Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:14, реферат
Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост.
Всемирная организация здравоохранения отмечает ведущую роль инвестиций в здравоохранение, которые вносят значительный вклад в экономическое развитие.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (ОмГУПС (ОмИИТ))
Кафедра «Экономика»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Эссе
по дисциплине «Экономика общественного сектора»
Омск 2014
Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост.
Всемирная организация здравоохранения отмечает ведущую роль инвестиций в здравоохранение, которые вносят значительный вклад в экономическое развитие. Макроэкономические данные свидетельствуют о том, что страны с низким уровнем развития здравоохранения сталкиваются с гораздо большими трудностями в стремлении выйти на уровень устойчивого развития по сравнению с теми странами, где ситуация с развитием здравоохранения более благополучная.
В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств выделяемых обществом на здравоохранение предопределяет модель финансирования отрасли. Мировая практика знает несколько моделей финансирования национальных систем здравоохранения:
Американская система здравоохранения основывается на двух подходах: один, адресуемый уязвимым слоям населения (пожилые, инвалиды, дети, бедные семьи с детьми), основывается на принципах социальной страховой защиты, которая относится к сфере ответственности государства (государственные программы медицинского страхования); другой, отвечающий интересам экономически активного населения, - на принципах личной ответственности и солидарной поддержки со стороны работодателей (добровольное медицинское страхование).
Лица, не имеющие медицинской страховки, а таких – почти 15% населения США, получают медицинскую помощь в государственных больницах и клиниках в рамках программ, осуществляемых местными властями отдельных штатов и частными страховыми фирмами, финансирующими медицинские учреждения из благотворительных фондов.
Большая часть государственных расходов направляется на финансирование трех государственных программ – «Медикэр», «Медикейд», программ штатов по медицинскому страхованию детей. Государственные программы медицинского страхования отличаются друг от друга по задачам и кругу защищаемых лиц.
Программа «Медикэр», финансируемой из федерального бюджета (78%) и за счет взносов самих застрахованных (22%), представляющей собой симбиоз государственного финансирования и личных страховых платежей застрахованных лиц, пользуются: пожилые люди в возрасте 65 лет и старше (37 млн. человек); инвалиды, получающие пособия по инвалидности в рамках Общей федеральной программы пенсионного страхования в течение не менее двух лет (около половины всех инвалидов США, или 7,3 млн. человек); почечные больные в последней стадии течения болезни (214 тыс. человек). Лица старше 65 лет, не имеющие права на систему «Медикэр», могут купить страховку по этой программе, выплачивая за нее ежемесячно небольшие суммы.
Программа «Медикейд» направлена на страховое обеспечение медицинскими услугами семей с низким уровнем дохода. На участие в программе имеют право бедные граждане пожилого возраста, нетрудоспособные (в том числе слепые, беременные, имеющие детей). В то же время ограничения, заложенные в программе, приводят к тому, что значительная часть населения, живущего ниже официального уровня бедности, программой не охвачена. Данная программа находится в юридическом и административном ведении властей штатов. Законодательные собрания и губернаторы штатов определяют, какие именно категории малоимущих и на каких условиях могут получать медицинскую помощь и медицинские пособия, учитывая при этом нормативные положения федеральных законов.
Система «Медикейд» финансируется из федерального бюджета (60%) и бюджета штатов (40%). При этом администрирование находится в компетенции последних. Программы штатов по медицинскому страхованию детей являются третьей формой государственной медицинской помощи, организованной на принципах системы «Медикейд», финансируемой из бюджетов штатов. Расходы штатов на финансирование соответствующих программ – 6 млрд. долл. в год. (ПОПОВ)
В рамках «Медикэр», «Медикейд» и программ штатов по медицинскому страхованию детей более 100 млн. американцев получают достаточно широкий круг медицинских услуг, однако в него не включены многие высокотехнологичные виды помощи, что зачастую заставляет прибегать либо к дополнительному частному медицинскому страхованию, либо оплачивать медицинские услуги наличными. Так, пожилой паре с момента достижения возраста 65 лети до конца жизни требуется истратить на медицинские цели, помимо средств программы «Медикэр», еще порядка 300 тыс. долл. Большая часть этих средств оплачивается с помощью дополнительного личного медицинского страхования, а меньшая – за собственный счет.(попов)
Охват частным медицинским страхованием в США – 66,7% населения, при этом для 58,5% основную часть стоимости медицинской страховки оплачивали работодатели, а 9% населения покупали медицинские полисы самостоятельно. При этом страховые компании оплатили 71,5% всех медицинских расходов застрахованных лиц, в том числе 91,2% стоимости лечения. Финансирование американской системы здравоохранения основывается на сочетании:
Система здравоохранения США – самая финансово затратная в мире (примерно в 2 раза дороже, чем в западноевропейских странах) – более 16% ВВП. Во многом это связано с широким применением частного медицинского страхования и прямой оплаты медицинских услуг пациентами (почти 54% затрат на здравоохранение).
Медицинская помощь в Англии основывается на совершенно иных принципах, нежели в США. В ее основе лежит государственная система здравоохранения. Бюджет службы здравоохранения формируется из общих налоговых поступлений и покрывает 87% расходов на медицинскую помощь населению.
За последние годы общие расходы на здравоохранение значительно выросли: с 5,6% в 1980 году до 9,4% в 2013 году. Особенно быстрый рост этого показателя наблюдался в период 1997-2008 годов – с 6,6% до 8,8% от ВВП, соответственно, с 55,1 до 125,4 миллиардов фунтов стерлингов.
Добровольным медицинским страхованием занимаются страховые компании, основой деятельности которых является страхование рисков, не входящих в систему национального государственного страхования. Одновременно страховые компании оплачивают определенное число (3-4%) коек в государственных больницах, а также ряд дополнительных услуг в зависимости от ранга (класса) больницы. Страховые компании предлагают свои услуги одиноким, семейным парам, семьям с детьми и другими иждивенцами. Лица старше 65 лет страхованию не подлежат, однако если страховое соглашение было заключено до этого возраста, то оно сохраняется и на последующие годы жизни застрахованного. Ставки страховки пересматриваются раз в год.
В службе общественного здравоохранения Великобритании выделяются три направления – общественного здоровья, общей практики, госпитальной практики. Работа по обеспечению общественного здоровья (уход за больными, профилактические мероприятия, выполнение назначений врача) осуществляется только средним медперсоналом (акушерки, медицинские и патронажные сестры, социальные работники). К службе общей практики (внебольничной) относится амбулаторное обслуживание больных (в том числе, стоматологами, офтальмологами и фармацевтами). Врач общей практики получает оплату за каждого больного, которого он принимает, работу в ночное и неурочное время, в отдаленных районах и сельской местности. Такой метод оплаты врачей общей практики был введен еще в 1911 году премьер-министром Д.Ллойд-Джорджем для страхования здоровья рабочих отдельных отраслей промышленности на основе подушевого метода, или как его еще называют метода «капитации» (от словосочетания per cappita payment – «деньги следуют за пациентом»).
Подушевая оплата выступает нормативом для установления определенного пакета медицинских услуг населению на фиксированный период времени (как правило, на год) за фиксированную денежную сумму. В нее входят, в том числе, расходы для лечения по ряду нозологий.
Роль врача общей практики состоит в том, чтобы с помощью ранней диагностики требуемого лечения предотвратить необходимость госпитализации или предложить домашнюю реабилитацию больных, что способствует более ранней выписке их из госпиталей. Посредством соответствующей оплаты врача достигается его заинтересованность в проведении профилактической деятельности среди пациентов. В то же время для предупреждения «чрезмерной заинтересованности в лечении» предусмотрен механизм соплатежей населения как способ сдерживания роста расходов на медицинские услуги.
В госпитальной службе, работающей по участковому принципу, заняты врачи узкого профиля, которые ведут амбулаторный прием и осуществляют помощь стационарным больным. В Великобритании 95% больниц – государственные.
В 2009-2010 гг. из общих расходов НСЗ, составивших 99,8 млрд. фунтов стерлингов, на текущие расходы подведомственных НСЗ организаций (например, трасты НСЗ, врачи общей практики, стоматологи) пришлось 88,5 млрд. фунтов стерлингов (88,7%), на программы, финансируемые из национального бюджета (например. Присоединение к здоровью) – 9,7 млрд. фунтов стерлингов (9,7%), на индивидуальную социальную помощь – 1,5 млрд. фунтов стерлингов и на капитальные вложения – 5,5 млрд. фунтов стерлингов.
Таблица 1. Сравнительный анализ финансирования систем здравоохранения в США и Великобритании
Страна |
США |
Великобритания |
Тип модели |
Рыночная |
Государственная |
Принцип, лежащий в основе модели |
Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан |
Медицинская услуга – общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый за больного |
Доля расходов на здравоохранения, % от ВВП |
17,9 (2011) или 2 809 млрд долл США |
9,3 (2011) или 230 млрд долл США |
Общие расходы здравоохранения на душу населения, долл США |
8 895 (2012) |
3 437 (2012) |
Источники финансирования, 2012 год |
Частное страхование – 42,50%, личные средства – 11,11%, программы для пожилых и малоимущих – 46,39% |
Государственный бюджет – 82,51%, личные средства – 9,94%, частное страхование - 7,55% |
Контроль за эффективностью расходования средств |
Контроль осуществляется страховыми фирмами – частными страховщиками |
Контроль осуществляет государство в лице Министерства здравоохранения |
Преимущества |
|
|
Недостатки |
Отсутствие естественных стимулирующих развитие факторов, медленный рост качества медицинской помощи, недостаточная гибкость организационных структур, длительное осуществление неэффективных стратегий; использование старых медицинских технологий, ограничение свободы выбора пациентом ЛПУ |
Не обеспечиваются социальные гарантии населения в получении медицинских услуг. Чрезмерный рост затрат на медицину; невозможность осуществления государственного контроля, возможность возникновения кризисов перепроизводства и стимулирование поставок неоправданных услуг; неравный доступ к медпомощи |
Информация о работе Система финансирования здравоохранения в США и Великобритании