Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования – выяснить взаимоотношение совокупных спроса и предложения.
Задачи исследования:
Предмет исследования – экономическая теория.
Объект исследования – совокупные спрос и предложение.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
Кривая совокупного спроса……………………………………...................6
Прогнозирование спроса...............................................................................15
Глава 2. СОСВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
2.1. Кривая совокупного предложения.............................................................20
2.2 Факторы, влияющие на совокупное предложение ………………….......27
Заключение……………………………………………………………………... 39
Список использованной литературы……………………………………
Необходимо также учитывать пол
Следующий важный фактор – это международная обстановка. Возможно этот фактор не слишком сильно влияет на спрос населения на обычные товары и услуги, однако это влияет на спрос на такие специфический товар, как военная техника. Это не значит, что население стремится покупать ’’черные акулы’’, ’’акации’’, ’’МиГи’’, - это означает, что население предъявляет спрос на эти ’’товары’’ к государству.
Географические особенности сильно влияют на структуру спроса. Действительно, трудно предположить, что в Австралии будут пользоваться спросом теплые вещи, тогда как в России спрос на них будет велик. Географические условия необходимо учитывать не только при прогнозировании спроса, но и при производстве товара (его конструктивные особенности д.б. различны для каждой отдельной страны). Например, практически все автомобилестроительные концерны поставляют в Россию автомобили приспособленные для российский условий. Однако прогнозирование спроса это лишь одна из многих составляющих прогнозирования конъюнктуры рынка.
2. СОСВОКУПНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ,
Под совокупным предложением
(AS) понимается уровень наличного
реального объема производства в
стране при каждом возможном уровне
цен. Если не учитывать влияние
AS = Q · P, или AS = заработная плата + рента + процент + прибыль. 10
При более высоком уровне
цен возникают стимулы к
а) горизонтального (кейнсианского);
б) восходящего (промежуточного);
в) вертикального (неоклассического).
Горизонтальный (кейнсианский)
участок характеризуется тем, что
все факторы производства используются
не полностью, т.е. имеются не задействованные
в процессе производства ресурсы (мощности,
сырье, рабочая сила). Эти неиспользуемые
ресурсы можно вовлечь в
Вертикальный (классический)
участок соответствует
Следует отметить, что вертикальный, или классический, участок трактуется исходя из основной посылки представителей классической школы о том, что в экономике все факторы должны быть задействованы в процессе производства. Согласно их выводам благодаря определенным силам, присущим рыночной экономике, полная занятость становится нормой. По этим причинам объем производства достигает максимально возможного уровня ( Y*), соответствующего значению ВВП, которого можно достичь в экономике при полной занятости. Впрочем, нужно учесть, что «полная занятость» и «реальный объем производства» – весьма скользкие понятия. Так, рабочий день можно увеличить сверх нормальных пределов (тогда фактический ВВП может превысить потенциальный ВВП). Обычно в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя увеличиваются. К тому же рабочие могут работать по совместительству в нескольких местах. Более того, могут начать работать такие группы населения, которые традиционно занимались чем-то другим (например, женщины, молодежь).
Восходящий (промежуточный) участок (от Y1 до Y*) соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Такое положение объясняется тем, что экономика состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех секторах или отраслях. Одни отрасли могут испытывать нехватку квалифицированных кадров, в других – наоборот, может сохраняться значительная безработица. Возникающие узкие места в производстве, необходимость задействования более старого и менее эффективного оборудования, а также привлечение менее квалифицированных рабочих – все это обусловливает возрастание издержек на единицу продукции и, как следствие, приводит к росту цен. В силу этого на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) производство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, то есть наличием избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведение в действие неиспользованных ресурсов. На эти факторы указывал Дж. М. Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.
Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика близко подходит к полному использованию ресурсов: одновременно идет рост цен и рост валового отечественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единиц продукции.
Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные мощности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходит его качественное изменение и денежная переоценка.
Повышение цен обусловлено
дефицитностью ресурсов производства,
так как в этих условия расширение
объемов выпуска на отдельных
предприятиях требует высоких издержек
и может быть обеспечено лишь за
счет существенного повышения цены
на выпускаемый товар. Таким образом,
в долгосрочном периоде кривая совокупного
предложения практически
Форма кривой совокупного
предложения вызывает большие споры.
Некоторые экономисты (классическая
или неоклассическая школа) утверждают,
что вся кривая является вертикальной,
а изменения совокупного
Все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных условиях (заданный уровень цен на ресурсы, заданная технология и уровень потенциального выпуска, уровень зарплаты), но когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости также меняется и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.
Предложение, как и спрос, — особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как “предложение”, настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации.
В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);
3) труд (наемный);
4) капитал (производительный и денежный);
5) товары потребительского назначения, в том числе:
а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);
б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
в) услуга (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.
Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, уменьшение величины предложения. Здесь следует строго различать “само предложение” и “величину предложения”: закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения, т. е.
Qs = f(P).11
Таким образом, закон предложения — такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость “P=>Qs ”. Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения. Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую
предложения; наиболее важные из них:
1) цены на ресурсы,
2) уровень технологии производства,
3) налоги и дотации,
4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары,
5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доход овит. д.,
6) число продавцов.
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на “эластичное” и “неэластичное”. Коэффициент ценовой эластичности предложения (К ц. эл. спроса) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены.
2.2. Факторы, влияющие на совокупное предложение
1. Повышение цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) при прочих равных условиях увеличивает издержки производства и в результате снижает совокупное предложение - его кривая смещается влево. Снижение цен приведет к противоположному результату.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение