Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:08, реферат
Таким образом, целью данного реферата является:
* исследование состояния современных экономических систем;
* раскрытие причин рыночного неравновесия;
* изложение возможных решений преодоления неравновесия.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 3
1.1 Экономическая система. Типы экономических систем 3
2. РЫНОЧНОЕ НЕРАВНОВЕСИЕ КАК НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕСОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМ ....9
2.1 Экономическое содержание рыночного неравновесия 9
2.2 Факторы, влияющие на неравномерное развитие систем 11
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЫНОЧНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ 18
3.1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Достоинства рыночной системы несомненны, по пути рыночной организации хозяйства идут в настоящее время почти все страны мира. Но из этого не следует, что у нее отсутствуют недостатки.
Как известно, в окружающем нас мире все его составляющие окрашены с позиций интересов общества в различные цвета, Мир многоцветен. Так и у рыночной системы все компоненты по-разному соотносятся с интересами общества. У рынка есть свои недостатки. Например, решение ряда таких социально-экономических проблем, как: массовая безработица, инфляция, монополизм, рынку не подвластно.
Ситуацию, когда рынок не в состоянии эффективно распределять ресурсы, экономисты определяют как «провалы рынка», т.е. рынок не в состоянии регулировать и координировать весь спектр экономических явлений и процессов.
Кроме явных ограниченных
возможностей рынка, требующих дополнений
к действию рыночного механизма,
существует и еще ряд обстоятельств,
объективно определяющих необходимость
стороннего вмешательства в работу
рынка, для чего нужен специальный
орган, способный существенно
Государственное регулирование
рыночной экономики представляет собой
процесс воздействия на социально-экономическую
систему данного общества правомочными
государственными органами при помощи
системы законодательных, административных
и контрольных мер с целью
повышения эффективности
Государство в политике регулирования
экономики ставит ряд целей. Прежде
всего, поддержание
- противодействие колебаниям в экономике; -стимулирование роста производства; -обеспечение полной занятости;
- повышение эффективности общественного производства;
- справедливое распределение дохода;
- стабильность цен, недопущение инфляции;
- сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Решение задач, связанных с достижением каждой из поставленных целей, имеет свою специфику и может осуществляться по различным направлениям.
Так например, для того чтобы не допустить рост инфляции существуют конкретные, специально разработанные методы регулирования:
* политика доходов, которая предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна - с отменой фиксации цены вновь начинают расти.
* дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
8. Экономическая теория: Учебник.-2-е изд. / Под ред. Николаевой И. П.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.—523с.
А нейтрализацию циклических колебаний и их последствий в экономике государство может осуществлять по другим направлениям.
Одним из них может быть расширение совокупного спроса. Регулирование спроса государство реализует с помощью снижения налогового бремени, принятия мер для роста доходов или снижения процента.
Выше перечисленные цели государство осуществляет на основе административных и экономических методов.
К административным методам государственного регулирования относятся методы разрешения, запрета и принуждения.
С помощью разрешительных административных методов государство осуществляет регулирование развития определенных сфер деятельности.
Запретительные способы наиболее распространены в деле охраны окружающей среды и в использовании невоспроизводимых ресурсов. Например, государство вправе запретить производство тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу.
Административные методы принуждения особенно эффективны для регулирования деятельности монополий. Так, государство заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предпринимателей исполнять нормы государственных правовых актов - трудовой и административный кодексы, законы о минимальной оплате труда, о продолжительности рабочей недели и т.д.
Инструментами административных методов регулирования являются правовые и нормативные акты и правила. К ним относятся конституция страны, законы центральных органов власти, зафиксированные в различных кодексах, указы президента страны, постановления правительства и распоряжения его отдельных структур (министерств), федеральные правила, стандарты и уставы, а также законы и нормативы, принятые местными органами государственной власти.
Экономические методы - основные инструменты регулирования рыночной экономики, не предполагают прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет субъектов экономики действовать в желательном для государства русле.
Экономические регуляторы используются государством с целью прямого и косвенного воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия
на экономику: различные формы целевого
финансирования секторов экономики, регионов,
фирм, в виде субвенций или субсидий,
дотаций, пособий из специальных
бюджетных и внебюджетных фондов
общенационального и
Использование денежно-кредитной системы в качестве одного из экономических методов регулирования предполагает и косвенное воздействие государства на принятие решений экономическими субъектами. Так, государство с помощью центрального банка может изменять процентную ставку, улучшая или, наоборот, ухудшая условия получения кредита, и тем самым влиять на инвестиционный климат.
Макроэкономическая политика государства не сможет устранить полностью макроэкономическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например, гиперинфляции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам проведения исследования следует сделать выводы.
Под экономической системой
понимают сложную, упорядоченную совокупность
всех экономических отношений и
видов хозяйственной
В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: традиционные, рыночные, командно-административные и смешанные.
Большинство стран сегодня - в рыночной экономике. Рыночная система -идеальная экономическая система. В «чистом виде» такая экономика не существует.
Российская экономика
относится к экономической
Неравновесие, нестабильность
- отклонение ключевых показателей
от равновесного состояния системы.
Это проявляется в
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, так как имеет ряд недостатков, которые рынку не подвластны:
* бесконечная цикличная природа;
* неравномерномерность в распределении национальных богатств;
* монополистические тенденции в экономике и т.д.
Для осуществления регулирования экономических процессов государству требуется комплексная система методов и инструментов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2011.-480с.
2. Экономическая теория: Учебник.-2-е изд. / Под ред. Николаевой И. П-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-523с.
3. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. -10-е изд.,перераб. и доп. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2011.-592 с.
4. Экономическая теория: Учебник /под ред. Носовой С.С. - М.: КНОРУС, 2009.-383С.
5. Официальный сайт студенческой библиотеки - www.bibliotekar.ru
6. Николаев М. В. - О критериях неравновесия экономической системы// Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал - 2012. - № 3 (39)
7. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Пособие для абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений-Ростов - на- Дону: «Учитель», 2009.-304с.
8. Официальный сайт интернет словаря - dic.academic.ru
9. В.Е. Маневич. Российская экономическая и кейнсианская теория: Институт проблем рынка.-№10, 2009.
10.Экономика: Учебник для студентов естественно-научных
специальностей. - Э Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009 - 223с: ил.
11.Официальный сайт интернет энциклопедии - ru.wikipedia.org
12. Деньги, кредит, банки:
Учебник.-4-е изд./под ред.
Приложение 1
~ ^ ^7 у
Рис. 3. Кривая совокупного спроса
Р
AS
3
О
у
Рис. 4. Кривая совокупного предложения
Время
| Экономический
ЦИКЛ
Рис. 6. Фазы экономического цикла
Инфляция спроса
Дефицит гос. бюджета
Избыточное кредитование
Внешне -
экономические
причины
Рис. 7. Основные факторы инфляции спроса
1 Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Пособие для абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений.-Ростов - на- Дону: «Учитель», 2009.-304с
2 3 Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2011.-480с.
3 В.Е. Маневич - Неравновесный анализ Роберта Клауэра// Институт проблем рынка,- 2010. -№ 1
4 Экономика: Учебник для студентов естественно-научных специальностей. - Э Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2009,- 223с: ил.
5 Деньги, кредит, банки: Учебник.-4-е изд./под ред. Жукова В.Ф.-М.: ЮНИТИ, 2011 .—783с.
6 Официальный сайт интернет энциклопедии - ru.wikipedia.org
Информация о работе Рыночное неравновесие как нормальное состояние реальных экономических систем