Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Высокие налоговые ставки вынуждают плательщиков крупных налоговых сумм искать и находить различные способы экономить на уплате налогов. Один из наиболее часто применяемых приемов уклонения от налогов - перевод капиталов в страны с более выгодными условиями налогового обложения - офшорные зоны. Это название происходит от английского слова "Off-shore" - на расстоянии от берега, т.е. территория, удаленная от главных финансовых центров развитых стран мира.

Содержание

Налоговая политика в свободных экономических зонах……………………………………………………………3 стр
Свободные экономические зоны в Китайской Народной Республике ………………………………………………………………......13 стр
Список использованных источников……………………………......23 стр

Вложенные файлы: 1 файл

СЭЗ.docx

— 53.46 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этим законом  НДС с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке, хранению при перевозке  и перевалке товаров из зоны на остальную часть таможенной территории РФ (и из нее в зону) - не взимается.

Кроме того, российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы в соответствии не только с налоговым законодательством Российской Федерации, но и законодательством Калининградской области.

Однако перед федеральными и местными законодательными органами возникает проблема противодействия  превращению Калининградской области в зону чистого офшора. Такая трансформация влечет за собой отказ от взимания всех федеральных налогов и сборов, установление особого порядка регистрации налогоплательщиков, введение налоговой границы между областью и основной территорией России, приравнивание поставок товаров (работ, услуг) на территории области к импорту (экспорту), принятие решений, резко упрощающих ведение бизнеса в регионе, изменение критериев резидентства предприятий и физических лиц.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и действуют следующие  СЭЗ:

  • Особая экономическая зона в Калининградской области;
  • СЭЗ "Находка" в Приморском крае;
  • СЭЗ "ЕВА" в Еврейской автономной области;
  • СЭЗ в Алтайском крае;
  • СЭЗ "Сахалин" в Сахалинской области;
  • СЭЗ "Выборг" в Ленинградской области;
  • СЭЗ "Садко" в Новгородской области;
  • СЭЗ "Кузбасс" в Кемеровской области;
  • СЭЗ "Даурия" в Читинской области;
  • СЭЗ "Я нтарь" в Калининградской области;
  • СЭЗ "Кабардино-Балкария";
  • Особая экономическая зона в Магаданской области и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные экономические  зоны в КНР

СЭЗ способствует привлечению  иностранного капитала и зарубежной технологии, расширению экспорта и  притоку валюты, увеличению занятости, ускорению процесса структурных  изменений в производстве, открытию границ для сотрудничества.

80-е и 90-е годы для  КНР были периодом перехода  к последовательному проведению  открытой экономической политики, включению национального хозяйства  в мировое хозяйство и более  активному участию в интеграционных  процессах. Такая стратегия получила  воплощение в создании свободных  экономических зон. Эти зоны  относятся к числу наиболее  развитых регионов Китая, имеют  выгодное географическое расположение, хорошую производственную базу  и выпускают почти четверть  всей валовой промышленной и  сельскохозяйственной продукции  страны.

Функционирование СЭЗ  показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального  использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения  развития всего национального хозяйства  Китая и его активного включения  в международное разделение труда. И это доказывается тем фактом, что темпы роста экономики  в этих районах значительно выше, чем в других регионах КНР. СЭЗ  стали основным каналом привлечения  из-за рубежа финансовых средств, современных  технологий и передового управленческого  опыта.

Как показывает китайский  опыт, распространение элементов  рыночного механизма в экономике  СЭЗ должно сопровождаться разработкой  и активным применением экономических  рычагов государственного регулирования, а также усилением экономической  обоснованности административных и  правовых методов управления экономикой.

Стремление СЭЗ Китая  достичь больше эффективности в  использовании иностранного капитала выражается в расширении в последние  годы диапазона каналов и форм сотрудничества с зарубежными партнерами. Изучение и анализ современного состояния разных форм иностранных инвестиций позволяет выявить некоторые тенденции их развития: заметно снижается доля компенсационных и поручительных соглашений в общем объеме инвестиций; контрактные СП, являющиеся лидером и по числу проектов, и по объему инвестиций в 80-е годы, теперь стали уступать как паевым СП, так и чисто иностранным предприятиям; набирает оборот развитие акционерной формы вложения финансовых средств; лидером инвестиций пока остаются паевые СП, но наблюдается тенденция, дающая основание предполагать, что их место со времени займут чисто иностранные предприятия.

Под государственным контролем  иностранный капитал в СЭЗ  направляется на развитие экспортной базы, причем предпочтение отдается таким  отраслям, как электроника, производство средств механизации и автоматизации  производства, технологического и химического  оборудования, приобретению современных  технологий. Государственная отраслевая политика позволяет изменить структуру  промышленного    производства    Китая    в    направлении    налаживания выпуска и экспорта новых видов продукции, расширения ассортимента экспортируемых товаров, а также замены ряда импортируемых  изделий отечественными.

На современном этапе  для СЭЗ Китая важное значение приобретает процесс технологической оснащенности. Сотрудничество СЭЗ с развитыми странами рассматривается прежде всего как стимул интернационализации научно-технического прогресса за счет постоянного внедрения достижений НТП и распространения их на всю промышленную систему СЭЗ.

Немало важно и то обстоятельство, что развитие СЭЗ заметно оживило  внешнеэкономическую деятельность в целом. Активное привлечение внешних финансовых средств позволило Китаю развернуть широкомасштабную экспортную программу и тем самым стимулировать общий объем внешней торговли.

По абсолютным показателям  производства ряда важнейших видов  промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире.

Наряду с высоким темпом экономического роста в СЭЗ имеют  место и некоторые проблемы. Нередко  случается потеря контроля над инвестициями, объемом и структурой потребления.

Макроэкономические колебания  отрицательно влияют на развитие экономики  СЭЗ. Особую негативную роль играет инфляция, которая подает ложные сигналы, порождающие  фиктивный бум и ошибочное  размещение ресурсов в народном хозяйстве. Эти проблемы необходимо устранять, чтобы добиться рациональной увязки роста экономики и ее стабильности.

Практика показывает, что  наблюдающаяся в современном  мире неуклонная тенденция к росту  взаимной зависимости между различными странами все более набирает силу. В этих условиях совершенствование  инвестиционного климата в СЭЗ  является не единовременной акцией, а  сложным и длительным процессом, требующим периодического возврата к уже, казалось бы, решенным вопросам, их пересмотра с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.

Но несмотря на трудности, Китай, все же добился значительного роста совокупной мощи государства и существенного усиления позиции страны в международном разделении труда.

 
  

 

В настоящее время на территории Китая действуют следующие основные административно-экономические образования  с льготными режимами:

- 5 специальных экономических  зон: Шэньчжэнь[1], Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);

- 90 зон технико-экономического  развития государственного уровня: в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;

- 75 зон новых и высоких  технологий, в том числе наиболее  известные:

  • Технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине;
  • Парк высоких технологий «Чжанцзян» в районе Пудун г. Шанхай;
  • Парк высоких технологий в г. Тяньцзинь;
  • Открытая зона высоких технологий в г. Нанкин;
  • Открытая зона высоких технологий в г Чэнду;
  • Открытая зона высоких технологий в г. Гуанчжоу.

- 13 свободных таможенных  зон: в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь.

- 14 зон приграничного  экономического сотрудничества  государственного уровня: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань).

Специальные экономические  зоны (СЭЗ) (经济特区)

5 СЭЗ были созданы на  восточном побережье Китая в  начале 80-х годов в целях активизации  привлечения иностранных инвестиций.

В настоящее время СЭЗ  продолжают играть значительную роль в развитии местной экономики. В2012 г. суммарный объем внешней торговли 5 зон увеличился на 9,4% по сравнению  с2011 г. и составил 609,97 млрд. долл., в  том числе экспорт – 347,69 млрд. долл. (+8,4%), импорт – 262,28 млрд. долл. (+9,5%).

Внешняя торговля СЭЗ КНР в 2012 г.

(по данным  ГТУ КНР, млрд. долл.)

СЭЗ

Стоимость (млн.долл.)

Прирост (%)

Товарооб.

Экспорт

Импорт

Товарооб.

Экспорт

Импорт

Шэньчжэнь

466,78

271,36

195,42

12,7

10.5

15,9

Сямэнь

74,38

45.38

29,00

6,0

6.4

5.4

Чжухай

45,7

21,63

24,04

-11,6

-9,8

-13,1

Шаньтоу

8,8

6,16

2,64

0,2

3,5

-6,9

Хайнань

14,33

3,14

11,19

12,3

23,7

9,5

Всего

609,97

347,69

262,28

9.4

8,4

10,8


 

 

Согласно льготному режиму, действующему на территории СЭЗ, администрации  зон в лице Управляющих комитетов  пользуются правами провинциальных правительств в области регулирования  местной экономики и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, они самостоятельны в вопросах заимствования средств  на мировом и внутреннем кредитных  рынках, размещения за рубежом облигаций  в рамках лимитов, предоставляемых  центральным правительством. При  этом они отвечают за свои обязательства  местными ресурсами.

Предел иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долл. (ранее – 30 млн. долл.). Удельный вес инвестиций иностранного резидента  должен составлять не менее 25% уставного  капитала в создаваемом предприятии.

В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным  освобождением от уплаты данного  налога (первые 2 года – налог не взимается, следующие 3 года – 50% от действующей  ставки). До2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон - 33%). В соответствии с Уведомлением № 39 Госсовета (Правительства) КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26 декабря2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ и других основных типов льготных зон с 1 января2008 г. действует 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога: в2008 г. – 18%,2009 г. – 20%,2010 г. – 22%,2011 г. – 24%,2012 г. – 25%. Данное правило распространяется только на резидентов, которые были зарегистрированы до 15 марта2007 г. и ранее пользовались льготной ставкой налога в размере 15%. В отношении «новых» резидентов, зарегистрированных после 15 марта2007 г., с 1 января2008 г. была введена единая для всех предприятий КНР ставка налога на прибыль в размере 25%. Для резидентов, которые ранее пользовались льготной ставкой налога на прибыль в размере 24% (резиденты зон приграничного сотрудничества, «открытых» приморских городов), ставка указанного налога с2008 г. была увеличена до 25%.

В отношении резидентов СЭЗ, занятых в сферах торговли, переработки, ремонта, а также в импортно-экспортных операциях, действует ставка НДС  в 17%, как и на всей территории КНР. При этом НДС и таможенные платежи  не взимаются при импорте производственного  оборудования и материалов, ввозимых иностранным резидентом в счет своей  доли в предприятии.

Налог с хозяйственной  деятельности, потребительский налог (акциз), личный подоходный налог и  другие виды налогов, существующие в  КНР, в СЭЗ уплачивается по тем  же ставкам, что и на остальной  территории страны.

Информация о работе Свободные экономические зоны