Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:32, курсовая работа
Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:
Дать определение свободной экономической зоны;
Определить сущность формирования таких зон;
Исследовать особенности свободных экономических зон в иностранных государствах;
Сравнить отечественный и зарубежный опыты функционирования СЭЗ.
Введение 3
1.Понятие свободных экономических зон и их классификация 5
2.Особенности функционирования ОЭЗ зарубежом 6
3.Особые экономические зоны в Российской Федерации 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Авторы концепции считают,
что в случае реализации
По мнению авторов
документа, за период с 2010 по
2030 годы перевалка грузов в
Северном бассейне увеличится
в 1,7-2,4 раза. При этом ключевыми
станут порты Мурманск, Териберка
и Сабетта. Основной прирост грузопотока
в связи с освоением шельфовых месторождений
ожидается по наливным грузам, чему будет
способствовать строительство терминалов
в Териберке и на западном берегу Кольского
залива. Одновременно произойдёт прирост
грузопотока по сухим грузам вызванный
вводом в строй нового угольного терминала
в порту Мурманск5.
Впервые ОЭЗ были созданы
в США по акту 1934 г. в виде зон
внешней торговли. Их целью была
активизация внешнеторговой деятельности
посредством снижения таможенных издержек.
Предприятия, действующие в указанных
зонах, выводились из-под таможенного
контроля в США, если импортируемые
в зону товары затем направлялись
в третью страну. Другим мировым
лидером и законодателем в
области создания и опыта развития
и совершенствования ОЭЗ
В Японии широкое распространение получили т. н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое6.
В развивающихся странах
наибольшее распространение получили
экспортно-производственные зоны (ЭПЗ).
Их главные функции - достижение более
высокой степени
К примеру, в Малайзии такие зоны сыграли большую роль в переходе от импортозамещения к экспорту. Компаниям были предоставлены налоговые кредиты на инвестиции и льготы для инвесторов.
Мексика в 90-е годы прошла
путь от строгого протекционизма и
госконтроля во всех областях до практически
полной открытости и либерализации
экономики и широкой интеграции
в мировое хозяйство. В деле привлечения
инвестиций одна из главных ролей
в Мексике отводилась механизму
свободных экспортно-
Суть этого механизма заключалась в предоставлении иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.
Аналогичную роль для экономики
своих стран сыграли свободные
экономические зоны в Бразилии и
большинстве стран Юго-
У Китая - особый путь. Оценивая
эффективность свободных
В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве "головной открытой зоны".
После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения.
Все особые экономические
районы ориентированы на внешние
рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более
50% производимой там продукции. Здесь
развиваются главным образом
торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая
промышленность, а также научные
исследования. На территории ОЭР осуществляются
специфическая экономическая
Для создания особых экономических районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов8.
Практика функционирования свободных зон и соперничество между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой определенный набор льгот и стимулов.
Анализ позволяет выделить четыре основные группы льгот такого рода:
В реальной практике вышеперечисленные льготы могут применяться в любой комбинации. Но следует обратить внимание на то, что при нынешних масштабах создания свободных зон в мире налоговые льготы - далеко не главный стимул для привлечения иностранного капитала. Не менее важными могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качественная инфраструктура, надлежащая квалификация рабочей силы, возможность получения относительно дешевых кредитов на внутреннем рынке.
Совершенно новые возможности содержатся в создании совместных (межгосударственных, международных) территорий с особым финансово-экономическим режимом, при котором:
- повышается заинтересованность
транснациональных компаний (ТНК)
в объединении на локальной
территории финансовых, ресурсных,
технологических и рыночных
- реализуется
- появляется возможность
паритетного сопряжения
Это позволяет говорить о
зарождении пятого поколения зон - международных.
Характерной особенностью таких
зон является объединение нескольких
стран в торговые блоки, интеграционные
группировки для активизации
их внешнеэкономической
Создание НАФТА и ЕС
явилось стимулом для стран азиатского
региона и активизации
В современной мировой
экономике зоны свободной торговли
рассматриваются также и как
торговые блоки, объединяющие несколько
стран для активизации
В 2005 году в Российской Федерации
был принят Федеральный закон "Об
особых экономических зонах в
Российской Федерации", являющихся
одним из направлений развития предпринимательской
деятельности, а также формирования
оптимальных взаимоотношений
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также контроль за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах.
Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.
В настоящее время в
Российской Федерации создано 13 особых
экономических зон: две промышленно-
Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна".
Правовой аспект создания и функционирования особых экономических зон находится в развитии и нуждается в дальнейшей регламентации.
Согласно статье 4 Закона №116-ФЗ промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.
Технико-внедренческие особые
экономические зоны создаются не
более чем на двух участках территории,
общая площадь которых
Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.
Информация о работе Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом