Слоны как ресурс обеспечения инновационной деятельности в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется современным состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в России в целом и в регионах в частности. В первую очередь, это обусловлено необходимостью создания и совершенствования региональных механизмов инвестирования инноваций. За последние годы в регионах накоплен опыт управления инвестиционной деятельностью. На данный момент в России формируется инновационная экономика с реальными производительными силами и производственными отношениями. Однако недостаточность инвестиционных ресурсов в регионах требует создания региональных механизмов инвестирования в сферы экономической деятельности, связанных с самыми последними достижениями науки и техники

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционно-инновационной деятельности 5
1.1. Слоны и инновации как инструменты повышения конкурентоспособности экономики региона 5
1.2. Механизм инвестирования и стимулирования в условиях инноваций 9
Глава 2. Механизмы управления инвестиционно-инновационной
деятельностью в регионе 17
2.1. Структура и проблемы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионах 17
2.2. Пример совершенствование управленческих отношений, обеспечивающих инновационную деятельность в регионе 23
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-2.docx

— 77.10 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 


 

 

 



 

 

 


 


 

 


 


 

Рис. 1. Блок-схема механизма  инновационной деятельности в регионе

 

Для обеспечения работоспособности  данного механизма необходимо:

1) разработать организационные  и экономические мероприятия  для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствовать нормативно-правовую  базу научной, научно- технической и инновационной деятельности;

3) адаптировать научно-технический  комплекс к условиям рыночной  экономики, обеспечить взаимодействие  государственного и частного  капитала в целях развития  науки, технологий и техники;

4) рационально сочетать  государственное регулирование  и рыночный механизм, меры прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) совершенствовать систему  подготовки научных и инженерных  кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) осуществлять поддержку научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укреплять научно-исследовательский  сектор высшей школы;

8) активизировать деятельность  по передаче знаний и технологий  между оборонным и гражданским секторами экономики, развивать технологии двойного применения и расширения их использования.23

Для сравнительной оценки состояния инновацонных процессов на региональном уровне было проведено ранжирование регионов ЦФО по их инновационной активности с использованием следующих статистических показателей: объем инновационной продукции в процентах к ВВП или ВРП, доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых, внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП или ВРП, затраты на технологические инновации в процентах к ВВП или ВРП.

На основе вышеназванных  четырех показателей рассчитан  рейтинг инновационной активности регионов ЦФО за 2003–2008 гг. Распределение регионов ЦФО в соответствии с рейтингом инновационной активности представлено на рисунке 2.

 

Рис. 2. Распределение регионов ЦФО по рейтингу инновационной активности

 

В результате ранжирования по уровню и темпам изменения рейтинга регионы ЦФО были распределены по следующим группам (табл. 2).

По изменению рейтинга в динамике исследуемые регионы  ЦФО разделены на следующие группы: быстро растущие (повышение рейтинга более чем на 20% в 2009–2011 гг. по сравнению с 2006–2008 гг.); плавно растущие (повышение рейтинга в пределах 20%); медленно снижающиеся (снижение рейтинга в пределах 20%); быстро падающие (снижение рейтинга более чем на 20%); по уровню инновационной активности выделены группы регионов (с высоким рейтингом (более 2, в 2006–2008 гг. и 2009–20011 гг.); значение рейтинга выше среднероссийского; значение рейтинга ниже среднероссийского; низкий рейтинг (менее 0,6).

 

Таблица 2

Распределение регионов ЦФО  по рейтингу инновационной активности

Группы ре-

гионов

Регионы-

лидеры

Потенциаль-ные лидеры

Развивающи-

еся регионы

Неустойчи-

вые регионы

Депрессивные

(спящие) ре-

гионы

Регионы

Калужская,

Московская

области

Тверская об-

ласть

Воронежская,

Рязанская,

Брянская, Ко-

стромская,

Тамбовская,

Липецкая,

Смоленская

области

Владимир-

ская область,

г. Москва

Орловская,

Курская,

Тульская,

Ивановская,

Белгородская

области


 

К первой группе относятся  регионы с высоким абсолютным значением рейтинга и устойчивыми  темпами его прироста. Регионы, относящиеся  ко второй группе, имеют положительные темпы прироста рейтинга, и его абсолютное значение превышает среднероссийский показатель. Третья группа регионов – рейтинг ниже среднероссийского, однако отмечены высокие темпы прироста рейтинга, при сохранении которых они могут обеспечить себе определенное место в группе потенциальных лидеров. К четвертой группе относятся регионы с высоким уровнем инновационной активности, однако отсутствуют устойчивые темпы их положительной динамики. В пятой группе регионов отмечается снижение рейтинга инновационной активности.

 

2.2.Пример совершенствование  управленческих отношений, обеспечивающих  инновационную деятельность в  регионе

Обеспечение устойчивого  спроса и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров и услуг является существенным фактором формирования экономики инноваций. В российской практике серьезной проблемой выступает незаинтересованность большинства хозяйствующих субъектов осуществлять инновационную деятельность ввиду отсутствия

должного спроса на инновационную  продукцию, как со стороны предприятий, так и населения.

Сложившаяся невосприимчивость  к инновациям в рамках региона объясняется рядом причин. У базовых системообразующих предприятий области (машиностроительное, химическое, стекольное производства) отсутствует не только спрос на отечественные инновационные продукты, но и мотивация к разработке и внедрению собственных инновационных решений. Возникает «порочный круг», в рамках которого региональные инновации остаются невостребованными. У предприятий малого и среднего бизнеса нет средств для того, чтобы заказывать научным учреждениям разработку инновационных проектов. Научные организации региона на основании собственных предположений о будущем спросе осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, многие из которых в конечном итоге оказываются невостребованными.

