Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа
Задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. Всё вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении и анализе рыночной экономике и системы социальной защиты населения.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Сущность социальной защиты населения 5
2.2. Принципы и функции социальной защиты населения 7
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ 10
2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения 10
2.2. Направления социальной политики Российской Федерации 14
2.3. Основные проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность социальной защиты населения
2.2. Принципы и функции социальной защиты населения
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ
2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
2.2. Направления социальной политики Российской Федерации
2.3. Основные проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.
Задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. Всё вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы курсовой работы
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении и анализе рыночной экономике и системы социальной защиты населения.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности формирования и механизм действия системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики;
Рассмотреть причины появления механизма социальной защиты населения.
Работа состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы социальной политики государства в условиях рыночной экономики.
Вторая глава раскрывает особенности формирования и функционирования системы социальной защиты в России, как государства с рыночной экономикой.
В работе использована научно-методическая литература и периодические издания.
Как известно, внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений, последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. [3, стр.65]
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.[5, стр.30]
Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.[14, стр.12]
Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.
Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Экономическая политика государства - это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью. [16,стр.49]
Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.
Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.[12, стр.103]
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
социальное обеспечение;
социальное страхование;
социальную поддержку (помощь).
Основными принципами социальной защиты населения являются:
гуманность,
социальная справедливость,
адресность,
комплексность,
обеспечение прав и свобод личности.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.[13, стр.87]
В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:
Первая включает в себя поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП. Такая система представлена в США.
Вторая модель характеризуется высокой степенью удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП. Эта система действует в Швеции.[4, стр.120]
При проведении социальной политики необходимо помнить о следующих возможных последствий:
опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;
общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;
перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;
гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.
В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.[10, стр.24]
Правовую основу государственной системы социальной защиты составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «Об общественных объединениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основах обязательного социального страхования», «О прожиточном минимуме в РФ», «О государственной социальной помощи», «О занятости населения в РФ».
Указанные законы и некоторые другие несут на себе основную нагрузку по регулированию отношений в социальной сфере, поскольку единого кодифицированного закона применительно к данной области не существует. Правительство РФ и правительства субъектов Федерации своими многочисленными постановлениями по самым различным вопросам детализируют и разъясняют процедуру исполнения принятых законов, наполняя ее конкретным содержанием. Среди них, например, постановление «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка», «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска».
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, формируемых на основе поступления налоговых платежей, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Социальная помощь носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.[10, стр.30]
Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).[11, стр.42]
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.[9,C.205]
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Информация о работе Система социальной защиты в рыночной экономике