Современная Африка. Итоги
и перспективы развитии М., Экономика
1989 С.50-55. онного сырья. Такая ориентация
не стимулировала модернизацию других
секторов экономики, работающих на внутренний
рынок, и не вела, следовательно, к созданию
единого высокоэффективного экономического
организма на рыночной основе. Кризисные
явления в мировом хозяйстве в
средине 70-х начале 80-х годов, переход ведущих
индустриальных стран к ресурсосберегающим
технологиям сопровождались относительным
падением спроса на африканское сырье
на мировом рынке.
Снижение спроса и цен на традиционное
сырье, скачкообразный рост внешней задолженности стран региона, кризис их
платежеспособности пагубно сказались
на экономике африканских государств.
Стремясь предотвратить надвигающуюся
экономическую катастрофу, в 1979 г. они
принимают Монровийскую стратегиюразвития и в 1980
г. Лагос- ский план действий по ее реализации
на период до 2000г. Эта стратегия базировалась
на концепции «опоры на собственные силы»,
основные приоритеты которой — самообеспечение
продовольствием в региональном масштабе;
создание индустриальной базы, обеспечение
контроля государства над использованием
природных ресурсов; увеличение объема
внутриафриканской торговли, развитие транспорта
и связи в целях региональной интеграции.
Однако концепция «опоры на собственные
силы» оказалась больше декларацией о
намерениях, так как ее реализации мешали:
чрезвычайная экономическая отсталость;
однотипная сырьевая ориентация национальных
экономик стран региона,
их слабая взаимодополняемость; экономическая
зависимость от бывших метрополий, политические
и идеологические противоречия в условиях
превращения Африки в плацдарм противостояния
сверхдержав и Провалу концепции «коллективного
самообеспечения» способствовал также
жесточайший экономический кризис 80-х
годов, который усугублялся засухой, голодом
во многих странах южнее
Сахары. Учитывая отсутствие возможностей
у этихстран самостоятельно
интегрироваться в мировую экономику,
МВФ, Всемирный банк, различные институты
ООН, региональные банки развития,Европейский
Союз, Комитет содействия развитию, объединяющий
20 индустриальных стран, и ОПЕК
разработали программы финан-совой стабилизации
и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны-заемщики проводить
курс на развитие рыночных
отношений путем либерализации экономики,
сокращения госсектора и государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность,
приватизации государственных предприятий
и стимулирования экспортного производства
при органичении импортозамещения. Для
реализации разработанных программ международные
финансовые организации выделили определенные
ресурсы (табл. 16.7). Как показывают данные
табл. 16.7, общие суммы финансовых поступлений
достаточно объемны, однако в расчете
па душу населения они составили не более
30 долл. Низкое качество человеческого
капитала, быстрый прирост населения,
примитивная техника (особенно в сельском хозяйстве), очень слабый
частный сектор не способствуют рациональному
ис-пользованию иностранных вливаний
в Все это усугубляется непродуманной
экономической политикой и вооруженными
конфликтами. За период 1980—1995 гг. доля
тропической Африки в прямых иностранных инвестициях
в развивающиеся страны снизилась
с 15 до так как основные их потоки направлялись
в политиче ски стабильные государства,
обладающие ресурсами. Таблица Среднегодовые
показатели притока финансовых ресурсов
в НРС Годы Показатели 1984- 1986- 1988- 1990— 1992-
1994- 1985 1987 1989 1991 1993 1995 Общий объем фи нансовых
поступ лений, млн дачи. 9988 12 665 14 626 16 687
16 493 16 224 В том числе пря мые инвестиции
-19,5 47 466 443 111 313 Общий приток на душу населения,
доля. 22,5 27,2 29,9 32,3 30,1 28,5 Доля НРС в фи- нансовых
поступ- лениях во все развивающиеся страны, % 17,7 18,8 18,3 19,2 16,9
19,0 Тяжелым бременем для североафриканских стран стала внешняя задолженность
(223 млрд долл.
). Ее удельный
вес в объеме ВВП достигает
70%, а стоимость в 2,5 раза превышает
экспортные поступления. На обслуживание
внешних долговых заимствований идет
1/5 доходов от экспорта2. Такая ситуация
делает невозможным выход большинства стран из долгового тупика.
1 МЭ и МО. - 1999. - № 9. - С. 56. - Африка в меняющемся
мире. Вмп.1. — М., 1997. — С. 202. Другой проблемой,
ставшей тормозом развития стран Африки,
является бегство каптала: его общая сумма
за последние десять лет составила в африканских странах (без ЮАР) млрд долл.
Основные причины утечки капитала —хозяйственная отсталость,
узкая база для накопления и инвестирования,
низкие прибыли, политическая нестабильность,
безудержная тяга правящей верхушки личному
обогащению и сохранению награбленного
богатства в иностранных банках.
Сокращение государственных расходов
в соответствии со структурными программами
международных финансовых организаций
усугубило и без того бедственное состояние
социальной сферы. Около 50% населения —
беднота, доходы которой обеспечивают
лишь физическое выживание. Даже в городах
за чертой бедности приживает 42% населения
(против 28% во всех развивающихся странах). Страшным
бичом для африканцев является СПИД. В
1995 г. из 15,5 млн ВИЧ-инфицированных в мире
11 млн приходилось на страны тропической
Африки. ООН в 1996 г. выдвинула программу
«Дать шанс развитию», учитывая
особую тяжесть социального положения
субэкваториальной Африки. На ее реализацию
намечено выделить 25 млрд долл. Основную
часть суммы предоставят координаторы
программы МВФ и МБРР при условии продолжения
структурных реформ. Так, в Гане при поддержке
МБРР созданы свободные экономические
зоны, где уже функционируют предприятия
по выпуску электроники и высокоточных
приборов. Начата реализация общенациональной
программы компьютерной грамотности,
определяются ориентиры научно-практических
исследований. Высокие темпы роста ВВП
демонстрируют в последние годы Эфиопия
и Мозамбик, достигнутые во многом благодаря
активной поддержке МВФ и МБРР. Однако
чрезвычайно низкий стартовый уровень
экономическоюразвития, бедность
природных ресурсов, периодические неурожаи,
неустойчивый внешний спрос на сельскохозяйственное сырье, политическая
нестабильность не позволяют рассчитывать
на серьезный успех в ближайшей перспективе.
Отдельные страны региона
при условии списания и реструктуризации
внешних долгов, большого притока прямых
иностранных инвестиций
в перерабатывающую промышленность, улучшения
условий международной торговли и т.п.
могут стать в ближайшей перспективе аграрно-индустриальными.
Вместе с тем, учитывая, что новые технологии
пока не могут стать реальным элементом
производительных сил большинства НРС,
они должны найти свою нишу в международном
разделении труда. Для странсеверной
Африки это может быть туризм. Тяга жителей развитых стран к экзотической
природе Африки, интерес к традиционному
образу жизни африканцев способствуют развитию этой отрасли
сферы услуг. Пока на долю всей Африки
приходится только 2% международных туристов
и 1% доходов от данной сферы. В то же время
Ботсвана, Лесото, Гана 4—5% ВВП получают
от 4— 5% международного туризма, а Гамбия
— 10% при среднем показателе по континенту
0,5—1,5% ВВП. В последние годы опережающими
темпами развивается экотуризм в Танзании,
Замбии, Сенегале, Уганде1. Но главный выход
из сложившегося состояния экономики
НРС видится в перераспределении природной
ренты в пользу стран, обладающих
большими запасами полезных ископаемых
и генетическими ресурсами для развития биотехнологий,
в обеспечении доступа африканских стран к мировым научно-техническим
достижениям. Однако увеличению притока
инвестиций в Африку препятствуют невысокий
уровень развития экономики,
неэффективное государственное управление
и нестабильная политическая ситуация
в ряде стран континента.