Таким образом, в регионе  не реализовано ключевое условие  для создания экономики инноваций – обеспечение устойчивого спроса на инновации и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров, не создана институциональная среда, обеспечивающая восприятие инноваций. В результате при устойчивом росте затрат на технологические инновации во Владимирской области объем инновационных товаров работ и услуг имеет тенденцию к сокращению (рис. 3).

Рис. 3. Объем инновационных товаров, работ и услуг организаций и затраты

на технологические инновации во Владимирской области в 2005 – 2011 гг., млн руб.

 

В данной ситуации функция  формирования спроса на инновационные продукты и услуги должна быть возложена на органы государственного управления регионом. Основным направлением этой деятельности может стать стимулирование при помощи методов администрирования спроса на информационные технологии и ресурсо- и энергосберегающие технологии.

Вследствие того что данные технологии носят обеспечивающий характер для инновационного развития, их востребованность должна создать условия для привлечения других видов инновационных продуктов и услуг в различные сектора и отрасли региональной экономики, что, в свою очередь, будет способствовать созданию среды, обеспечивающей восприимчивость к инновациям со стороны как производителей, так и потребителей (рис. 4).

 

 

 

 

 


 

 




 


 

 


 

 

 

Рис. 4. Схема механизма создания спроса на инновационные

продукты и услуги

 

Формирование спроса на инновационные  продукты и услуги должно осуществляться посредством инструментов и рычагов государственного влияния, к основным из них относятся:

- преференции;

- санкции;

- возможности развития (включение в состав кластеров, финансирование в рамках государственных программ).

Меры со стороны органов  государственного управления обеспечат необходимую мотивацию у хозяйствующих субъектов для создания и применения инноваций. При этом мерилом инновационности должен выступать экспортный вариант продукции. В конечном итоге инновационные производства должны стать точками роста для экономики Владимирской области.

В настоящее время систему планирования, организации и координации инновационно-инвестиционной деятельности со стороны органов исполнительной власти региона нельзя назвать эффективной. Отдельными фрагментами управления этой деятельностью занимаются разрозненные структурные подразделения администрации области практически без координации между собой.

В области не создан единый эффективный механизм взаимодействия с государственными заказчиками инновационных программ по вопросам их финансового обеспечения. Кроме того, упускаются из вида такие направления инвестиционной деятельности, как маркетинг инвестиционных проектов, обеспечение безопасности инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов.

Принимая во внимание выявленные недостатки в системе управления инвестиционными процессами, представляется целесообразным создание единого подразделения в системе управления областью в виде государственного унитарного предприятия, на которое могут быть возложены функции развития, планирования и координации инновационно-инвестиционной деятельности в регионе. Данный орган должен взять на себя функции отбора и разработки экономически привлекательных инновационных проектов и их предложения потенциальным инвесторам, оказывать помощь в выборе источников финансирования инновационных проектов с учетом условий функционирования региональных институтов развития.

В своей работе Омаров Т. Д. «Актуальные проблемы разработки инвестиционной стратегии региона» предлагает создание Регионального центра управления инвестициями, организационная схема которой представлена на рис. 5.24

Функционирование предложенной структуры возможно на основе взаимодействия государственных и муниципальных  органов власти и бизнеса. В финансировании этой структуры могут участвовать  федеральные и региональные институты  развития.

Таким образом, комплексная  модернизация механизма инвестиционного  обеспечения инновационного развития, осуществляемая на основе интеграционно-дифференцированного подхода с использованием специализированного государственного органа управления инвестициями, позволит решить проблемы увеличения темпов и значительного улучшения характеристик экономического роста, включая обеспечение устойчивой конкурентоспособности региона, оптимизацию структуры его экономики в рамках инновационного типа развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 






 





 





 





 

Рис. 5. Организационная схема Регионального центра управления инвестициями во Владимирской области

 

Заключение

 

Современный этап экономического развития России характеризуется необходимостью разрешения проблем в области  управления перспективной инновационной  деятельностью в регионах с учетом их прогнозных потребностей в инвестиционных ресурсах. Региональная экономическая система характеризуется сложными причинно-следственными связями, имеющими одновременно качественные и количественные характеристики, изменяющиеся со временем. Необходимо также отметить, что определенный уровень инновационного развития региона и определенный уровень инвестиционных ресурсов – это не конечная цель региональной политики на современном этапе. В конечном итоге каждый регион стремится к увеличению темпов его экономического роста. В свою очередь, экономический рост региона представляет собой долгосрочную тенденцию увеличения реального валового регионального продукта. Таким образом, и инновационная, и инвестиционная региональные политики в конечном итоге направлены на увеличение динамики и темпов роста валового регионального продукта.

В настоящее время систему планирования, организации и координации инновационно-инвестиционной деятельности со стороны органов исполнительной власти Владимирской области нельзя назвать эффективной.

В области не создан единый эффективный механизм взаимодействия с государственными заказчиками  инновационных программ по вопросам их финансового обеспечения. Кроме  того, упускаются из вида такие направления  инвестиционной деятельности, как маркетинг  инвестиционных проектов, обеспечение безопасности инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов.

Информация о работе Слоны как ресурс обеспечения инновационной деятельности в регионе