Сертификация услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 17:57, реферат

Краткое описание

Цель реферата:
• Изучить сферу услуг и их сертификацию
Задачи реферата:
• Изучить классификацию, номенклатуру услуг и нормативно-правовую базу подтверждения соответствия
• Ознакомиться с участниками и структурой подтверждения соответствия.
• Рассмотреть порядок проведения и схемы сертификации услуг

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА УСЛУГ. 4
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 4
1.1 Классификация услуг 4
1.2 Номенклатура сертифицируемых работ и услуг 4
1.3 Правовое обеспечение 5
1.4 Нормативная база подтверждения соответствия 5
2. УЧАСТНИКИ И СТРУКТУРА ПОДТВЕРЖЕДНИЯ СООТВЕТСТВИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ 9
2.1 Участники подтверждения соответствия услуг 9
2.2 Организационная структура подтверждения соответствия 10
2.3 Порядок проведения сертификации услуг 11
2.4 Схемы сертификации услуг 13
2.5 Применение схем сертификации услуг 14
3. ДОБРОВОЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 16
3.1 Значение добровольной сертификации 16
3.2 Принципы и объекты добровольной сертификации 16
СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

сертификация услуг.docx

— 85.96 Кб (Скачать файл)

В качестве государственных стандартов используются:

  • Межгосударственные стандарты (ГОСТ);
  • Национальные стандарты РФ (ГОСТ Р).

В сертификации используются следующие  виды государственных стандартов:

  • стандарты технических условий;
  • стандарты общих технических требований безопасности.

 Санитарные правила и нормы разрабатываются и утверждаются Минздравом России. Они определяют обязательные требования к продукции и услугам. В первую очередь это касается пищевой продукции, продукции общественного питания и т. п., где имеется контакт с человеком или продуктами, потребляемыми человеком.

СанПиНы также содержат обязательные требования к обслуживающему персоналу и санитарно-гигиеническому состоянию помещений, в которых оказывается услуга:

  • «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», которые устанавливают процедуры, схемы сертификации услуг, порядок рассмотрения апелляций и т.д.;
  • документы, устанавливающие требования к участникам сертификации («Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации», ГОСТ Р 51000.6-96 «Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг», ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции»);
  • документ, устанавливающий требования к регистрации обязательных и добровольных систем сертификации,
  • ГОСТ Р 40.101-95;
  • «Государственная регистрация добровольных систем сертификации»;
  • «Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации», «Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» и др.

Документы систем сертификации. Каждая система сертификации должна иметь основополагающий документ и документ, устанавливающий знак соответствия системы. Эти документы проходят государственную регистрацию. Другие документы системы, как правило, оформляют в виде правил и рекомендаций по сертификации.

Рассмотрим  состав и структуру документов системы  сертификации услуг на примере Системы  ГОСТ Р. Комплекс этих документов можно разделить на три группы:

  • общесистемные документы, устанавливающие положения по составу, структуре, принципам организации и функционированию системы. Документы этой группы являются основополагающими, разрабатываются в виде правил по сертификации, утверждаются Госстандартом России и регистрируются в Минюсте России;
  • правила сертификации однородных услуг. В этих документах должны устанавливаться: номенклатура услуг, подлежащих сертификации в данной системе; нормативные документы, на соответствие которым проводится подтверждение соответствия, проверяемые характеристики (показатели) услуг и методы оценки, проверки и испытаний; структура системы и функции ее участников; схемы сертификации, используемые в данной системе, и порядок их проведения; порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированной услугой; порядок рассмотрения апелляций. Такие правила утверждаются Госстандартом России (в случае создания системы сертификации однородных услуг каким-либо другим федеральным органом исполнительной власти утверждаются этим органом) и при подтверждении соответствия регистрируются в Минюсте России;
  • документы, устанавливающие отдельные процедуры сертификации, такие как инспекционный контроль сертифицированной услуги; оценка мастерства исполнителя услуги; оценка процесса оказания услуги; оценка предприятия в целом, в том числе его классификации на категории; оценка системы качества и т. д. Документы этой группы разрабатываются, как правило, в виде рекомендаций, утверждаемых Госстандартом России или по его разрешению центральным органом системы.

Документы участников систем сертификации. Участники систем сертификации - центральные органы, научно-методические центры, органы по сертификации и испытательные лаборатории - должны иметь документы, устанавливающие их юридический статус и систему управления качеством работ (систему качества).

Документы, отражающие юридический статус участника, как правило, называются положениями. В них включают:

  • краткое описание юридического статуса организации;
  • данные об области аккредитации;
  • функции, права, обязанности, ответственность;
  • организационную структуру;
  • взаимодействие с аккредитующим органом и другими организациями;
  • финансовую деятельность;
  • сведения о персонале.

Система управления качеством работ устанавливается в документе, называемом «Руководство по качеству».

Руководство по качеству органа по сертификации должно содержать следующие сведения:

  • политику в области качества;
  • данные о персонале органа, его квалификации и полномочиях (штатного и нештатного);
  • данные о системе повышения квалификации экспертов по сертификации услуг;
  • организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
  • процедуры оценки (проверки и контроля) соответствия услуг;
  • сведения о порядке инспекционного контроля;
  • перечень субподрядчиков и процедуры оценки и проверки их компетенции;
  • должностные инструкции персонала;
  • сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций;
  • порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации;
  • сведения о порядке регистрации данных по результатам сертификации, ведении документации и сдачи ее в архив.

Требования  к документам органа по сертификации изложены в ГОСТ Р 51000-96 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000.

Строительные  нормы и правила разрабатываются и утверждаются Госстроем России. Они содержат обязательные требования к конструкциям, зданиям и сооружениям.

При добровольной сертификации нет жестких  ограничений на использование разных видов нормативных документов. Кроме государственных стандартов и приравненных к ним документов могут использоваться стандарты предприятий и др.

Организационно-методические документы. К организационно-методическим документам по сертификации относятся:

общероссийские  документы систем сертификации, документы  систем сертификации и документы  участников этих систем.

Общероссийские  документы систем сертификации. Основой для разработки этих документов являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства РФ. Разработку таких документов осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области сертификации.

Основополагающими документами этого уровня являются:

«Правила  по проведению сертификации в РФ», которые распространяются на все объекты сертификации (продукцию, услуги, системы качества и производства);

Общие обязательства ГАТС устанавливают:

  • режим наибольшего благоприятствования торговли услугами;
  • транспарентность (гласность) законодательства в сфере услуг;
  • взаимное признание требований к квалификации поставщика (через лицензию, сертификацию, декларацию).

При принятии обязательств по какому-либо виду (сектору) услуг Россия должна будет указать способ поставки услуги по классификации ГАТС.

Специфические обязательства по доступу на российский рынок услуг могут вводиться специальными мерами и актами, ограничивающими деятельность иностранных поставщиков или продажу иностранных услуг на внутреннем рынке (например, через подтверждение соответствия).

 

 

 

 

 

  1. УЧАСТНИКИ И СТРУКТУРА ПОДТВЕРЖЕДНИЯ СООТВЕТСТВИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ

 

    1. Участники подтверждения соответствия услуг

 

 

 

Участниками подтверждения соответствия услуг (далее - сертификации) являются:

  • специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (Госстандарт России) или иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по подтверждению соответствия;
  • центральный орган системы подтверждения соответствия однородных услуг;
  • органы по сертификации услуг;
  • аккредитованные испытательные лаборатории;
  • юридические лица, образовавшие системы добровольного подтверждения соответствия;
  • исполнители услуг.

Кроме указанных, в число участников входят учебные центры для подготовки экспертов по сертификации, научно-методические центры и др.

Специально  уполномоченный федеральный орган исполнительной в области сертификации, которым является Госстандарт России, осуществляет следующую деятельность:

  1. формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них;
  2. проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;
  3. публикует официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и предоставляет её в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
  4. готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
  5. представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган по сертификации.

Другие  федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ возложена организация и проведение работ по сертификации, осуществляют свою деятельность в пределах своей компетентности:

  • создают системы подтверждения соответствия однородных услуг и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
  • осуществляют выбор способа подтверждения соответствия услуг требованиям нормативных документов (схемы сертификации);
  • определяют центральные органы систем сертификации;
  • аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешение на право проведения определенных видов работ (лицензии):
  • ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
  • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия;
  • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации;
  • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными услугами;
  • рассматривают апелляции по вопросам сертификации; выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия.

Центральные органы по сертификации:

  • формируют системы сертификации однородных услуг, координируют деятельность органов по сертификации;
  • устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации услуг;
  • ведут учёт органов по сертификации услуг, выданных (отменённых) сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
  • участвуют в работах по совершенствованию нормативной документации по сертификации услуг;
  • обеспечивают публикацию информации о правилах и работах Системы.

Методические  центры:

  • разрабатывают организационно-методические документы по сертификации услуг;
  • формируют и совместно с техническими комитетами по стандартизации ведут фонд нормативных документов;
  • обеспечивают документами участников Системы.

Методические  центры в основном работают при центральных органах по сертификации услуг. Потребность в них возникла при сертификации услуг в связи со слабой нормативной базой, отсутствием стандартов на потребительские свойства и требования безопасности услуг. В качестве методических центров, как правило, утверждаются отраслевые НИИ (например, НИИАТ - автосервис, автоперевозки).

Функции аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий  аналогичны соответствующим структурам систем сертификации продукции.

Состав  участников Системы сертификации услуг  постоянно изменяется и трансформируется в соответствии с меняющимися условиями практики сертификации. В настоящее время в Системе сертификации услуг ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по сертификации услуг, утверждено 5 центральных органов по сертификации. Среди них такие, как Госкомитет по туризму и спорту - по туристическим услугам, Минтранс - по автоперевозкам и автосервису, и др.

 

    1. Организационная структура подтверждения соответствия

 

 

 

По  состоянию на 2001 г. в стране действовало 4 системы обязательной сертификации услуг, образованные разными федеральными органами исполнительной власти:

  • система сертификации ГОСТ Р (распространяется на бытовые услуги, услуги на автомобильном транспорте, туристские и услуги средств размещения, услуги торговли и общественного питания и т. д.);
  • система сертификации на воздушном транспорте РФ;
  • система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
  • система сертификации продукции услуг в области пожарной безопасности.

Информация о работе Сертификация услуг