Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:32, реферат

Краткое описание

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Содержание

Введение............................................................................................................. 3
1 Теоретические основы СНС......................................................................... 4
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения...... 4
1.2 Основные понятия СНС............................................................................. 6
1.3 Принципы построения СНС....................................................................... 9
1.4 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений... 11
2 Современные проблемы формирования российской СНС....................... 15
3 Анализ состояния экономики на основе конкретных
макроэкономических показателях................................................................... 15
Заключение........................................................................................................ 25
Библиографический список.............................................................................. 27

Вложенные файлы: 1 файл

система национальных счетов.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

3  Анализ состояния экономики на основе конкретных макроэкономических показателей.

 

Использование СНС в  отечественной практике позволяет  получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного  хозяйства, разработки экономической  политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт; валовой национальный продукт; национальный доход; национальное сбережение; располагаемый доход; конечные потребительские расходы на товары и услуги; валовые инвестиции; сальдо внешней торговли; сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению.

 Наглядно ознакомимся  с  анализом  состояния  экономики  на основе конкретных макроэкономических показателей. Поможет нам в этом статья    «Анализ темпов экономического роста (по данным национальных счетов за 1995-1999гг.)» в журнале «Экономист»  2000г №6.

Разработка общехозяйственных  прогнозов предполагает взаимоувязанный анализ различных аспектов общественного воспроизводства, производства, распределения, обмена и потребления. Прогнозные возможности такого анализа становятся особенно значимыми, если он выполняется на основе главных показателей системы национальных счетов, которые разрабатываются за отчетный период.

Таблица 1

Изменение динамики основных социально – экономических показателей (в% к предыдущему году)

Год

1995

1996

1997

1998

1999

ВВП

95,9

96,6

100,9

95,1

103,2

Продукция промышленности

96,7

96,0

102,0

94,8

108,1

Продукция с/х.

92,0

94,9

101,5

86,8

102,4

Основные фонды

100,2

99,96

99,6

99,5

99,5

Инвестиции в основной капитал

89,9

81,9

95,0

93,3

104,5

Оборот розничной торговли

93,6

99,5

103,8

96,7

92,3

Платные услуги населению

82,3

94,1

105,6

99,5

102,6


Как показывают приведенные  данные, по всем основным показателям  развития экономики из года в год происходило падение. Только в 1997г отмечался слабый рост валового внутреннего продукта, продукции промышленности и сельского хозяйства, но в следующем, 1998г, ВВП снова упал. В 1999г отмечался более заметный pocт ВВП и продукции промышленности. Однако в целом по отношению к 1990г   ВВП составил в 1999г лишь 59,5%.

В 1999 г. существенно изменилась динамика производства ВВП по отраслям. При общем росте ВВП на 3,2%, увеличение за счет производства товаров составило 6,4%, а производства услуг - 1%, в то время как в предыдущие годы производство ВВП за счет товаров снижалось большими темпами, чем производство услуг (табл. 2).

Изменение динамики основных социально – экономических показателей

Структура производства ВВП в текущих ценах, в % к итогу).            Таблица 2

Год

1995

1996

1998

1999

ВВП

100

100

100

100

Производство товаров

41,3

41,6

39,4

39,0

Производство услуг

50,9

49,9

52,1

53,3

Чистые налоги на продукты

7,8

8,5

8,5

7,7


 

Разрабатываемая Госкомстатом РФ система национальных счетов предусматривает  общее взаимосвязанное описание экономического процесса по экономике  в целом и по секторам и дает возможность анализа воспроизводства. Распределение первичных доходов показывает, как доходы, созданные в одних секторах - производителях добавленной стоимости, поступают в виде первичных доходов к другим секторам - получателям доходов (табл. 4).

                                .Структура образования доходов              Таблица 3

Года

1995

1996

1997

1998

1999

ВВП в рыночных ценах

100

100

100

100

100

Оплата труда

45

50

49

47,3

43,5

Чистые налоги

12

13

14

14,2

14,7

Валовая прибыль экономики  и валовые смешанные доходы

43

37

37

37,4

40,8


 

Структура использования  ВПРД  Таблица 4

Года

1995

1996

1997

1998

1999

ВНРД

100

100

100

100

100

Домашние хозяйства

59,0

62,3

61,3

65,1

61,8

Государственные учреждения

23,9

19,6

23,5

21,3

23,0

Нефинансовые предприятия (НКО)

17,1

18,1

15,2

13,6

15,2

Расходы на конечное потребление

71,8

72,9

78,0

81,8

74,1

Домашние хозяйства

49,8

49,8,

52,2

57,8

55,2

Государственные учреждения

19,6

20,6

22,2

20,3

16,0

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО)

2,4

2,5

3,6

3,7

2,9

Валовое сбережение

28,2

27,1

22,0

18,2

25,9

Домашние хозяйства

9,2

12,5

9,1

7,4

6,6

Государственные учреждения

4,3

-1,0

1,3

0,09

7,1

Нефинансовые предприятия, финансовые учреждения и некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства

14,7

15,6

11,6

9,9

12,2


 

В конечном итоге валовой  располагаемый доход как по экономике  в целом, так и по экономическим  секторам распределяется на расходы  для конечного потребления и сбережения, которые могут быть направлены на финансирование накопления.

Расчет темпов экономического роста

На основе анализа  итогов развития экономики за 1997-1999гг. нами проведен расчет двух вариантов прогноза экономического роста на 2000 г. Темпы роста ВВП определяются социально-экономическими задачами и реальными возможностями в соответствии с имеющимися ресурсами воспроизводства.

Первый вариант прогноза предполагает рост фондоотдачи в целом по экономике на 2% при условии стабилизации фондов. При этом в отраслях, производящих товары, ее рост составит 3%, а в отраслях, оказывающих услуги, - 1 % против 1999г. При выполнении этих предпосылок валовой выпуск по экономике в целом возрастет на 2%, а рост валового внутреннего продукта, при сохранении его доли в валовом выпуске, составит 2%. Во втором варианте - при увеличении фондоотдачи на 4% - рост ВВП также составит 4% (табл. 9).

Таблица 9

Изменение динамики основных факторов роста ВВН

(в % к предыдущему  году)

Года

1997

1998

1999

2000

       

1 вар

2 вар

Валовой выпуск по экономике, всего

100,6

94,6

103,3

102

104

в отраслях, производящих товары

100,5

93,5

106,5

103

105

в отраслях, оказывающих  услуги

100,7

95,9

100,6

101

103

Основные фонды (на конец  года)

99,6

99,5

99,5

100

100

в отраслях, производящих товары

98,6

98,6

98,6

100

100

в отраслях, оказывающих  услуги

100,4

100,4

100,4

100

100

Фондоотдача по экономике, всего (1:2)

101,0

95,0

103,8

102

104

в отраслях, производящих товары

101,9

94,6

108,0

103

105

в отраслях, оказывающих  услуги

100,3

95,5

100,1

101

103

ВВП, произведённый

100,9

95,1

103,2

102

104


 

В нашем расчете на прогнозируемый период приняты следующие условия: рост достигнутого уровня потребления в среднем на душу населения в первом варианте - на 2%, втором - на 4%; определённое изменение динамики численности населения (табл. 10).

 

 

 

Принятые предпосылки  прогноза

Таблица 10

 

Годы

1997

1998

1999

2000

1 вар.

2 вар.

Расходы на конечное потребление, всего

103,0

97,7

95,2

102,3

104,3

Численность населения

99,7

99,7

99,8

99,7

99,7

Потребление на душу населения (1:2)

103,3

98,0

95,4

102

104


 

Имея ввиду огромную дифференциацию доходов по группам  населения, подъем уровня потребления  можно обеспечить путем уменьшения этого разрыва, что приведет к  активизации спроса населения. Для  этого необходимо решение ряда конкретных задач по оплате труда в сфере производства товаров и услуг. С учетом принятых предпосылок объем конечного потребления в 2000 г. увеличится против 1999г. на 2-4%, при снижении численности на 0,3%. Прогноз общего объема валового накопления связан с расчетами прогноза объема инвестиций в основной капитал, баланса фондов и их использования.

Для увязки всех основных экономических показателей СНС  в целом, проводятся расчеты по образованию, распределению и перераспределению валового национальною дохода но основным экономическим секторам и корректируется финансовая программа, т.е. требования к денежно-кредитной и налогово-бюджетной сферам. При проведении итеративных расчетов обеспечивается выбор вариантов, исходя из необходимости: выполнять внешние обязательства; обеспечивать расширенное воспроизводство; решать социально-экономические  задачи внутри страны; обеспечивать экономическую безопасность страны с учетом возможностей производства, потребления и накопления. Счета образования и распределения доходов показывают параметры оплаты труда, налогов и прибыли на макроуровне; счет вторичного распределения – параметры текущих налогов и отчислений, социальные выплаты и другие платежи. Основной вариант расчетов показателей на макроуровне должен быть увязан с платежным балансом страны, а также возможностями финансирования валового накопления за счет внутренних и внешних источников.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Система национальных счетов