочном периоде возможно изменение объема производства до определенного предела. В целом же предложение не эластично (ES<1).

В долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в состоянии среагировать на изменение цены (ES>1).Если же увеличение объема производства происходит без изменений со стороны установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES =бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не только цена, но и другие переменные, например, доходы потребителей.

2.4 Роль рынка в общественном  производстве

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

    1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
    2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
    3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
    4. "Санитарная" роль рынка сводит предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально - философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно - исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

 

2.5.Структура и инфраструктура  рынка 

Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются:

    1. тесная связь между ее элементами;
    2. определенная устойчивость этих связей;
    3. целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых  разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется  весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:

По объектам рынка

Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

  1. рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
  2. рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
  3. рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
  4. рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров: рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения; особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей - продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.
  5. рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
  6. рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников.
  7. важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
  8. рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства). К нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально - экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли - продажи - патенты, лицензии.
  9. денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
  10. рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях. На этом рынке существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков; и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
  11. рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
  12. рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий - здесь объектом купли - продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

По субъектам:

  1. рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару;
  2. рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание;
  3. рынок государственных учреждений - совокупность актов купли - продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
  4. рынок промежуточных продавцов - совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда:

  1. Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  2. Региональный рынок;
  3. Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  4. Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщения:

  1. Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
  2. Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
  3. Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

По степени зрелости:

    1. Неразвитый рынок;
    2. Развитый рынок;
    3. Формирующийся рынок;

По степени ограниченности конкуренции:

  1. Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
  2. Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
  3. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
  4. Смешанный рынок;

По соответствию действующему законодательству·

    1. Легальный рынок (открытый, узаконенный);
    2. Нелегальный рынок ("черный" и "серый") - возникает чаще всего: либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография); либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

По организации рыночного  обмена:

    1. Оптовый рынок;
    2. Розничный рынок;
    3. Экспортный рынок;
    4. Импортный рынок.

С учетом ассортимента товаров:

    1. Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
    2. Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
    3. Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
    4. Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой;

По отраслям

    1. Автомобильный;
    2. Нефтяной;
    3. И др.

По характеру продаж

    1. Оптовый;
    2. Розничный.

 

Глава3

3.1 Современное положение рыночной экономики.

Современная рыночная экономика развитых стран опирается на экономики стран третьего мира, что делает ее относительно неустойчивой и чувствительной к любым колебаниям валют и различным экономическим факторам. Рассматривая основные модели экономики, специалисты все чаще отмечают зависимость стран друг от друга. Это можно проследить на примере еврозоны, в которой все страны оказались под угрозой из-за нестабильности и негативного развития современной рыночной экономики Греции. Сама Греция находится в состоянии клинической смерти и еврозона, стремясь реанимировать несчастную, медленно умирает сама.

Информация о работе Рыночная экономика и её основные характеристики