Совершенная конкуренция и чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

TCконк – общие затраты(издержки) фирмы (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;
Охарактеризуйте поведение вышеуказанной фирмы в условиях равновесия данного рынка в длительном периоде.
Охарактеризуйте состояние данного рынка в условиях равновесия длительного периода
Сравните характер поведения фирмы в коротком и длительном периодах.
Сравните параметры равновесия рынка в коротком и длительном периодах.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 156.84 Кб (Скачать файл)

Рынок

S-период

L-период

P=

185

132

Q=

2143

3850

Фирм =

183

464

TR=

396455

508200

TC=

513864

508358,4

П=

-117409

0


 

 

 

2 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

2.1Монополия в  коротком и длительном периодах

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополи воздействует спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара[5,с.126].

Монополия характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной - единственной фирмы.

Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Кривая спроса на продукцию монополиста отличается от кривой на продукцию совершенного конкурента (даже в том случае, если рыночный спрос на обоих рынках одинаков).

Кривая спроса на продукцию совершенно - конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска.

Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста является кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон.10

Модель монополии основана на ряде допущений:

  1. Продукция монополии не имеет совершенных товаров - заменителей.
  2. Отсутствует свободный вход на рынок.
  3. Совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.
  4. Одному продавцу противостоит большое число покупателей.

Рассмотрю этот же самый рынок впоследствии монополизации.

Для этого составлю табл.6.

Таблица 6

 

Затраты монополиста

 

q

FC

VC

TC

MC

AFC

AVC

ATC

0

100121

0

100121

-

-

-

-

393

100121

173

100294

1

255

0

255

786

100121

1385

101506

5

127

2

129

1179

100121

4676

104797

12

85

4

89

1573

100121

11083

111204

21

64

7

71

1966

100121

21647

121768

33

51

11

62

2359

100121

37407

137528

48

42

16

58

2752

100121

59401

159522

65

36

22

58

3145

100121

88668

188789

85

32

28

60

3538

100121

126248

226369

107

28

36

64

3931

100121

173179

273300

132

25

44

70

4325

100121

230502

330623

160

23

53

76

4718

100121

299254

399375

190

21

63

85

5111

100121

380475

480596

223

20

74

94

5504

100121

475204

575325

259

18

86

105

5897

100121

584480

684601

297

17

99

116

6290

100121

709342

809463

338

16

113

129

6683

100121

850830

950951

382

15

127

142

7077

100121

1009982

1110103

428

14

143

157

7470

100121

1187837

1287958

477

13

159

172

7863

100121

1385435

1485556

529

13

176

189

8256

100121

1603814

1703935

583

12

194

206


Окончание табл.6

 

 

 

 

 

По табл.6 построю график поведения монополиста.

Рисунок 8- график поведения монополиста

Из рисунка 8 на графике видно, что оптимальная цена производства составит 160 рублей при оптимальном объеме производства в 2920 тысяч штук.

          Далее рассчитаю величину прибыли (11), общую выручку (10) и затраты монополиста в оптимальном состоянии фирмы.


                                          (13)                

где

q-возможный объем производства  продукции, тыс.шт./год;

TC– общие затраты фирмы-монополиста (тыс. руб.) на производство соответствующего  объема продукции q.              

Рассчитаю выгоду покупателей (5) и выгоду продавцов от рыночного обмена в условиях монополии.

Выгода покупателей:

Выгода продавцов:

                        (14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Регулирование  монополии путем налогообложения

Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией:

  1. Обеспечивает меньший выпуск продукции.
  2. Формирует более высокие цены на продукт.

 С точки зрения общества  монополия является менее эффективной  рыночной структурой, чем совершенная  конкуренция.

Это заставляет общество искать способы регулирования монополии.

Одним из таких способов является налогообложение[1,с.179].

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Рассмотрю влияние паушального налога на монополию.

Паушальный налог – налог, который взимается государством независимо от того какой объем продаж выполняет фирма.

Так как величина паушального налога не зависит от объема выпуска продукции, то увеличиваются постоянные затраты фирмы (FC).Вместе с увеличением постоянных затрат увеличивается также средние постоянные затраты (AFC), а значит увеличиваются средние общие затраты (ATC), но предельные затраты (MC) не изменятся.

Для того чтобы в этом убедиться построю табл.7, где размер налога будет составлять 50 млн. рублей.

Таблица 7

Затраты монополиста с учетом паушального налога

q

FC

VC

TC

MC

AFC

AVC

ATC

0

150121

0

150121

-

-

-

-

393

150121

173

150294

1

382

0

382

786

150121

1385

151506

5

191

2

193

1179

150121

4676

154797

12

127

4

131

1573

150121

11083

161204

21

95

7

103

1966

150121

21647

171768

33

76

11

87

2359

150121

37407

187528

48

64

16

79

2752

150121

59401

209522

65

55

22

76

3145

150121

88668

238789

85

48

28

76

3538

150121

126248

276369

107

42

36

78

3931

150121

173179

323300

132

38

44

82

4325

150121

230502

380623

160

35

53

88

4718

150121

299254

449375

190

32

63

95

5111

150121

380475

530596

223

29

74

104

5504

150121

475204

625325

259

27

86

114

5897

150121

584480

734601

297

25

99

125

6290

150121

709342

859463

338

24

113

137

6683

150121

850830

1000951

382

22

127

150

7077

150121

1009982

1160103

428

21

143

164

7470

150121

1187837

1337958

477

20

159

179

7863

150121

1385435

1535556

529

19

176

195

8256

150121

1603814

1753935

583

18

194

212

               

Окончание табл.7

С помощью табл.7 построю график поведения монополиста с учетом паушального налога.

 

Рисунок 9- график поведения монополиста с учетом введения паушального налога

Из графика на рисунке 9 видно, что объем выпуска продукции составляет 2920 тысяч штук при цене в 160 рублей за единицу продукции.

Далее рассчитаю общую выручку (10), затраты (13) и прибыль.

                                       (15)

где

TR- общая выручка монополиста;

TC- общие затраты (без учета налога)

Прибыль монополиста в результате введения паушального налога сократится, но объем выпуска продукции и цена продукции не изменятся.

Потоварный налог- налог, который зависит от объема выпуска продукции.

Так как величина налога зависит от объема выпуска продукции, то увеличиваются переменные затраты фирмы (VC).Вместе с увеличением переменных затрат увеличивается также средние переменные затраты (AVC), а значит увеличиваются средние общие затраты (ATC) и предельные затраты (MC).

Для того чтобы в этом убедиться построю табл.8, где размер налога будет составлять 0,09 рублей за единицу продукции.

 

Таблица 8

Затраты монополиста с учетом потоварного налога

q

FC

VC

TC

MC

AFC

AVC

ATC

0

100121

0

100121

-

-

-

-

393

100121

35556

135677

91

255

90

345

786

100121

72151

172272

95

127

92

219

1179

100121

110824

210945

102

85

94

179

1573

100121

152615

252736

111

64

97

161

1966

100121

198562

298683

123

51

101

152

2359

100121

249704

349825

138

42

106

148

2752

100121

307081

407202

155

36

112

148

3145

100121

371731

471852

175

32

118

150

3538

100121

444693

544814

197

28

126

154

3931

100121

527008

627129

222

25

134

160

4325

100121

619713

719834

250

23

143

166

4718

100121

723848

823969

280

21

153

175

5111

100121

840452

940573

313

20

164

184

5504

100121

970564

1070685

349

18

176

195

5897

100121

1115223

1215344

387

17

189

206

6290

100121

1275468

1375589

428

16

203

219

6683

100121

1452339

1552460

472

15

217

232

7077

100121

1646873

1746994

518

14

233

247

7470

100121

1860111

1960232

567

13

249

262

7863

100121

2093092

2193213

619

13

266

279

8256

100121

2346854

2446975

673

12

284

296


С помощью табл.8 построю график поведения монополиста с учетом потоварного налога.

Рисунок 10 - график поведения монополиста с учетом введения потоварного налога

Из графика на рисунке 10 видно, что объем выпуска продукции составляет 2030 тысяч штук при цене в 185 рублей за единицу продукции.

Далее рассчитаю общую выручку (10), затраты (13) и прибыль.

                             (16)

где

TR- общая выручка монополиста;

TC- общие затраты (без учета налога)

Прибыль монополиста в результате введения потоварного налога сократится, уменьшится объем выпуска продукции и увеличится цена продукции.

 

 

3 ПОСЛЕДСТВИЯ  МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

  1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
  2. «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
  3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Заключение

Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным.

На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителя.11

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию.

Чистая монополия — это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают.

Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции — одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов вузов- Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ» , 2002.-400 с.
  2. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория : Учебник для вузов/А.И. Добрынин. Тарасевич Л.С. – СПб. : Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006.
  3. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М., 2000г
  4. Экономическая теория: учеб. для студентов высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "Проспект", 1998. - 792 с.

Информация о работе Совершенная конкуренция и чистая монополия