Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:42, контрольная работа
Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и форм деятельности — декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Введение-----------------------------------------------------------------3
Глава 1. Спрос-------------------------------------------------------7
Закон спроса-----------------------------------------------------7
Кривая спроса---------------------------------------------------8
Неценовые детерминанты спроса---------------------------9
Изменение величины спроса---------------------------------11
Глава 2. Предложение-----------------------------------------------12
2.1. Закон предложения----------------------------------------------12
2.2. Кривая предложения--------------------------------------------12
2.3. Неценовые детерминанты-------------------------------------13
2.4. Изменение величины предложения--------------------------15
Глава 3. Предложение и спрос: рыночное равновесие и равновесная цена-----------------------------------------------------16
3.1. Как рынок определяет цену продукта и количество-----16
3.2. Изменение спроса------------------------------------------------17
3.3. Изменение предложения---------------------------------------18
Глава 4. Конкуренция – двигающий механизм рынка----21
4.1. Конкуренция------------------------------------------------------21
4.2. Преимущества рыночного механизма-----------------------22
4.3. Недостатки рыночного механизма---------------------------25
Заключение-------------------------------------------------------------27
Список литературы--------------------------------------------------28
Рис.2. Изменение в спросе
Итак, неценовые детерминанты спроса вызывают «изменения в спросе».
1.4. Изменение величины спроса
«Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса) (рис. 2). Изменение же величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.
Изменение одной или более детерминант спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например, от Di к D 2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например от Di к Вз. Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем рисунке - от а к Ь.
Глава 2. Предложения
2.1. Закон предложения
Предложение следует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
2.2. Кривая предложения
Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.
Величина предложение у
Рис.3. Кривая индивидуального предложения.
Кривая индивидуального предложения представлена в виде восходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой существует прямая связь. По закону предложения, производители производят большее количества продукта, если цена на него растет.
2.3. Неценовые детерминанты
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
К
основным неценовым детерминантам
предложения относятся следующи
Рассмотрим подробнее воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант (рис. 4)..
предложения
Рис.4. Изменения в предложении.
Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от а до b означает изменение величины предложения
1. Цена на ресурсы: снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.
2. Технология: нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить предложение.
3. Налоги и дотации: предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары: изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания: ожидания изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этой продукции.
6. Число продавцов: чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Итак, неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении.
2.4. Изменение величины предложения
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.
Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
Глава 3. Предложение и спрос: рыночное равновесие и равновесная цена
3.1. Как рынок определяет цену продукта и количество
Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается.
Количество
Рис. 5. Равновесная цена и количество продукта определяются рыночным спросом и предложением
Точка пересечения Е нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену, в данном случае 3 долл. Только при этой цене количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки данного продукта.
Когда цена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются — это называется равновесной ценой.
В нашем примере такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 долл. При любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, — в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменения цены, которые, в конечном счете, завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.
Способность предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
В приведенном случае равновесная цена 3 долл. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникать.
3.2. Изменение спроса
Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 6, а. Как это повлияет на цену? Ответ: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Как показано на рисунке 6, б уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.
3.3. Изменение предложения
Теперь рассмотрим
воздействие изменения
Совершенно
очевидно, что может возникать
множество более сложных случае
Первый случай. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? Ответ: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
Второй возможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае равно-направлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.
А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену - эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, то, в конечном счете, равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.
Теперь перенесем наш анализ спроса и предложения на рынок иностранных валют, т.е. на рынок, где разные национальные валюты обмениваются друг на друга. Здесь важно подчеркнуть два обстоятельства:
1) реальные рынки иностранных
валют — это конкурентные рынки,
характеризующиеся большим числом покупателей
и продавцов, торгующих
такими стандартными «продуктами»,
как американский доллар, немецкая марка,
британский фунт стерлингов или японская
иена;
2) цена, или обменный курс, национальной валюты — это необычная цена — в том смысле, что она связывает все внутренние цены со всеми иностранными ценами. В результате изменения обменного курса могут произойти очень важные последствия для внутреннего производства и занятости какой-либо страны.
Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары. А предложение может изменяться под влиянием изменений ресурсных цен, технологии или налогов.
6)
Рис. 6. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта: а - увеличение спроса; 6 -уменьшение спроса; в -увеличение предложения; г - уменьшение предложения.
Наш анализ был бы неполным,
если бы мы не рассмотрели воздействие измене
Глава 4. Конкуренция - двигающий механизм рынка
4.1. Конкуренция
Двигающим механизмом рынка является конкуренция. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Мы видели, что увеличение потребительского спроса на какой-нибудь продукт повышает цену этого товара сверх издержек его производства, включающих заработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль. Образующаяся в результате экономическая прибыль служит, по существу, сигналом для производителей о том, что общество требует большое количество этого продукта. Именно конкуренция -особенно способность новых фирм вступать в данную отрасль - одновременно вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, точно соответствующего издержкам производства. Однако если в отрасли отсутствует конкуренция и в ней господствует, скажем, одна гигантская фирма (монополист), которая в состоянии воспрепятствовать вступлению в отрасль потенциальных конкурентов, такая фирма может, предотвращая расширение отрасли, продолжать извлекать экономическую прибыль.
Информация о работе Рыночный механизм, его сущность и механизмы