Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:
Дать определение свободной экономической зоны;
Определить сущность формирования таких зон;
Исследовать особенности свободных экономических зон в иностранных государствах;
Сравнить отечественный и зарубежный опыты функционирования СЭЗ.

Содержание

Введение 3
1.Понятие свободных экономических зон и их классификация 5
2.Особенности функционирования ОЭЗ зарубежом 6
3.Особые экономические зоны в Российской Федерации 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

 Авторы концепции считают,  что в случае реализации проекта  создания портовой особой экономической  зоны грузооборот портов Кольского  Заполярья в период с 2015 по 2030 год вырастет в три раза - с 19,7 млн. тонн до 58,6 млн. тонн. При этом ежегодная сумма платежей  в бюджеты всех уровней составит  от 1,78 млрд. рублей в 2015-м году  до 8,75 млрд. рублей в 2030-м. 

 По мнению авторов  документа, за период с 2010 по 2030 годы перевалка грузов в  Северном бассейне увеличится  в 1,7-2,4 раза. При этом ключевыми  станут порты Мурманск, Териберка  и Сабетта. Основной прирост грузопотока в связи с освоением шельфовых месторождений ожидается по наливным грузам, чему будет способствовать строительство терминалов в Териберке и на западном берегу Кольского залива. Одновременно произойдёт прирост грузопотока по сухим грузам вызванный вводом в строй нового угольного терминала в порту Мурманск5.  

2.Особенности  функционирования ОЭЗ зарубежом

 

Впервые ОЭЗ были созданы  в США по акту 1934 г. в виде зон  внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Предприятия, действующие в указанных  зонах, выводились из-под таможенного  контроля в США, если импортируемые  в зону товары затем направлялись в третью страну. Другим мировым  лидером и законодателем в  области создания и опыта развития и совершенствования ОЭЗ является Ирландия. Она за 20 лет использования  зон свободной торговли превратилась из аграрной страны в ведущего члена  европейского экономического сообщества.

В Японии широкое распространение  получили т. н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый  в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта  и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое6.

В развивающихся странах  наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Их главные функции - достижение более  высокой степени индустриализации в отдельных отраслях или экономике  в целом, содействие интеграции страны в мировое хозяйство и международную  торговлю.

К примеру, в Малайзии такие  зоны сыграли большую роль в переходе от импортозамещения к экспорту. Компаниям были предоставлены налоговые кредиты на инвестиции и льготы для инвесторов.

Мексика в 90-е годы прошла путь от строгого протекционизма и  госконтроля во всех областях до практически  полной открытости и либерализации  экономики и широкой интеграции в мировое хозяйство. В деле привлечения  инвестиций одна из главных ролей  в Мексике отводилась механизму  свободных экспортно-производственных зон, получивших название "макиладорас".

Суть этого механизма  заключалась в предоставлении иностранным  и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.

Аналогичную роль для экономики  своих стран сыграли свободные  экономические зоны в Бразилии и  большинстве стран Юго-Восточной  Азии.

У Китая - особый путь. Оценивая эффективность свободных экономических  зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. И это  не случайно. Китайская практика функционирования ОЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны7.

В 1985 г. стали создаваться  открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве "головной открытой зоны".

После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных  провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних  городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких  технологий государственного значения.

Все особые экономические  районы ориентированы на внешние  рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь  развиваются главным образом  торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные  исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные  инвесторы пользуются там многими  таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права  и полномочия. Это позволяет Китаю  приобретать самые совершенные  виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении  на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень  подготовки своих кадров.

Для создания особых экономических  районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные  инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль "окон" и посредников на внешнем  рынке. Созданные в этих городах  зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных  инвесторов8.

Практика функционирования свободных зон и соперничество  между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой определенный набор льгот и стимулов.

Анализ позволяет выделить четыре основные группы льгот такого рода:

  • внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно‑импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
  • фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогов;
  • финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, предоставляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
  • административные льготы, предоставляющиеся администрациями зон с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных видов услуг.

В реальной практике вышеперечисленные  льготы могут применяться в любой  комбинации. Но следует обратить внимание на то, что при нынешних масштабах  создания свободных зон в мире налоговые льготы - далеко не главный  стимул для привлечения иностранного капитала. Не менее важными могут  оказаться такие факторы, как  политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качественная инфраструктура, надлежащая квалификация рабочей силы, возможность получения относительно дешевых кредитов на внутреннем рынке.

Совершенно новые возможности  содержатся в создании совместных (межгосударственных, международных) территорий с особым финансово-экономическим режимом, при котором:

- повышается заинтересованность  транснациональных компаний (ТНК)  в объединении на локальной  территории финансовых, ресурсных,  технологических и рыночных возможностей  разных стран;

- реализуется заинтересованность  стран-учредителей в объединении  усилий для совмещения импортозамещающей  и экспортоориентированной политики в своих целях;

- появляется возможность  паритетного сопряжения интересов  стран-учредителей с различным  уровнем социально-экономического  и технического развития, а при  локализации деятельности на  территории международной СЭЗ  появляется также возможность  экономического сопряжения интересов  для государств с различными политическими системами.

Это позволяет говорить о  зарождении пятого поколения зон - международных. Характерной особенностью таких  зон является объединение нескольких стран в торговые блоки, интеграционные группировки для активизации  их внешнеэкономической деятельности. Примером такого рода является Европейский  Союз (ЕС), прошедший за свою более  чем сорокалетнюю историю основные ступени интеграционного процесса и решающий сегодня задачи введения единой евровалюты (евро). Значительные сдвиги произошли и в рамках Североамериканского  соглашения о свободной торговле - НАФТА (North American Free Trade Agreement).

Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея  намерены конкурировать с НАФТА  путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных  тарифов.

В современной мировой  экономике зоны свободной торговли  рассматриваются также и как  торговые блоки, объединяющие несколько  стран для активизации внешнеэкономической  деятельности. Особенно продуктивно  интеграционные процессы в рамках зоны свободной торговли начали развиваться  в последнее десятилетие. Среди наиболее крупных зон интеграционного типа можно выделить следующие: зона свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); Центральноевропейская зона свободной торговли ("Вышеградская группа"); Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Преференциальная торговая зона для Восточной и Южной Африки (ПТЗ); Конфедерация по координации развития стран Юга Арфики (САДДК) и др. 

3.Особые экономические зоны в Российской Федерации

 

В 2005 году в Российской Федерации  был принят Федеральный закон "Об особых экономических зонах в  Российской Федерации", являющихся одним из направлений развития предпринимательской  деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между  государством и субъектами предпринимательской  деятельности.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также контроль за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах.

Создание особых экономических  зон представляет собой перспективное  направление развития экономики  России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных  производств.

В настоящее время в  Российской Федерации создано 13 особых экономических зон: две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие и  семь туристско-рекреационных. Завершается  организационный процесс создания портовых ОЭЗ. Резидентами особых экономических зон разного типа уже стали 74 компании9.

Механизм особой экономической  зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное  финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна".

Правовой аспект создания и функционирования особых экономических  зон находится в развитии и  нуждается в дальнейшей регламентации.

Согласно статье 4 Закона №116-ФЗ промышленно-производственные особые экономические зоны создаются  на участках территории, которые имеют  общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра10.

Туристско-рекреационные  особые экономические зоны создаются  на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом