Рыночная экономическая система и условия ее возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

Экономика отраслевых рынков является динамической дисциплиной. Она изучает процессы развития рынка, взаимодействия рыночных субъектов, выявляет закономерности их взаимовлияния. Все это дает возможность получить полное представление о деятельности механизмов рынка, фирм и выбора ими конкурентных стратегий. Изменилась методика преподавания экономических дисциплин. На место абстрактного метода пришел аналитико-практический метод изучения явлений и процессов реальной действительности с учетом последствия действий законов на рынках и международной рыночной конъюнктуры.

Содержание

Введение
1.1.Условия возникновения рынка и его виды
1.2. Модель товарно-денежного кругооборота (в условиях свободного рынка) и понятие рыночного механизма
1.3. Понятие ценовой эластичности спроса
2.1. Рыночные показатели и их виды
2.2. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности
2.3. Признаки рынка свободной конкуренции, преимущества и несовершенства рыночной системы
3.1. Недостатки (издержки) фирм и модель формирования социально ориентированной смешанной экономики в России
3.2.

Вложенные файлы: 1 файл

Рыночная система.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 


 

График 4. Абсолютно неэластичный спрос (предложение)

 

Конъюнктура рыка — складывающиеся в определенный период времени на конкретном рынке (в конкретном месте) социально-экономические, торговые и другие условия реализации товара.

Конъюнктура зависит  от позиции (роли) субъекта и бывает благоприятной и неблагоприятной (как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя).

Факторы, влияющие на состояние  конъюнктуры

1. Масштабы производства  товаров.

2. Размеры товарных  запасов.

3. Динамика цен и доходов.

4. Организация торговли  и рекламы.

Возможные соотношения  спроса и предложения: (варианты конъюнктуры рынка)

— предложение превышает спрос (затоваривание рынка),

— спрос превышает предложение (дефицит),

— спрос равен предложению (ситуация равновесия).

Избыток — ситуация, при которой предложение превышает спрос.

Дефицит — ситуация, при которой спрос превышает предложение.

Состояние равновесия — тот центр, вокруг которого происходит колебание цен на рынке, с одной стороны, с другой — это то значение цены, при котором спрос равен предложению.

Все товары, которые доставляются на рынок, полностью удовлетворяют  покупателя как по качеству, так  и по количеству и уровню цены (со стороны спроса).

Все ресурсы, вовлеченные  в производство данного товара оказываются израсходованы правильно, затраты общества на производство данных товаров признанны, так как товар продан, следовательно, экономика функционирует эффективно.

Это состояние наиболее эффективного равновесия экономики. В  это состояние экономику приводит конкуренция. 
Рыночные показатели и их виды

 

Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, реализации и потребления товара. Конкуренция возникает не только на рынке, но и в сфере производства (до момента реализации товара).

Три типа конкурентной борьбы

Конкуренция между продавцами за наиболее выгодные условия производства и реализации товара.

Конкуренция между потребителями (покупателями) за наиболее выгодные условия потребления (покупки) товара.

Конкуренция между продавцами и покупателями за цену товара.

Обе стороны заинтересованы в той цене, которая удовлетворяет  обе стороны (а не покупатели —  в низкой, продавцы — в высокой).

Формы конкурентной борьбы

Ценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция:

а) добросовестная,

б) недобросовестная (запрещена  законом).

Конкуренция в России регулируется законодательно — Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Цена равновесия — устанавливается в случае равенства спроса предложению.

Цена спроса (цена покупателя) — та предельная максимальная цена, за которую покупатель еще готов купить товар (верхняя граница рыночной цены определяется уровнем доходов покупателей).

Цена предложения (цена продавца) — та предельная минимальная цена, за которую продавец еще готов продать товар (нижняя граница рыночной цены определяется издержками производства).

В основе содержания цены лежат две теории:

— трудовая теория стоимости (классическая политэкономия — А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти и К. Маркс);

— теория предельной полезности (Е. Бьем–Баверк, К. Менгер, Ф. Визер — австрийская школа предельной полезности). 
Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности

 

Цена — стоимость товаров, выраженная в деньгах (денежная форма стоимости).

Любой товар, который предлагается на рынке, — результат труда (с одной стороны — живого, с другой — овеществленного, затраченного на производство продукта. Пример: на фабрике есть живые работники, а есть машины, станки, сделанные раньше).

Затраты на один и тот  же товар могут быть различными. В основе цены будут положены те затраты, которые необходимы для производства подавляющей массы товаров данного вида (при средних условиях производства данной отрасли — общественно необходимые затраты данного вида труда).

Существуют предприятия, на которых данные затраты высокие, низкие, те, которые производят наибольшее количество продукции и имеют средний уровень затрат.

Следовательно:

1) в основе цены  лежат общественно необходимые затраты труда;

2) в зависимости от  уровня спроса и предложения цена может отклоняться.

Теория предельной полезности

(субъективная теория  предельной полезности)

Полезность — свойство товаров удовлетворять потребность.

Каждый товар оценивается  по-своему разными потребителями (пример: очки).

По мере удовлетворения потребности (насыщение потребности) каждая следующая единица товара менее полезна.

Принцип убывающей полезности — полезность убывает с каждой последующей единицей одного и того же товара (блага).

Мера полезности — деньги.

Цена товара — определяется полезностью последней единицы товара (наименьшей полезностью).

С одной стороны, продавец продает то, что ему меньше всего  нужно, с другой — не дешевле, чем  на нее затрачено.

Цена складывается из двух компонентов:

— издержек на производство товара;

— предельной полезности.

 

Общее двух теорий (стоимости  и предельной полезности)

Издержки (затраты). В  первом случае — затраты труда. Во втором — субъективная оценка полезности.

Элемент полезности и  в первом случае присутствует тоже — бесполезный товар никто  не купит (потребительная стоимость товара — способность товара удовлетворять потребность). 
Признаки рынка свободной конкуренции

 

Неограниченное число  участников конкуренции, свободный  вход и выход с рынка.

Абсолютная мобильность  всех видов ресурсов (свободное перемещение ресурсов из отрасли в отрасль). Отсутствие отраслевых барьеров.

Полная информированность  каждого участника рыночных отношений о состоянии рынка.

Абсолютная однородность одноименных товаров (выражается в  отсутствии торговых марок).

Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками (в частности, диктовать цены на рынке), так как число участников на рынке свободной конкуренции велико и доля каждого в совокупном объеме предложения не велика.

Пример рынка свободной  конкуренции — рынок сельскохозяйственной продукции.

Преимущества рыночной системы

1. Рыночный механизм  с высокой степенью эффективности  решает проблему производства необходимых потребителю товаров и услуг.

2. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями.

3. В свободной рыночной  экономике отсутствуют такие  явления, как дефицит, товарный голод, очереди и т. п.

4. Рыночная система  стремится использовать имеющиеся  ресурсы наиболее эффективным образом (НТП). Производитель в условиях конкуренции может получить прибыль лишь путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства.

5. Рыночный механизм  устанавливает четкую зависимость  между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Следовательно, поддерживаются действенные стимулы к труду.

6. В рыночной экономике не существует производства ради него самого. В центре рынка — потребитель, на которого и ориентируется производство. Основная задача любого товаропроизводителя — найти потребителя своей продукции. От решения этой задачи зависит благосостояние товаропроизводителя. Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает непосредственное влияние на ассортимент рыночной продукции.

7. Наличие экономической  свободы, которая подразумевает  свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов, свободу выбора продавцов и покупателей, свободное ценообразование.

8. Рынок — саморегулирующаяся  система, способная эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

9. Рынок — не умозрительная  система искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Эта система возникла много тысячелетий назад, развиваясь естественным путем, прошла сложный путь развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям, доказав свою жизнеспособность. (В большинстве промышленно развитых стран господствуют именно рыночные отношения).

 

Недостатки (издержки) рынка

 

1. Тенденция к установлению  равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия (не только на частных рынках, но и совокупное рыночное равновесие — между совокупным спросом и совокупным предложением).

2. Рыночная экономика  достаточно нестабильная системы.  Нестабильность (макроэкономическая) проявляется в:

— неустойчивых темпах экономического роста;

— циклическом характере развития;

— недоиспользовании ресурсов и неполной занятости;

— нестабильности общего уровня цен и инфляции;

— периодическом колебании объема национального продукта, занятости и цен;

— тайных сговорах товаропроизводителей;

— монополизации рынка;

— поглощении слабых производителей более сильными.

3. В рыночной системе  не заложен механизм производства  некоммерческих благ (общественных благ).

4. Дифференциация доходов  и другие социальные проблемы.

Недостатки рыночного  механизма приводят к необходимости его регулирования, некоторого вмешательства государства (не затрагивающего, однако, непосредственно работу самого рыночного механизма):

— проведение макроэкономической политики (антициклическая, антиинфляционная, антимонопольная и др.);

— производство общественных благ;

— решение социальных проблем.

Формирование системы  рыночных отношений

1. Либерализация (цен,  хозяйственных операций, внешнеэкономических  отношений).

2. Структурные преобразования (разгосударствление, приватизация, демонополизация).

3. Формирование конкурентной среды.

4. Институциональные  преобразования (создание рыночной  инфраструктуры; формирование нового рыночного законодательства; подготовка рыночных кадров).

5. Формирование социальной  ориентации:

— первоочередные меры помощи социально незащищенным и бедным слоям населения;

— создание целой системы социальной защиты;

— формирование развитого (цивилизованного) рынка труда.

6. Преобразование структуры  народного хозяйства: 

— конверсия;

— стимулирование прогрессивных отраслей;

— программы структурных преобразований отраслей и регионов.

 

Литература

 

1. Борисов Е. Б. Экономическая  теория: Учеб. — М.: Юристъ, 1997. — 568 с.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая  теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. — М., 1996. — 476 с.

3. Харалд В., Якобсен У. Рыночная экономика: В 15 кн. — М.: Внешторгиздат, 1991. — Кн.1. Маркетинг 1: Общее введение в современный маркетинг. Общество. Предприятие. Потребитель. — 285с.

4. Вопросы исследования  экономических отношений и механизмов рынка: Сб. ст. (по материалам межкафедр. науч.-практ. конф., апрель 1999 г.). — Вып. 3. — М.: ИМ, 2000. — 124 с.

5. Гальперин В. М.  и др. Микроэкономика. — СПб.: Экономическая школа, 1994. — Т. 1. — 348 с.

6. Гуськова М. Ф.  Экономика: 100 вопросов — 100 ответов:  Учеб. пос. / М. Ф. Гуськова, П. Ф. Стерликов, Ф. Ф. Стерликов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 278 с.

7. Доллан Э. Дж. Линдсей  Д. Микроэкономика / Пер. с англ. — СПб.: Литера плюс, 1994. — 446 с. 

8. Емцов Р. Г., Лукин  М. Ю. Микроэкономика: Учеб. / Под  общ. ред. А. В. Сидоровича. — 2-е изд.. — М.: Изд-во «Дело», «Сервис», 1999. — 317 с.

9. Курс экономической  теории. / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Ки-селевой. — Киров, 1994; 1998. — 624 с.

10. Курс экономической  теории: Учеб. пос./ Под ред. А. В.  Сидоровича. — СПб.: Экономическая школа, 1997.

11. Макконнелл К., Брю  С. Экономикс. Принципы, проблемы  и политика. — В 2 т. / Пер. с  англ. — М.: Республика, 1995.

12. Микроэкономика в  таблицах и графиках: Учеб. / Под.  ред. Б. В. Прыкина и др. —  М.: ЮНИТИ, Финансы, 1999. — 503 с.

Информация о работе Рыночная экономическая система и условия ее возникновения