Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной курсовой работы заключается в следующем:
Дать определение свободной экономической зоны;
Определить сущность формирования таких зон;
Исследовать особенности свободных экономических зон в иностранных государствах;
Сравнить отечественный и зарубежный опыты функционирования СЭЗ.

Содержание

Введение 3
1.Понятие свободных экономических зон и их классификация 5
2.Особенности функционирования ОЭЗ зарубежом 6
3.Особые экономические зоны в Российской Федерации 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

Также установлено ограничение  расположения промышленно-производственных и технико-внедренческих особых зон. Такие зоны могут быть расположены  только на территории одного муниципального образования. Кроме того, такие зоны не должны полностью занимать территорию какого- либо административно-территориального образования. Не допускается размещение в промышленно-производственных и  технико-внедренческих особых зонах  объектов жилищного фонда.

Общими ограничениями  для всех типов особых экономических  зон является запрещение осуществления  следующих видов деятельности:

  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 года №454-ст;
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Законом №116-ФЗ особо оговорено, что указанный перечень видов  деятельности не является исчерпывающим  и может дополняться иными  видами деятельности по решению Правительства  Российской Федерации.

Статьей 5 Закона №116-ФЗ установлены  дополнительные условия создания особых экономических зон, касающиеся земельных  участков, на которых планируется  разместить особую экономическую зону11.

Особые экономические  зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся  в государственной и (или) муниципальной  собственности. Кроме того, по общему правилу, земельные участки под  особые экономические зоны не должны находиться во владении граждан или  юридических лиц.

Создание особых экономических  зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора.

С момента принятия данного  Федерального закона и создания структуры  по особым экономическим зонам, прошло не так много времени. Главным достижением можно считать формирование нормативно-правовой базы. На сегодняшний день помимо Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который, по сути дела, является главным правовым фундаментом строительства особых экономических зон, разработано и принято свыше пятидесяти нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений закона. Можно сказать, что, в основном, формирование нормативно-правовой базы завершено. Нужно также отметить очень серьезное отличие сегодняшних особых экономических зон (ОЭЗ) от свободных экономических зон (СЭЗ), создаваемых в 90-е годы прошлого века. Попытки создания СЭЗ, к сожалению, закончились неудачей, это во многом предопределило именно то, что не была сформирована хорошая нормативно-правовая база. Кроме того, СЭЗ – это были территории, на которых действовал только определенный перечень налоговых и таможенных льгот для предпринимателей, осуществляющих на них свою деятельность. В особых экономических зонах льготы тоже действуют, но это не главное. ОЭЗ сегодня – это, прежде всего, государственно-частное партнерство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории.

Следующим по значению моментом можно отметить то, что на сегодняшний день отработана технология создания и развития особых экономических зон. Это очень непростой процесс, в котором участвует много игроков всех уровней власти и частного бизнеса. В настоящее время сформирована система управления. Четко определено, кто занимается управлением данным процессом, отсутствует дублирование функций у этих участников, что является очень важным достижением нашей работы. Ну и самое главное – жизнеспособность нового инструмента особых экономических зон практически доказана. Это отметил и премьер-министр Владимир Владимирович Путин во время своего посещения особой экономической зоны "Алабуга" в Татарстане12. Он, в частности, сказал, что была проведена хорошая работа, и реализовано именно то, что с самого начала было задумано. Очень важно, что удалось на практике сделать то, что Президент и закладывал в свое время при подписании Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Таким образом, можно сказать, что руководство, Правительство страны подтвердило целесообразность создания, состоятельность и жизнеспособность особых экономических зон. Но дело не только в этом. Главное, что и резиденты, то есть частный бизнес, своими действиями тоже подтвердили признание ОЭЗ. Сегодня в ОЭЗ зарегистрировано 74 резидента, в том числе 58 – в технико-внедренческих особых экономических зона и 16 – в промышленно-производственных ОЭЗ. Еще около 40 резидентов стоят в очереди. В настоящее время уже много компаний с иностранным капиталом также являются резидентами особых экономических зон.

В завершении данной главы  хочется привести несколько последних  данных, касающихся действующих свободных  экономических зон на территории России.

Министерство экономического развития РФ в 2011 году привлекло в  особые экономические зоны (ОЭЗ) 74 инвестора, объем инвестиции превысил 91 млрд рублей.

Всего, по словам, директора  департамента особых экономических  зон и проектного финансирования Минэкономразвития Левченкова, за весь период существования особых экономических  зон всех четырех типов подписаны  соглашения и в различной степени  реализации находятся порядка 307 проектов с общих объемом частных инвестиций на уровне около 360 млрд рублей.

Из федерального бюджета  в ОЭЗ за все время было вложено 42 млрд рублей. На сегодняшний день из запланированного количества рабочих мест создано 7-8 тысяч, так как большинство проектов находится на стадии строительства13

Заключение

 

Особые экономические  зоны - это новый перспективный  инструмент для построения диверсифицированной  экономики и развития высокотехнологичных  секторов современного производства и  сферы услуг. Наряду с особыми  экономическими зонами есть и другие инструменты развития, такие как  Инвестиционный фонд, Венчурная компания, государственные корпорации и т.д. Тем не менее, особые экономические  зоны - самостоятельный эффективный  инструмент экономического развития.

Необходимость в создании особых экономических зон будет  существовать именно потому, что они, как показала жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного  развития. В будущем, даже через 10, 15, 20 лет, данный инструмент может быть особо востребован на региональном уровне, потому что в настоящее  время регионы не только пытаются, но и уже создают такие региональные особые экономические зоны. И, возможно, поэтому опыт федерального проекта, опыт отработки технологии, опыт управления этим процессом во многом будет востребован, в первую очередь, на уровне субъектов  Российской Федерации.

Следует отметить, что в  соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", срок жизни особых экономических зон продлен до 49 лет. До сих пор соглашение об особом экономическом режиме развития территории  не могло действовать более 20 лет. Это, а также другие важные изменения, которые касаются особых экономических зон, вступили в силу в 2011 году.

Особые экономические  зоны одного типа, согласно новому закону, могут быть объединены в так называемые кластеры. Так, сегодня планируется создание шести туристических зон на Северном Кавказе, и все они составят единый туристический кластер.

Еще одно важное изменение: закон разрешает передавать управление особыми экономическими зонами частным  управляющим компаниям. Управляющими могут быть как отечественные, так  и зарубежные фирмы, специально отобранные правительством России.

Предприятия, расположенные  на территориях технико-внедренческих  и туристко-рекреационных экономических зон, получат дополнительные льготы по налогу на прибыль.

Сегодня в России действуют 24 особых экономических зоны четырех  типов: промышленные, инновационные, туристические  и портовые. За последние 5 лет в них начали свою деятельность 272 инвестора из 18 стран мира. В развитие этих территорий они намереваются вложить около 10 миллиардов долларов14.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2010. - 347 с.
  2. Воронкова  О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебник /под ред. проф. Е.П.Пузанковой , 2-е изд, доп. и перераб. – М.: Экономистъ, 2009. – 624 с.
  3. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2009. - 119 с.
  4. Региональная экономика. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк, С.С. Шишов.: Учебник для вузов, ЮНИТИ, перераб. и доп., 2010
  5. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006. - 256 с.
  6. Шумилов В. М. «Международное публичное экономическое право» Учебное пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Издательство «НИМП», 2010
  7. СПС Консультант Плюс/ http:/www.consultant.ru/
  8. http://www.bibliotekar.ru/
  9. http://www.garant.ru/
  10. http://www.mbnews.ru/
  11. http://www.russianews.ru/
  12. http://www.rg.ru/

1 В. М. ШУМИЛОВ-«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО» Учебное пособиеИздание 2-е, исправленное и дополненное, 2010

2 http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-4/54.htm

3 http://www.jourclub.ru/17/33/

4 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123058

5 http://www.mbnews.ru/content/view/32322/99/

6 Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 126

7  Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007. – С. 27

8  Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. – С. 127

9 http://www.garant.ru/action/conference/10082/

10 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123058

11 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123058

12 http://www.garant.ru/action/conference/10082/

13 http://www.rg.ru/2012/01/16/oez-anons.html

14 http://www.rg.ru/2012/01/12/vesti-zony.html

 


Информация о работе Свободные экономические зоны: особенности формирования в России и зарубежом