Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании показателей оценки эффективности таможенной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) раскрыть понятие эффективности таможенной деятельности; 2)раскрыть критерии и показатели эффективности таможенной деятельности; 3)рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности таможенной деятельности; 4) рассмотреть методы оценки эффективности таможенной деятельности; 5) исследовать основные направления повышения эффективности таможенной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эффективности таможенной деятельности 6
1.1 Понятие эффективности таможенной деятельности 6
1.2 Критерии и показатели эффективности таможенной деятельности 10
Глава 2. Методические основы оценки эффективности таможенной деятельности 20
2.1 Методы оценки эффективности таможенной деятельности 20
2.2 Оценка эффективности таможенной деятельности на примере" -----" если сможете" или
Основные направления повышения эффективности таможенной деятельности.
Заключение 31
Список использованных источников 32
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика таможенного дела»
на тему: Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности.
Казань 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы
эффективности таможенной деятельности
6
1.1 Понятие эффективности таможенной
деятельности
6
1.2 Критерии и показатели эффективности
таможенной деятельности
Глава 2. Методические
основы оценки эффективности таможенной
деятельности
2.1 Методы оценки эффективности
таможенной деятельности
20
2.2 Оценка эффективности
таможенной деятельности на примере"
-----" если сможете" или
Основные направления повышения эффективности
таможенной деятельности.
Заключение 31
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в таможенной деятельности.
Показателем развития таможенной деятельности и любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.
Традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности деятельности таможенных органов в степени достижения целей. Поэтому данная тема является актуальной на данном этапе развития таможенной эффективности таможенной деятельности.
Цель данной работы заключается в исследовании показателей оценки эффективности таможенной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие эффективности таможенной деятельности;
2)раскрыть критерии и показатели
эффективности таможенной деятельности
3)рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности таможенной деятельности;
4) рассмотреть методы оценки эффективности таможенной деятельности
5) исследовать основные направления
повышения эффективности таможенной деятельности.
ГЛАВА 1. Теоретические основы эффективности таможенной деятельности
1.1 Понятие эффективности таможенной деятельности
Понятие эффективности таможенного
дела исследуется как с позиций
таможенных органов, так и с позиции
участников внешнеэкономической
Теория эффективности четко разграничивает понятия эффекта и эффективности, понимая под первым результат мероприятия, а под вторым - соотношение эффекта и затрат, которые его вызвали.
Эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, эффект может оцениваться объемом дополнительно производимых таможенных услуг. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.
Экономический эффект в таможенном деле - выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше таможенных мероприятий). Хотя по самому определению результат и эффект являются родственными понятиями (эффект - определенная форма результата), потребности экономической практики вынуждают в ряде случаев разграничивать указанные термины. При этом под условным понятием экономический результат обычно подразумевают общий результат (в частности, выручка, доход), а под понятием экономический эффект – прибыль .
Если результаты экономической деятельности таможенных органов превышают затраты, говорят о положительном эффекте (в частности, таможенные органы получает прибыль), в противоположном случае - об отрицательном эффекте (убытке, ущербе, пр.).
Социальная эффективность — это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей. Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов.
Главной тенденцией современных
теорий оценки эффективности является
смещение акцента от измерения затрат
на измерение и мониторинг результатов.
Ключевым аспектом повышения эффективности
таможенной деятельности во многих странах
становится создание объективной и комплексной
системы индикаторов, отражающих выполнение
должностных обязанностей и степень достижения
поставленных целей, позволяющих сфокусировать
внимание сотрудников на основных приоритетах
органов власти. Для этих целей широко
используются всевозможные показатели
эффективности.
Таким образом, эффективность
следует понимать как меру, которая
характеризуется достижением
1.2. Критерии и показатели эффективности таможенной деятельности.
Под показателем эффективности
в самом широком смысле понимают
описательный или количественный индикатор,
характеризующий результат
Показатели эффективности
таможенной деятельности должны отвечать
следующим основным критериям:
1)Быть четко увязаны с целями
и задачами органов власти;
2) Отражать степень вклада каждого
сотрудника в достижение целей и задач;
3) Полностью отражать выполнение
основных должностных обязанностей сотрудником
таможенного органа;
4)Быть сформулированы таким
образом, чтобы в максимальной степени
воспроизводить непосредственное влияние
сотрудника таможенного органа на динамику
показателей эффективности.
Также в большинстве зарубежных
практических руководств по разработке
показателей эффективности
Эти требования
относятся как к
Показатели эффективности таможенной
деятельности могут представлять собой
набор индикаторов различного характера.
Они могут выражаться как в качественной,
так и количественной форме, быть как слабо
формализуемыми, так и четко квантифицируемыми.
Наиболее распространенной является практика,
при которой органы власти устанавливают
определенные требования к показателям
эффективности. Показатели эффективности могут
служить как для оценки деятельности таможенного
органа в целом, так и для оценки деятельности
сотрудников.
В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности. Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
ГЛАВА 2. Методические основы оценки эффективности таможенной деятельности
2.2 Методы оценки эффективности таможенной деятельности
Существуют различные методы оценки эффективности таможенной деятельности. Один из методов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного метода положен метод сопоставления результата и затрат.
В качестве показателей в
этом случае используется отношение
общих доходов таможенной деятельности
(суммы таможенных платежей, перечисляемых
в федеральный бюджет) к общим фондам,
которым располагают таможенные органы
для осуществления административно-
Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.
Данный метод можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).
Другим методом, используемым при оценке эффективности управленческих структур таможенной деятельности , является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком методы эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот метод применим только в случае, если цели определены однозначно и четко.