Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:32, курсовая работа
Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:
Дать определение свободной экономической зоны;
Определить сущность формирования таких зон;
Исследовать особенности свободных экономических зон в иностранных государствах;
Сравнить отечественный и зарубежный опыты функционирования СЭЗ.
Введение 3
1.Понятие свободных экономических зон и их классификация 5
2.Особенности функционирования ОЭЗ зарубежом 6
3.Особые экономические зоны в Российской Федерации 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Южно-Российский институт филиал
Факультет управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом »
Выполнила :
студент 5 курса
группы 652
заочной формы обучения
Тихонова Анна Николаевна
Проверил:
г.Ростов-на-Дону
– 2012
Оглавление
Введение 3
1.Понятие свободных экономических зон и их классификация 5
2.Особенности
функционирования ОЭЗ зарубежом
3.Особые экономические зоны в Российской Федерации 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств. В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26) , Испании (22) , Италии (11) , во Франции (10) , в Финляндии (7) , ФРГ (6) . Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава) 1. В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельствовал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:
Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах.
На мой взгляд, данная
тема является актуальной в настоящее
время, так как свободные
Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:
Свободная экономическая зона— ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей2.
Главная цель создания таких
зон — решение стратегических
задач развития государства в
целом или отдельной
Цели создания с точки зрения государства можно выделить следующие:
А вот с точки зрения инвесторов выделяют другие цели создания СЭЗ:
Классификация свободных
экономических зон в разных источниках
представлена по-разному. Но чаще всего
в экономической литературе можно
встретить следующую
Итак, по функциям экономические зоны делятся на:
По степени интеграции в экономику СЭЗ бывают:
По системам льгот свободные экономические зоны классифицируются на:
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г4..
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны, представляют собой промышленные ОЭЗ. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (СЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.
Расположение инновационных
(технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших
научно-образовательных
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Располагаясь в самых
живописных и востребованных туристами
регионах России, туристические (туристско-рекреационные)
ОЭЗ предлагают благоприятные условия
для организации
Семь туристических зон
располагаются на территории Иркутской
области, Алтайского края, Республики
Алтай, Республики Бурятия, Калининградской
области, Ставропольского края, Приморского
края. Еще шесть вновь созданных
ОЭЗ располагаются в северо-
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью
особой экономической зоны на базе
аэропорта «Ульяновск-
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
2 октября 2010 года Премьер-Министр
России Владимир Путин
30 ноября 2011 года на заседании
наблюдательного совета ПОЭЗ
была принята концепция
Информация о работе Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом