Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:12, контрольная работа
Содержит решение типового варианта задач.
Рынок – это обязательный компонент товарного хозяйства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства.
Система рыночного хозяйства: понятие, функции, условия функционирования.
Рынок – это обязательный компонент товарного хозяйства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Среди этих причин: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста.
1-условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных Т и У. Это положение объясняется принципом сравнительного преимущества, т. е. стремлением производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
2-условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность. Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за ОРТ, а с другой – всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных рыночных отношений.
3-е условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
4-условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности. В общем виде можно дать следующее определение рынка. Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:
· множеством независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать;
· стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения;
· множеством независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;
· эквивалентным обменом по стоимости;
· стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения;
· стихийным регулированием воспроизводственных пропорций;
· свободной конкуренцией, свободным "переливом капитала".
Субъектно-объектная характеристика рыночных связей. В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.
Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.
Субъекты рыночного хозяйства:
1. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
· обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
· самостоятельно принимает решения;
· является собственником какого-либо фактора производства;
· стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2. Предприятие – экономическая единица, которая:
· использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
· стремится к максимизации прибыли;
· самостоятельно принимает решения.
3. Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.
4. Государство – правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей. Связь "производитель-потребитель" является одной из основных в системе рыночных отношений. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства выглядит следующим образом:
Функции рынка
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2.
Посредническая. Экономически обособленные
производители в условиях глубокого общественного
разделения труда должны найти друг друга
и обменяться результатами своей деятельности.
Без рынка практически невозможно определить,
насколько взаимовыгодной является та
или иная технологическая и экономическая
связь между конкретными участниками
общественного производства. В нормальной
рыночной экономике с достаточно развитой
конкуренцией потребитель имеет возможность
выбора оптимального поставщика (с точки
зрения качества продукции, ее цены, сроков
поставки, послесбытового
3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
Экономический рост национального хозяйства.
Экономический
рост – изменение результатов
функционирования производительных сил
общества и потребленных ресурсов.
Экономический рост показывает характер
функционирования национального хозяйства.
Экономический рост проявляется
в увеличении (как правило, в год)
объема ВНП и увеличении ВНП на
душу населения.
Валовой национальный
продукт, общепринятое
сокращение — ВНП
(англ. GNP) — совокупная стоимость всего
объёма конечного производства товаров
и услуг в текущих ценах, произведённых
на территории данной страны и за её пределами,
с использованием факторов производства,
принадлежащих данной стране. Иными словами,
ВНП — это вся произведённая данной страной
продукция за определённый период времени,
стоимость всех выпущенных товаров и оказанных
услуг.
Валовой национальный продукт на душу населения — ВНП, деленный на численность населения страны. Этот показатель дает представление о количестве произведенных товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя страны, или, иными словами, о том, сколько получил бы каждый житель страны, если бы весь годовой национальный доход был распределен между всеми гражданами страны поровну. ВНП на душу населения также называют "доход на душу населения" или "душевой доход".
Методы
расчета ВНП
1. Метод потока доходов заключается
в суммировании всех доходов, полученных
от производства всего объёма продукции
данного периода времени (обычно года).
GNP = w+r+R+p+A+T, где
w − заработная плата,
r − доходы и процент на собственность
R − рентные платежи
p − прибыль
A − амортизация, или расходы на восстановление
изношенного капитала
T − косвенные налоги (подразумевается,
что все прямые уже учтены)
2. Метод потока расходов
подразумевает суммирование всех расходов
на покупку всего объема произведенной
в данном году продукции.
GNP = C+I+G+Xn, где
C − расходы на конечное потребление домашних
хозяйств
I − валовые инвестиции
G − государственные закупки товаров и
услуг
Xn− чистый экспорт (разность стоимости
экспорта и импорта)
ВНП, исчисленный по доходам, тождественно
равен ВНП, исчисленному по расходам.
3. Метод добавленной
стоимости
Для расчета ВНП по данному методу вводится
показатель добавленной стоимости. Добавленная
стоимость — рыночная цена продукции
фирмы за вычетом стоимости потребленных
сырья и материалов, купленных у поставщиков.
Добавленная стоимость — представляет разницу между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии, услуг и т. п. Иными словами, добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг.
Информация о работе Система рыночного хозяйства: понятие, функции, условия функционирования