Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:
Дать определение свободной экономической зоны;
Определить сущность формирования таких зон;
Исследовать особенности свободных экономических зон в иностранных государствах;
Сравнить отечественный и зарубежный опыты функционирования СЭЗ.

Содержание

Введение 3
1.Понятие свободных экономических зон и их классификация 5
2.Особенности функционирования ОЭЗ зарубежом 6
3.Особые экономические зоны в Российской Федерации 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства

  и государственной службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

Южно-Российский институт филиал

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила :

студент 5 курса

группы 652

заочной формы обучения

Тихонова Анна Николаевна

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону – 2012 

Оглавление

 

Введение 3

1.Понятие  свободных экономических зон  и их классификация 5

2.Особенности  функционирования ОЭЗ зарубежом 6

3.Особые экономические  зоны в Российской Федерации 7

Заключение 8

Список использованной литературы 9

 

 

Введение

 

Интернационализация хозяйственной  жизни, потребность более эффективного использования  географических и  иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах  особых  экономических зон. В различных  вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии,  Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и  в ряде других государств.  В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона  классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х  годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26) , Испании (22) , Италии (11) , во Франции (10) , в Финляндии (7) , ФРГ (6) .  Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные  зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам:  таможенной, зоне экспортного производства и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона  вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава) 1. В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельствовал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:

  • связь с  международными рынками (транспортные и телекоммуникационные возможности) ;
  • степень развития  инфраструктуры, в том числе деловой инфраструктуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские,  информационные и другие службы, биржи и т.п.);
  • определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные  отношения, использовать квалифицированный персонал;
  • обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
  • обеспеченность кадрами специалистов в области  практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с  зарубежными странами.

Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение  и привлекательность для  иностранного инвестора. В любом случае зоны, как  правило, создавались на ограниченных пространствах.

На мой взгляд, данная тема является актуальной в настоящее  время, так как свободные экономические  зоны являются центром притяжения капитала, как иностранного так и национального, что немало важно для любой страны.

Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:

  1. Дать определение свободной экономической зоны;
  2. Определить сущность формирования таких зон;
  3. Исследовать особенности свободных экономических зон в иностранных государствах;
  4. Сравнить отечественный и зарубежный опыты функционирования СЭЗ.  

1.Понятие  свободных экономических зон  и их классификация

Свободная экономическая зона— ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей2.

Главная цель создания таких  зон — решение стратегических задач развития государства в  целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических  задач.

Цели создания с точки  зрения государства можно выделить следующие:

  • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Импортозамещение.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

А вот с точки зрения инвесторов выделяют другие цели создания СЭЗ:

  • Освоение новых рынков сбыта.
  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.

Классификация свободных  экономических зон в разных источниках представлена по-разному. Но чаще всего  в экономической литературе можно  встретить следующую классификацию. СЭЗ могут быть сгруппированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот3.

Итак, по функциям экономические зоны делятся на:

  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  2. Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  3. Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  4. Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  5. Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
  6. Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику СЭЗ бывают:

  1. Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
  2. Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот свободные экономические зоны классифицируются на:

  1. Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  2. Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  3. Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  4. Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  1. Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ;
  2. Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ;
  3. Портовые зоны;
  4. Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской  области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской  области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г4..

Обширные территории, расположенные  в крупных промышленных регионах страны, представляют собой промышленные ОЭЗ. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

 Промышленные зоны  располагаются на территории  Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (СЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих  богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает  большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и  налоговых преференций, доступ к  профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные  ОЭЗ привлекательными для венчурных  фондов, а также разработчиков  и производителей высокотехнологичной  продукции.

Четыре инновационные  зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Располагаясь в самых  живописных и востребованных туристами  регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия  для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон  располагаются на территории Иркутской  области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской  области, Ставропольского края, Приморского  края. Еще шесть вновь созданных  ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление  развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр  России Владимир Путин подписал  постановление № 800 Правительства  РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило  в силу.

30 ноября 2011 года на заседании  наблюдательного совета ПОЭЗ  была принята концепция создания  и развития портовой особой  экономической зоны в Мурманской  области. 

Информация о работе Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом