Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании показателей оценки эффективности таможенной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) раскрыть понятие эффективности таможенной деятельности; 2)раскрыть критерии и показатели эффективности таможенной деятельности; 3)рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности таможенной деятельности; 4) рассмотреть методы оценки эффективности таможенной деятельности; 5) исследовать основные направления повышения эффективности таможенной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эффективности таможенной деятельности 6
1.1 Понятие эффективности таможенной деятельности 6
1.2 Критерии и показатели эффективности таможенной деятельности 10
Глава 2. Методические основы оценки эффективности таможенной деятельности 20
2.1 Методы оценки эффективности таможенной деятельности 20
2.2 Оценка эффективности таможенной деятельности на примере" -----" если сможете" или
Основные направления повышения эффективности таможенной деятельности.
Заключение 31
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

Исходя из таможенного  законодательства и на основании  Положения о таможенной службе, у  ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов  необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность  исполнения одной из задач или  одной из целевых функций.

Потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы  народного хозяйства страны. А  это значит, что её целевые установки  и соответственно деятельность в  стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «в строенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.

Можно выделить шесть методов оценки эффективности таможенных органов:

  1. эффективность таможенной политики;
  2. эффективность таможенного администрирования;
  3. эффективность административно-управленческого потенциала таможенной деятельности;
  4. эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
  5. эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
  6. эффективность человеческого фактора таможни.

Оценка эффективности  таможенной политики должна позволять  осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность  всего народного хозяйства.

Показатель эффективности  таможенного администрирования  должен ответить на вопрос, правильно  ли выбраны цели таможенного администрирования  и насколько правильно выбраны  пути их достижения, насколько качественно  осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования  и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного  администрирования должны быть непротиворечивы  и совместимы с целями таможенной политики.

Оценка эффективности  административно-управленческого потенциала таможенной деятельности должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной деятельности как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.

Оценка эффективности  использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать  вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации  при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей  таможенной политики и таможенного  администрирования.

Оценка эффективности  материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический  эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств  федерального бюджета.

Оценка эффективности  использования человеческого фактора  должна исходить из сопоставления объективных  потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место  таможни в развитии экономики  страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять  передовые технологии и методы организации  таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять  коррупции и формировать антикоррупционную  среду.

Совершенствование системы  показателей и методологии оценки эффективности работы таможенных органов  – один из самых верных путей  повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом  и подъёма экономики страны.

2.2 Основные направления повышения эффективности таможенной деятельности.    

          Несмотря на значительное количество различных публикаций посвященным вопросам оценки эффективности таможенного дела, оптимальная методика оценки эффективности деятельности таможенных органов до сих пор не разработана. Большинство авторов ограничиваются лишь определением критериев и общим описанием компонентов методики оценки, а также размышлениями о необходимости проведения дальнейших углубленных исследований. Довольно интересным и проработанным представляется исследование В.П. Косенко и Л.И. Опошняна, предпринявших попытку устранить путаницу с определением объекта исследования и разработать основы теории эффективности таможенного дела. Ими был аргументировано выдвинут тезис, значение которого трудно переоценить: бессмысленно оценивать деятельность таможенных органов по аналогии с хозяйствующими субъектами, поскольку метод соизмерения затрат и результатов для оценки эффективности применим лишь тогда и поскольку между затратами и результатами существует зависимость, которая может быть количественно определена.

Исследование В.Б. Коровина отличается глубоким пониманием предмета, а также интересной концепцией, представляющей систему таможенных органов, как  элемент инфраструктуры обеспечения  предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли. Однако оно не в полной мере учитывает  реальную ситуацию, в которой таможенные органы заняты, прежде всего, фискальной и правоохранительной деятельностью. В то же время, таможенная деятельности представляет собой субъект государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности. Следовательно, и оценивать эффективность таможенных органов следует именно в управленческом аспекте, т.е. как степень достижения поставленных целей и задач, успешность исполнения возложенных на таможенные органы функций. При этом, при оценке деятельности таможенного органа необходимо ориентироваться на системный подход. Каждый таможенный орган, как и все экономические объекты, является сложной системой, имеющей организационную структуру, представленную в виде взаимосвязанных между собой и системой в целом, взаимодействующих элементов – структурных подразделений.

На современном этапе  оценка эффективности деятельности таможенной деятельности определяется ведомственными нормативными документами и обладает рядом существенных недостатков.

К недостаткам существующей системы оценки можно отнести:

  • избыточное разрастание и усложнение комплекса показателей;
  • некорректная попытка служить универсальным инструментом оценки на всех уровнях иерархии;
  • ряд показателей, не отражающих собственно эффективность деятельности таможенных органов;
  • несбалансированность комплекса показателей.

На наш взгляд, деятельность таможенных органов на каждом уровне иерархии должна оцениваться отдельно, соответственно целям и задачам, различным для каждого уровня. Так, если таможенный пост и таможня  непосредственно вовлечены в  таможенное оформление товаров и  транспортных средств, то уровень регионального  управления подразумевает деятельность по организации и координации  работы всех подчиненных таможен  соответствующего региона. Уровень  Центрального аппарата Федеральной  таможенной службы Российской Федерации, помимо задач, стоящих перед региональными  управлениями (но в масштабах всей России), подразумевает также и  нормотворческую деятельность, а  также влияние на таможенную политику государства.

Кроме перечисленных недостатков, необходимо заметить что и сама система  информационного обеспечения оценки эффективности деятельности таможенных органов требует совершенствования. Так, довольно часто статистическая информация, предоставляемая в рамках отчетной деятельности, дублируется. Несмотря на очевидную взаимосвязь содержащихся в различных отчетных формах информации, сведения представляются раздельно. Кроме  того, одни данные вносятся в центральную  базу данных таможенных органов с  использованием ведомственных программных  средств, а другие представляются в  обыкновенных табличных формах (MS Excel), заполняемых вручную, что обусловливает  возможность появления некорректных сведений (например, ввиду ошибки).

Управленческие решения, в свою очередь, должны основываться исключительно на точных данных, максимально  объективно отражающих те характеристики управляемого объекта, которые имеют  значение для принятия решения. Оперирование некорректными данными ведет  к принятию неверных решений. Таким  образом, представляется необходимым  максимальная автоматизации расчетов тех показателей, которые возможно осуществить на основе первичной  информации и представляемых статистических сведений, а также полное исключение дублирования каналов передачи информации. При этом, расчет показателей эффективности  должен осуществляться путем дополнения существующего функционала программных  средств представления отчетности соответствующими алгоритмами. Автоматическое формирование значений показателей  на основе первичных данных (т.е. данных, полученных на этапе таможенного  оформления и контроля из соответствующих  документов-источников) приведет к  снижению либо вообще полному исключению количества случаев ввода некорректных либо неполных сведений, поскольку  итоговая оценка действий таможенного  органа станет целиком и полностью  зависимой от предоставленных им данных. В настоящий момент на уточнение  и обобщение сведений, полученных от подчиненных таможенных органов, функциональные подразделения регионального  управления затрачивают значительное количество рабочего времени. Крайне важно  «вывести» и сам процесс расчета  и итоговые значения за пределы области  воздействия человека. Необходимо (а  главное – возможно) отказаться от существующей «ручной» обработки  данных и внедрить алгоритм автоматизированного  осуществления оценки, в рамках которого первичные данные вносятся непосредственно  на уровне таможни, а обобщаются, проверятся на корректность, анализируются на стороне сервера центральной  базы данных либо региональных центров  обработки данных. Оценка эффективности  деятельности таможенных органов также  должна осуществляться силами соответствующих  серверных приложений, развернутых  «поверх» СУБД. Конечные результаты расчетов могут быть получены на каждом из уровней  иерархии по запросу к базе данных. Возможность «манипулирования»  данными на промежуточных уровнях  иерархии должна быть исключена.

Таким образом, можно сделать  вывод, что совершенствование системы  оценки эффективности ведет к  повышению эффективности деятельности органов таможенной деятельности. При этом, интеграция оценки контрольных показателей и отчетности о деятельности таможенных органов окупится сторицей: сокращение времени, требуемого на обработку и формирование отчетов на уровне, например, регионального управления, позволит ему максимально сосредоточиться вместо отчетной деятельности на тех функциях для которых оно создано – организация, координации и контроль деятельности подчиненных таможен. За счет повышения роли первичных данных в формировании оценки значительно повысится достоверность сведений о деятельности таможенных органов, а значит и качество того материала, на основе которого принимаются управленческие решения, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности таможенной деятельности.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                     Проводимая в настоящее время реформа государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей эффективности.

    Необходимость повышения качества таможенных услуг определяет новые институциональные условия развития таможенной деятельности Российской Федерации. Возникает необходимость в разработке и внедрении современных подходов и методов повышения эффективности таможенного администрирования и качественного управления институциональным развитием таможенных органов. 
 
   Дальнейшее развитие мировой торговли возможно только при создании благоприятных условий для ее осуществления, что зависит от эффективности таможенной деятельности как социально-экономического института государства и регулятора внешнеторговой деятельности, а также от качества услуг, оказываемых таможенными органами. Выделение в качестве приоритетной сервисной функции таможенной деятельности и ее реализация является в современных условиях важнейшим направлением институционализации таможенного института, определяющим все остальные направления совершенствования таможенной деятельности. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17)

 


Информация о работе Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности