Системы мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Общая характеристика развитых стран.
Новые индустриальные страны.
Наименее развитые страны (НРС)мирового сообщества.

Вложенные файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_razvitykh_stran.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

Современная Африка. Итоги  и перспективы развитии М., Экономика 1989 С.50-55. онного сырья. Такая ориентация не стимулировала модернизацию других секторов экономики, работающих на внутренний рынок, и не вела, следовательно, к созданию единого высокоэффективного экономического организма на рыночной основе. Кризисные явления в мировом хозяйстве в средине 70-х начале 80-х годов, переход ведущих индустриальных стран к ресурсосберегающим технологиям сопровождались относительным падением спроса на африканское сырье на мировом рынке. Снижение спроса и цен на традиционное сырье, скачкообразный рост внешней задолженности стран региона, кризис их платежеспособности пагубно сказались на экономике африканских государств. Стремясь предотвратить надвигающуюся экономическую катастрофу, в 1979 г. они принимают Монровийскую стратегиюразвития и в 1980 г. Лагос- ский план действий по ее реализации на период до 2000г. Эта стратегия базировалась на концепции «опоры на собственные силы», основные приоритеты которой — самообеспечение продовольствием в региональном масштабе; создание индустриальной базы, обеспечение контроля государства над использованием природных ресурсов; увеличение объема внутриафриканской торговли, развитие транспорта и связи в целях региональной интеграции. Однако концепция «опоры на собственные силы» оказалась больше декларацией о намерениях, так как ее реализации мешали: чрезвычайная экономическая отсталость; однотипная сырьевая ориентация национальных экономик стран региона, их слабая взаимодополняемость; экономическая зависимость от бывших метрополий, политические и идеологические противоречия в условиях превращения Африки в плацдарм противостояния сверхдержав и Провалу концепции «коллективного самообеспечения» способствовал также жесточайший экономический кризис 80-х годов, который усугублялся засухой, голодом во многих странах южнее Сахары. Учитывая отсутствие возможностей у этихстран самостоятельно интегрироваться в мировую экономику, МВФ, Всемирный банк, различные институты ООН, региональные банки развития,Европейский Союз, Комитет содействия развитию, объединяющий 20 индустриальных стран, и ОПЕК разработали программы финан-совой стабилизации и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны-заемщики проводить курс на развитие рыночных отношений путем либерализации экономики, сокращения госсектора и государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, приватизации государственных предприятий и стимулирования экспортного производства при органичении импортозамещения. Для реализации разработанных программ международные финансовые организации выделили определенные ресурсы (табл. 16.7). Как показывают данные табл. 16.7, общие суммы финансовых поступлений достаточно объемны, однако в расчете па душу населения они составили не более 30 долл. Низкое качество человеческого капитала, быстрый прирост населения, примитивная техника (особенно в сельском хозяйстве), очень слабый частный сектор не способствуют рациональному ис-пользованию иностранных вливаний в Все это усугубляется непродуманной экономической политикой и вооруженными конфликтами. За период 1980—1995 гг. доля тропической Африки в прямых иностранных инвестициях в развивающиеся страны снизилась с 15 до так как основные их потоки направлялись в политиче ски стабильные государства, обладающие ресурсами. Таблица Среднегодовые показатели притока финансовых ресурсов в НРС Годы Показатели 1984- 1986- 1988- 1990— 1992- 1994- 1985 1987 1989 1991 1993 1995 Общий объем фи нансовых поступ лений, млн дачи. 9988 12 665 14 626 16 687 16 493 16 224 В том числе пря мые инвестиции -19,5 47 466 443 111 313 Общий приток на душу населения, доля. 22,5 27,2 29,9 32,3 30,1 28,5 Доля НРС в фи- нансовых поступ- лениях во все развивающиеся страны, % 17,7 18,8 18,3 19,2 16,9 19,0 Тяжелым бременем для североафриканских стран стала внешняя задолженность (223 млрд долл.

). Ее удельный  вес в объеме ВВП достигает  70%, а стоимость в 2,5 раза превышает  экспортные поступления. На обслуживание внешних долговых заимствований идет 1/5 доходов от экспорта2. Такая ситуация делает невозможным выход большинства стран из долгового тупика. 1 МЭ и МО. - 1999. - № 9. - С. 56. - Африка в меняющемся мире. Вмп.1. — М., 1997. — С. 202. Другой проблемой, ставшей тормозом развития стран Африки, является бегство каптала: его общая сумма за последние десять лет составила в африканских странах (без ЮАР) млрд долл. Основные причины утечки капитала —хозяйственная отсталость, узкая база для накопления и инвестирования, низкие прибыли, политическая нестабильность, безудержная тяга правящей верхушки личному обогащению и сохранению награбленного богатства в иностранных банках. Сокращение государственных расходов в соответствии со структурными программами международных финансовых организаций усугубило и без того бедственное состояние социальной сферы. Около 50% населения — беднота, доходы которой обеспечивают лишь физическое выживание. Даже в городах за чертой бедности приживает 42% населения (против 28% во всех развивающихся странах). Страшным бичом для африканцев является СПИД. В 1995 г. из 15,5 млн ВИЧ-инфицированных в мире 11 млн приходилось на страны тропической Африки. ООН в 1996 г. выдвинула программу «Дать шанс развитию», учитывая особую тяжесть социального положения субэкваториальной Африки. На ее реализацию намечено выделить 25 млрд долл. Основную часть суммы предоставят координаторы программы МВФ и МБРР при условии продолжения структурных реформ. Так, в Гане при поддержке МБРР созданы свободные экономические зоны, где уже функционируют предприятия по выпуску электроники и высокоточных приборов. Начата реализация общенациональной программы компьютерной грамотности, определяются ориентиры научно-практических исследований. Высокие темпы роста ВВП демонстрируют в последние годы Эфиопия и Мозамбик, достигнутые во многом благодаря активной поддержке МВФ и МБРР. Однако чрезвычайно низкий стартовый уровень экономическоюразвития, бедность природных ресурсов, периодические неурожаи, неустойчивый внешний спрос на сельскохозяйственное сырье, политическая нестабильность не позволяют рассчитывать на серьезный успех в ближайшей перспективе. Отдельные страны региона при условии списания и реструктуризации внешних долгов, большого притока прямых иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность, улучшения условий международной торговли и т.п. могут стать в ближайшей перспективе аграрно-индустриальными. Вместе с тем, учитывая, что новые технологии пока не могут стать реальным элементом производительных сил большинства НРС, они должны найти свою нишу в международном разделении труда. Для странсеверной Африки это может быть туризм. Тяга жителей развитых стран к экзотической природе Африки, интерес к традиционному образу жизни африканцев способствуют развитию этой отрасли сферы услуг. Пока на долю всей Африки приходится только 2% международных туристов и 1% доходов от данной сферы. В то же время Ботсвана, Лесото, Гана 4—5% ВВП получают от 4— 5% международного туризма, а Гамбия — 10% при среднем показателе по континенту 0,5—1,5% ВВП. В последние годы опережающими темпами развивается экотуризм в Танзании, Замбии, Сенегале, Уганде1. Но главный выход из сложившегося состояния экономики НРС видится в перераспределении природной ренты в пользу стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых и генетическими ресурсами для развития биотехнологий, в обеспечении доступа африканских стран к мировым научно-техническим достижениям. Однако увеличению притока инвестиций в Африку препятствуют невысокий уровень развития экономики, неэффективное государственное управление и нестабильная политическая ситуация в ряде стран континента.

 


Информация о работе Системы мирового хозяйства