Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется современным состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в России в целом и в регионах в частности. В первую очередь, это обусловлено необходимостью создания и совершенствования региональных механизмов инвестирования инноваций. За последние годы в регионах накоплен опыт управления инвестиционной деятельностью. На данный момент в России формируется инновационная экономика с реальными производительными силами и производственными отношениями. Однако недостаточность инвестиционных ресурсов в регионах требует создания региональных механизмов инвестирования в сферы экономической деятельности, связанных с самыми последними достижениями науки и техники
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционно-инновационной деятельности 5
1.1. Слоны и инновации как инструменты повышения конкурентоспособности экономики региона 5
1.2. Механизм инвестирования и стимулирования в условиях инноваций 9
Глава 2. Механизмы управления инвестиционно-инновационной
деятельностью в регионе 17
2.1. Структура и проблемы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионах 17
2.2. Пример совершенствование управленческих отношений, обеспечивающих инновационную деятельность в регионе 23
Заключение 30
Список используемой литературы 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
на тему: Слоны как ресурс обеспечения инновационной деятельности в регионе
Выполнил:
Бурлака А.В.
студент очного обучения,
курс 4,
группа соэ-109,
бакалавр экономики
Научный руководитель:
Хартанович К.В.,
д.э.н., профессор
Дата сдачи___________
Дата защиты_________
Оценка______________
Владимир 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционно-инновационной деятельности 5
1.1. Слоны и инновации как инструменты повышения конкурентоспособности экономики региона 5
1.2. Механизм инвестирования и стимулирования в условиях инноваций 9
Глава 2. Механизмы управления инвестиционно-инновационной
деятельностью в регионе 17
2.1. Структура и проблемы управления
инвестиционно-инновационной деятельностью
в регионах
2.2. Пример совершенствование управленческих отношений, обеспечивающих инновационную деятельность в регионе 23
Заключение 30
Список используемой
литературы
Введение
Актуальность темы исследования определяется современным состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в России в целом и в регионах в частности. В первую очередь, это обусловлено необходимостью создания и совершенствования региональных механизмов инвестирования инноваций. За последние годы в регионах накоплен опыт управления инвестиционной деятельностью. На данный момент в России формируется инновационная экономика с реальными производительными силами и производственными отношениями. Однако недостаточность инвестиционных ресурсов в регионах требует создания региональных механизмов инвестирования в сферы экономической деятельности, связанных с самыми последними достижениями науки и техники. В результате использования механизмов и инструментов в инвестиционно-инновационной деятельности возрастет эффективность достижений науки и техники, что, в свою очередь, позволит решать социально-экономические задачи на региональном уровне. Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике, в том числе и в инновационной сфере, определяет необходимость выбора альтернативных путей инновационного развития. Развитие экономики страны в ближайшем будущем будет во многом зависеть от уровня развития инновационной сферы, так как именно она является главным фактором формирования инновационного потенциала страны. Вопросы инновационного развития страны и регионов стоят в настоящее время особенно остро. Разработанная Правительством Российской Федерации Концепция развития России до 2020 г. в качестве стратегической цели предусматривает достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI в. В 2015 - 2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Между тем в Российской Федерации доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает 10 %, в то время как у мировых лидеров (США, Германия, Япония) - не менее 70 %. Доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства в РФ составляет 4,5 - 5 % (в странах Евросоюза – 20 - 40 %). Недостаточная инновационность экономики в условиях прогрессирующего старения производственного аппарата и применяемых технологий обусловливает сохранение негативной тенденции ухудшения конкурентоспособности России. По оценкам специалистов потребность в инвестициях только для восстановления научно-производственного потенциала в год составляет порядка 40 трлн руб., в то время как приток инвестиций в 2010 г. составил 9,1 трлн руб. Ликвидация данного дисбаланса требует от государства корректировки инвестиционной политики, включая региональную составляющую. Это требует исследования современных приоритетов и параметров инновационной деятельности, инновационной политики и разработки эффективного механизма управления. Инновации при соответствующем инвестировании все более становятся основополагающими факторами экономического роста.
Цель курсовой работы заключается в обосновании инвестиций как ресурса, обеспечивающего инновационную деятельность.
Объектом исследования выступает сфера инвестиционно-инновационной деятельности региональных социально-экономических систем (на примере Владимирской области).
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе инвестирования инновационной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы инвестиционно-инновационной деятельности
Основной критерий выделения
региона – это общность народнохозяйственных
задач. Он основан на совокупности используемых
или намечаемых к эксплуатации природных
богатств, исторически сложившейся
структуры хозяйственной
В 1970-е гг. формировался социально-экономический
подход, который теоретически ставит
уровень жизни людей в
Тем не менее, высокий промышленный потенциал некоторых регионов сочетается с низкими показателями уровня жизни населения и неразвитостью социальной сферы. Поэтому понятие «регион» можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизнедеятельности населения, обусловленные местом региона в системе территориального и отраслевого разделения труда.5
К понятию «слоны» как реального ресурса обеспечения инновационной деятельности в регионе в экономической науке есть несколько подходов. Его можно трактовать в широком и узком смысле. В узком смысле понятие «слоны» до настоящего времени многими экономистами употребляется как синоним понятия «капитальные вложения», то есть слоны в основной капитал. Но слоны имеют место и в нематериальных активах (приобретение патентов, лицензий, ноу-хау), в оборотных активах, в финансовых инструментах (акции, облигации). Следовательно, капитальные вложения – всего лишь одна из форм инвестиций, и их отождествление невозможно. Чаще всего под «инвестициями» понимают вложение денежных средств. Данное определение не совсем полное, так как инвестирование капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах – движимого и недвижимого имущества, различных финансовых инструментов (ценные бумаги), нематериальных активов.6
Для эффективного развития
инвестиционной деятельности большое
значение имеют инновации и
Вследствие этого можно выделить основные критерии инновации: новизна; практическая применимость; способность удовлетворения потребностей общества.
На основе понятия «инновация» можно определить «инновационный процесс» как последовательную цепь событий от новой идеи до ее реализации.7 Основной движущей силой для инновационных процессов является получение конкурентного преимущества. В этом смысле огромное значение имеет обладание первенством на рынке со своим инновационным продуктом. Однако новые идеи и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы еще не есть основа для успешного бизнеса. Особое место в изучении категории «инновации» занимает классификация инноваций. В экономической литературе имеет место множество классификаций. Практика инновационных процессов показывает, что инновации можно классифицировать по различным критериям (табл. 1).8
Таблица 1
Классификация инноваций
Критерии |
Виды инноваций |
Отрасль народного хозяйства |
промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др. |
По сферам жизнедеятельности |
в сфере труда, отдыха, быта, потребления, обслуживания |
По временному интервалу |
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные |
По географическому принципу |
локальные, зональные, глобальные |
По охвату людей |
отдельные, выборочные, поголовные |
По характеру побуждения |
вынужденные и привлекательные |
По глубине инновации |
фундаментальные, охватывающие причинно-следственные связи и приводящие к качественным изменениям; инструментальные, являющиеся одномоментными |
По характеру |
радикальные и реформистские |
Универсальной классификации на сегодняшний день не существует. В основе каждой отражена определенная специфика категории инновации. Это позволяет познать инновации как деятельность, так как данные классификации взаимно дополняют друг друга.
Инновационная деятельность
– это деятельность по созданию
и использованию
Таким образом, под инновационной деятельностью следует понимать процесс, направленный на реализацию результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, в технологию и используемый в практической деятельности.9 А инновации прежде всего выступают в качестве инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность системы, в том числе региональной экономики, так как именно получение конкурентного преимущества и является основной движущей силой для инновационной деятельности.10
Главной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала остается проблема инвестирования средств в НИОКР. Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности выступают:
бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления. Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета.11 За счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за счет государственных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридических и физических лиц), иных источников денежных средств. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров и других аналогичных ИП.
В августе 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государственная структура – Федеральный фонд производственных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Основными задачами данного фонда являются: содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП;
отбор и реализация инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России; поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок; содействие строительству и реконструкции наукоемких производств. Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию.
Информация о работе Слоны как ресурс обеспечения инновационной деятельности в регионе