1. Североамериканское
соглашение о свободной торговле (НАФТА):
цели, состав, этапы развития
Североамериканское соглашение
о свободной торговле (НАФТА) (North American Free
Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное
объединение, в которое входят США, Канада
и Мексика. Является одним из трех (наряду
с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном
мировом хозяйстве региональных интеграционных
блоков.
Ядром НАФТА является американо-канадская
экономическая интеграция. Развивающаяся
с 19 в., она привела к подписанию в сентябре
1988 американско-канадского соглашения
о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement
– CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА
предусматривало создание в течение 10
лет зоны свободной торговли, объединяющей
обе страны Северной Америки. С 1990 начались
переговоры о присоединении к КУФТА Мексики.
17 декабря 1992 было подписано соглашение
между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской
ассоциации свободной торговли (НАФТА),
вступило в силу 1 января 1994.
НАФТА стала первым в мире экономическим
союзом, объединившим высокоразвитые
государства (США, Канада) и развивающуюся
(Мексика) страну.
Основные характеристики
НАФТА
Как и другие региональные интеграционные
блоки, НАФТА организовано с целью расширения
экономических связей (прежде всего, взаимной
торговли) между странами-участниками.
Запрещая государствам-членам дискриминацию
в отношении взаимных товаропоставок
и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские
правила против внешних производителей
(в частности, в текстильной промышленности
и автомобилестроении).
Основными целями НАФТА, официально
заявленными в соглашении об его образовании,
являются:
– снятие барьеров в торговле
и содействие свободному движению между
странами товаров и услуг;
– установление справедливых
условий конкуренции в рамках зоны свободной
торговли;
– значительное увеличение
возможностей для инвестирования в странах-членах
соглашения;
– обеспечение эффективной
защиты прав интеллектуальной собственности
в каждой из стран;
– урегулирование экономических
споров;
– создание перспектив будущего
многостороннего регионального сотрудничества.
Экономическая интеграция в
Северной Америке отличается от интеграции
в Западной Европе и Азии, основанных на
согласованной регулирующей деятельности
многих высокоразвитых государств.
В других регионах интеграция
осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные
соглашения стимулировали контакты предпринимателей
разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс
интеграции шел «снизу вверх»: сначала
высокого уровня достигли межкорпоративные
связи, а затем на их основе принимались
межгосударственные соглашения.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС
и АТЭС, есть только один центр экономической
силы – США, чья экономика в несколько
раз превосходит Канаду и Мексику вместе
взятые (Табл.). Эта моноцентричностьоблегчает
управление (страна-лидер легко может
навязать свои решения более слабым партнерам),
но одновременно создает среду потенциальных
конфликтов (партнеры США могут оказаться
недовольными своим подчиненным положением).
Кроме того, интеграция оказывается однобокой:
Канада и Мексика тесно интегрированы
с США, но не друг с другом.
Из-за моноцентричности в НАФТА
нет специальных надгосударственных институтов
(как Европарламент в ЕС), поскольку они
стали бы лишь придатком к администрации
США. Центральным организационным институтом
НАФТА является Комиссия по свободной
торговле на уровне министров торговли,
которая следит за выполнением соглашения
и оказывает содействие разрешению споров,
возникающих при его интерпретации. Она
контролирует деятельность 30 комитетов
и рабочих групп. Если какая-либо страна
решится игнорировать решения Комиссии,
то она столкнется с торговыми и иными
санкциями других партнеров по блоку.
Хотя соглашение НАФТА направлено
главным образом на либерализацию торговли
(сокращение и последующую отмену тарифных
и нетарифных барьеров), оно охватывает
также широкий круг сопутствующих вопросов.
В НАФТА приняты, в частности, соглашения
по экологическому и трудовому сотрудничеству
– Североамериканское соглашение по сотрудничеству
в сфере окружающей среды (NAAEC – North American
Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское
соглашение по трудовому сотрудничеству
(NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).
Участники НАФТА не намерены
трансформировать его, как это было в ЕС,
в таможенный союз. Это объясняется тем,
что 70% внешней торговли США приходится
на страны за пределами НАФТА, поэтому
Соединенные Штаты хотят сохранить свободу
своей внешнеэкономической политики.
Роль Мексики в НАФТА
Для Мексики членство в НАФТА
означает гарантированный доступ на американский
рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского
экспорта, увеличение притока иностранных
инвестиций. Стремление к экономической
интеграции с США стало стимулом неолиберальных
реформ, предпринятых мексиканским правительством
еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей
стратегии развития.
Через региональное объединение
с США Мексика стала постепенно интегрироваться
в глобальную экономику. Особое значение
для нее имело также положительное решение
вопроса о внешнем долге после значительных
финансовых потерь, понесенных в 1980-е:
мексиканское правительство добилось
крупных кредитов от США для реализации
соглашений по свободной торговле. Многие
иностранные компании стали переносить
свою деятельность на территорию Мексики
с целью проникновения на американский
и канадский рынки. Прямые иностранные
инвестиции в Мексику только за 1993–1999
выросли вдвое.
Критики мексиканского членства
в НАФТА указывают на то, что выгодами
от него пользуется почти исключительно
элита, но не трудящиеся. Привлекательность
Мексики для иностранных предпринимателей
связана во многом с низким уровнем жизни
(низкой оплатой труда) и низкими экологическими
стандартами. Поэтому США не проявляют
сильной заинтересованности в улучшении
жизненного уровня мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику
к такой программе торговой либерализации
и реструктуризации экономики, которая
в будущем делает отход от нее затруднительным,
а возвращение к экономической самостоятельности
– практически невозможным.
Роль Канады в НАФТА
Канада – это объективно более
сильный член НАФТА, чем Мексика, но более
слабый, чем США. Потому Канада склонна
блокироваться с Мексикой при отстаивании
своих интересов, для оказания давления
на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась
на поддержку Мексики в противодействии
протекционистским акциям Соединенных
Штатов. В свою очередь, Мексика получила
в 1995 поддержку Канады при обращении к
МВФ и МБРР, когда возникла необходимость
срочного вмешательства для спасения
мексиканского песо.
Канада активно выступает за
расширение зоны свободной торговли, считая
первоочередными кандидатами на вступление
в блок прежде всего Чили, а также Колумбию
и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность
и решительность, канадцы заявили, что
не станут ждать американцев, и в 1996 заключили
двустороннее соглашение с Чили о свободной
торговле по образцу НАФТА, а также два
дополнительных – о регулировании трудовых
отношений и об охране окружающей среды
– по образцу соответствующих тройственных
соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой.
Канада заключила со многими странами
Латинской Америки различные двусторонние
соглашения по отдельным вопросам экономического
сотрудничества, настойчиво пропагандирует
идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом.
Канада самым активным образом включилась
в осуществление плана создания ФТАА.
В 1998 она стала председательствовать на
переговорах по заключению этого соглашения,
которое было объявлено приоритетом канадской
политики в регионе.
Таким образом, Канада в течение
всего одного десятилетия превратилась
из довольно пассивного наблюдателя в
полноправного и активного участника
многосторонних процессов и мероприятий
стран региона. При этом канадцы выступают
в традиционной для себя роли посредника
между странами с разными уровнями экономического
развития и разной идеологической ориентации.
Участие в КУФТА и НАФТА дало
сильный импульс канадской экономике:
только за 1989–2000 объем канадского экспорта
более чем удвоился, доля в нем машин и
оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45%
в 1999. Это опровергает опасения тех противников
соглашения о свободной торговле на североамериканском
континенте, которые считали, что оно приведет
к «деиндустриализации» канадской экономики.
В 2000 на экспорт в США пришлось
примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению
с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к
американскому рынку стала в двух крупнейших
по численности населения и хозяйственному
потенциалу провинциях Канады – в Онтарио
(доля экспорта в США составляет 40% валового
продукта) и в Квебеке (24%).
Перспективы развития
НАФТА
С возникновением и развитием
НАФТА усилилась конкурентная борьба
между тремя мировыми лидерами – Северной
Америкой, Западной Европой и Японией
– но уже в новой конфигурации этих центров,
с новым соотношением сил.
Интеграция стран в общий рынок
обычно происходит болезненно. Теоретически
цена такого переустройства должна равно
разделяться между всеми участниками.
На практике, однако, Мексика несет более
тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку
она стартовала с более слабых экономических
позиций. Если в ЕС существует компенсационный
финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.
Критики обращают внимание
на некоторые отрицательные последствия
деятельности НАФТА и для высокоразвитых
стран-участниц – в частности, на сокращение
рабочих мест, особенно в промышленных
районах. Потеря рабочих мест в США связана
с тем, что многие американские и транснациональные
компании стали переносить производства
в Мексику. Фактически самым крупным работодателем
в Мексике в настоящее время является
американская корпорация «Дженерал Моторс».
Другим примером является крупнейший
американский производитель джинсов «Гесс»
(Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих
производственных мощностей из США в Мексику.
Приток дешевой рабочей силы из Мексики
на североамериканский рынок труда оказывает
отрицательное воздействие на рост заработной
платы в США и Канаде.
Из-за высокой зависимости от
американского рынка возросла уязвимость
экономик Канады и Мексики. Она проявляется
в периоды экономических спадов в США,
при колебаниях в их торгово-политическом
режиме и в кризисных ситуациях, как это
случилось, например, после террористической
атаки на США 11 сентября 2001.
Сторонники развития НАФТА
указывают на значительный рост общего
оборота торговли всех трех стран. Так,
за период 1993–2000 взаимный товарооборот
США и Канады увеличился со 197 млрд. долл.
до 408 млрд. долл., товарооборот между США
и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд.
Заметно вырос объем прямых американских
инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт
услуг из США (особенно финансовых). Снизился
уровень нелегальной иммиграции. Американские
компании получили преимущества перед
зарубежными конкурентами в «обслуживании»
канадского и мексиканского рынков.
Хотя НАФТА стимулирует взаимную
торговлю, однако ее недолгая история
знает и примеры торговых «войн», когда
члены НАФТА не могли договориться о мерах
регулирования торговли. Так, в 1996–1997
шли «лососевая война» между Канадой и
США, «яблочная война» Мексики против
американских экспортеров, «помидорная
война» Мексики с США
Несмотря на критику, преобладают
положительные оценки перспектив развития
НАФТА. Его рассматривают как основу для
более широкой интеграции стран всего
западного полушария. Условия НАФТА предоставляют
возможность вступления в эту организацию
новых государств, не устанавливают каких-либо
географических ограничений. В политическом
плане предполагается создание в перспективе
«сообщества демократий западного полушария»
- своего рода конфедерации американских
стран с прозрачными границами и единой
экономикой.
2. Глобальные проблемы развития
мирового хозяйства
Глобализация хозяйственной деятельности
привела к тому, что на механизм мирового
хозяйства все более заметное воздействие
стали оказывать проблемы, о которых мировое
сообщество впервые заговорило в конце
60-х – начале 70-х гг. Эти проблемы получили
название глобальных, а в научный обиход
был введен термин «глобалистика» как
специфическое направление международных
экономических исследований.
Большинство исследований сходится в
том, что, несмотря на все разнообразие
глобальных проблем, они обладают общей
спецификой, выделяющей их на фоне других
проблем мировой экономики. Такая специфика
глобальных проблем заключается в том,
что они имеют ряд общих признаков:
- Носят общемировой характер, то есть
затрагивают интересы и судьбы всего (или,
по крайней мере, большинства) человечества;
- Угрожают человечеству серьёзным регрессом
в условиях жизни и дальнейшем развитии
производительных сил (или даже гибелью
человеческой цивилизации как таковой);
- Нуждаются в срочном и неотложном решении;
- Взаимосвязаны между собой;
- Требуют для своего решения совместных
действий всего мирового сообщества.
Исходя из этих признаков, к глобальным
стали относить следующие проблемы мирового
хозяйства: преодоления бедности и отсталости;
мира, разоружения, предотвращения мировой
ядерной войны (проблемы мира и демилитаризации);
продовольственную; экологическую; демографическую.