Совокупные доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Доходы населения обычно определяют как сумму денежных средств, получаемых населением за определённый период времени. Но это определение в условиях рыночной экономики нуждается в уточнении. Во-первых, обязательно следует подчеркнуть, что доходы в условиях рынка предназначены для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. Во-вторых, денежные доходы требуют их покрытия соответствующими товарами и услугами. Только в таком случае они повышают материальную заинтересованность населения в результатах своего труда и выступают важнейшим материальным стимулятором производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика (2).docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

1. Работники - неоднородны. Они различаются  по способностям, а также по  уровням подготовки и образования, поэтому попадают в не конкурирующие  друг с другом профессиональные  группы.

2. Виды работ различаются своей  привлекательностью.

3. Рынки труда обычно характеризуются  несовершенной конкуренцией.

Неоднородность работников лежит в основе наличия неконкурирующих групп. Например, относительно небольшое число работников имеет способность быть хирургами, скрипачами, химиками-исследователями, космонавтами. Лишь немногие имеют финансовые средства для получения необходимой подготовки. В результате предложение этих конкретных видов труда является очень небольшим по отношению к спросу на них и, соответственно, их зарплата высокая. Эти (и подобные им группы) не конкурируют друг с другом или с другими квалифицированными, или малоквалифицированными рабочими: скрипач не конкурирует с хирургом, продавец не конкурирует со скрипачом.

Но ряд неквалифицированных рабочих разных профессий могут принадлежать к одной и той же группе. Например, работники автозаправочной станции, подсобные сельскохозяйственные рабочие и неквалифицированные строительные рабочие могут быть отнесены к одной и той же группе, ибо каждый из них может выполнить работу другого. Но никто из рабочих данной группы не составит эффективной конкуренции программистам, преподавателям математики, которые находятся в других, более ограниченных группах.

Можно, конечно, переходить из одной группы в другую, но существуют факторы, ограничивающие мобильность: у людей разные интеллектуальные и физические способности. У одних - высокий коэффициент интеллекта позволяет им освоить профессии врача-хирурга, юриста, физика. Другие обладают исключительными физическими способностями и могут стать высокооплачиваемыми профессиональными спортсменами. Третьи наделены врожденным талантом художника или музыканта.

Привлекательность работ - другой важный фактор дифференциации доходов. Практически всюду строительные рабочие получают более высокую заработную плату, чем конторские клерки. Строительные работы предполагают тяжелый физический труд в разных погодных условиях, возможность травм. Конторские служащие - это “белые воротнички”, приятное окружение, кондиционер, незначительный риск несчастных случаев и увольнений. В результате подрядчики на стройках должны платить более высокую зарплату, чем платят фирмы.

Есть виды работ, которые требуют риска. Но так мало людей, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной работой или работой, связанной с риском. Они также попадают в неконкурентные группы.

Есть и другие факторы, которые влияют на неравенство доходов. Удача, случай, личные контакты - все это помогает разбогатеть. С другой стороны, множество причин (длительная болезнь, несчастный случай, смерть кормильца, дискриминация по национальному признаку) могут привести к бедности.

Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает дифференциацию доходов на данный момент, но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если молодые люди, как правило, имеют низкие доходы, то к 40-50 годам они передвигаются в группы с более высокими доходами. У людей с высшим образованием доходы в среднем в два с лишним раза выше, чем у людей, окончивших только школу.

Во многих странах обучение стоит недешево. В сегодняшней Белоруссии наряду с бюджетными учебными заведениями появились негосударственные колледжи и институты, т.е. образование становится платным [4, с. 239]. Лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США) утверждает: “Даже если вам приходится занимать деньги в банке, даже если вы в течение ряда лет вынуждены отказываться от выгодной работы, даже если вам приходится жить вне дома и платить за питание и за книги, все равно, если вы получили профессию, доступ к которой открыт только выпускникам колледжей, ваши заработки в течение всей жизни, по всей вероятности, с лихвой компенсируют эти затраты”.

Вывод: В экономической литературе получил распространение термин “инвестиции в человеческий капитал”. Это любые затраты, направленные на повышение квалификации и способностей. Подобно затратам на оборудование, расходы на образование и повышение квалификации можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно окупаться.

Понятие «социальное неравенство»

Проблема неравенства непосредственно связана с прямо противоположной ей проблемой равенства. Хотя некоторые - прежде всего религиозные - доктрины провозглашают, что люди в определённом смысле равны друг другу от рождения. Отсутствие равенства, то есть неравенство, - жизненно важный элемент, возникающий в ходе изучения любой стратификации.

С социальной стратификацией тесно связаны понятия неравенство, а так же противостоящие друг другу богатство и бедность. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства - ликвидные ценности. Эту функцию обычно выполняют деньги.

Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном её полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим, а на другом - наименьшим количеством благ. Таким образом, бедность - экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к благам. Бедность - это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, т.е. передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

Социальное неравенство (равенство) в положении населения, его различных социальных групп объективно обусловлено уровнем экономического и духовного развития общества.

Нечестные доходы, обогащающие за счёт ограбления других, использование своего общественного положения становятся источником социальной напряжённости.

В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а так же существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определённых социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый и средний бизнес, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности. Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективных договоров, заключаемых работниками с предпринимателями, развития коллективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельности предприятий и фирм.

Справедливость - понятие не только нравственное, но и экономическое. Чтобы оплата труда была справедлива, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней мере двух принципиальных условий:

  • оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;
  • производитель должен быть активным потребителем произведённого.

Первое условие обеспечивает устойчивый и весомый доход населения, второе - динамичное развитие экономики.

Оплата труда должны как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, но и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

В более крупных и сложных обществах неравенство проявляется отчётливее. Весьма удачна попытка Герхарда Ленски сравнить общества с точки зрения неравенства. Ленски обнаружил, что неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах. Усовершенствование сельскохозяйственной техники способствовало повышению производства продуктов питания.

Отдельные индивиды и семьи так же могут овладеть крупными участками земли и получать доходы за счёт труда других людей, которым они позволяют использовать землю.

Вывод: несмотря на явную тенденцию к большему равенству на более высоких уровнях экономического развития, в индустриальных странах процветает неравенство (особенно по уровню доходов). В развитых странах достигнуто большее равенство, чем в развивающихся, но существую некоторые исключения. Израиль, Индия находятся на довольно низком уровне развития, но в них наблюдается относительно высокая степень равенства (Крисберг, 1979). В Китае, где правительство осуществляет контроль над экономикой, так же отмечается высокая степень равенства несмотря на низкий уровень развития.

 

Список литературы

  1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
  2. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
  3. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
  4. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.
  5. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред.  Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
  6. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Совокупные доходы населения