Современная структура рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:12, реферат

Краткое описание

Рынок труда является однимиз наиболее сложных рынков, которые существуюти функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, егоспособность к труду.Сфератруда-важнаяи многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке трудаполучают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников,в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность полученияобразования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д.

Содержание

Введение


I. Понятие рынка труда и сущность заработной платы


1. Особенности рынка труда и динамика заработной платы в России


2. Необходимость и условия перехода к политике «развивающего роста»

заработной платы


4. Равновесие на рынке труда


II. Нерыночные методы регулирования


2.1. Государственное регулирование рынка труда


2.2. Несовершенная конкуренция на рынке труда: модель монопсонии


2.3. Регулирование рынка труда посредством профсоюзов


III. Современная структура рынка труда


3.1. Изменения в структуре рынка труда


3.2. Типы и издержки безработицы


Заключение


Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Современная структура рынка труда.docx

— 96.76 Кб (Скачать файл)

   рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы - граждане, интересы

   которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные

   отношения  каждый раз, когда рынок или  не срабатывает, или приводит  к

   последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе

   представлениями  о справедливости. Государственное  регулирование, в отличие

   от рыночного  регулирования, которое достигается  с помощью добровольных

   сделок  на рынке, базируется на официальных  предписаниях и рекомендациях. 

   В завершенном  виде система государственного  регулирования трудовых

   отношений  сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном

   процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной Организации Труда

   (МОТ), в  работе которой принимают участие представители правительств,

   профсоюзов  и предпринимателей. Обязательную  юридическую силу для

   национального  законодательства стран-членов МОТ  нормы конвенций имеют лишь

   в случае  их ратификации на государственном  уровне. Рекомендации же МОТ

   ратификации  не подлежат, но играют важную  роль при разработке

   национального  законодательства. 

   Основными  направлениями деятельности государства  на рынке труда является

   регулирование  заработной платы, занятости,  режима и условий труда. 

   Регулирование  заработной платы осуществляется  через следующие формы: 

   1) Установление  минимума заработной платы; 

   2) Индексация  заработной платы в связи с  ростом цен; 

   3) Замораживание  заработной платы и цен; 

   4) Налогообложение  личных доходов; 

   5) Регламентация  ряда надбавок к заработной  плате; 

   6) Информация  об уровне заработной платы  в различных секторах экономики  и

   методическая  помощь государственных органов  частным фирмам и другие. 

   Минимум  заработной платы - своеобразная  социальная гарантия минимального

   дохода  работающего, призванная уменьшить масштабы бедности. В числе

   критериев  установления размеров минимальной  заработной платы конвенция МОТ

   «О минимуме  заработной платы» называет: 

   -потребности  работника и его семьи с  учетом общего уровня заработной  платы

   в стране, стоимости жизни, социальных выплат, доходов других социальных

   групп; 

   - экономические  соображения, включая уровень  производительности и

   занятости. 

   В условиях  рыночной экономики не обойтись  без индексации заработков. Она

   необходима для поддержания покупательной способности последних при

   наличии инфляционного роста цен. Порядок индексации по странам весьма

   разнообразен. Наиболее распространенная ее  форма - автоматическое

   повышение  заработной платы с учетом  изменения индекса цен за определенный

   период - скользящая шкала заработной  платы. В Бельгии, Греции, Дании

   индексация  носит общенациональный характер  и фиксируется в

   общенациональных  соглашениях, которые заключаются на трехсторонней основе

   между  государственными органами, предпринимательскими  организациями и

   профсоюзами.  Причем государство выступает  гарантом юридической силы

   соглашений. Повышение минимума происходит  либо на периодической основе

   (ежеквартально  и ежегодно), либо на основе  так называемого «порога», то

   есть при достижении заранее установленного предела индекса цен (например,

   свыше  3 %).  При кризисных явлениях  в экономике и неудержимом  росте цен и

   зарплаты  государство может прибегнуть  к замораживанию того и другого.  Эта

   мера  имеет антиинфляционный характер, и она в ряду стран оказалась

   успешной. Но для ее осуществления необходимо  сильное и авторитетное

   государство.  Действенным рычагом регулирования  личного дохода являются

   налоги. Благодаря им происходит перераспределение доходов в пользу

   малообеспеченных, то есть - обеспечение социальной справедливости.

   Возможный  набор мер воздействия на занятость  весьма разнообразен, Прежде

   всего  - все меры стимулирования экономического, инвестиционного процесса,

   а значит - создания новых рабочих мест. Государство может напрямую

   стимулировать  прием новых работников. Если  оно возмещает часть издержек

   работодателя  на заработную плату, то эти  средства называются субсидиями  на

   заработную  плату. Если же государство  предоставляет налоговые скидки, то

   они именуются  налоговыми льготами, стимулирующими  занятость. Та и другая

   мера  может применяться ко всем  случаям найма или тогда, когда

   увеличивается  уровень занятости на фирмах. Субсидии по занятости бывают:

   общие,  избирательные и целевые. 

   Другим  инструментом воздействия на  занятость являются государственные

   службы  занятости. Она призвана содействовать  найму, подготовке и

   переподготовке  кадров, оказывать помощь безработным.  Основными принципами

   в работе  службы занятости являются: децентрализация,  гибкость и

   мобильность,  демократизм, рациональное  сочетание  в управлении

   вертикальных  и горизонтальных связей. 

   Перед  службой занятости поставлены  следующие задачи: 

   1) Учет  свободных мест и граждан, нуждающихся  в трудоустройстве; 

   2) Информирование  о возможностях трудоустройства; 

   3) Содействие  гражданам в выборе подходящей  работы и работодателям в

   подборе  необходимых работников; 

   4) Сохранение  и организация новых рабочих  мест путем прямого

   инвестирования  и кредитования; 

   5) Организация  общественных работ; 

   6) Организация  профессионального обучения и  профессионального

   консультирования  незанятых граждан; 

   7) Оплата  обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату

   стипендий; 

   8) Регистрация  безработных; 

   9) Выплата  пособий по безработице и других  видов материальной помощи; 

   10) Оформление  досрочного выхода на пенсию; 

   11) Разработка  программ занятости; 

   12) Мероприятия  по социальной защите различных  групп населения.

   Государственная  система занятости имеет три  уровня подчиненности: 

   1 уровень  - федеральная служба занятости, 

   2 уровень  - региональные организации службы  занятости, 

   3 уровень  - местные организации службы  занятости, в том числе городские,

   районные  организации, их филиалы, бюро, центры и так далее. Основными

   источниками  финансирования служб занятости  являются обязательные

   отчисления  работодателей и средства обязательного  страхования. 

   Государственная  служба занятости России была  сформирована в 1991 году. В

   настоящее  время в стране действуют Федеральная  служба занятости (ФСЗ), 89

   региональных  организаций ФСЗ в областях, краях,  республиках, 2390

   городских  и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52

   учебно-методических  центра, 7 центров профориентации. В  них работают почти

   36 000 человек. 

   Большое  влияние на рынок труда оказывают  государственные социальные

   программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице,

   различные  социальные выплаты, пенсионное  обеспечение и другие). Эти

   программы  содействуют определенной стабилизации  социально-экономического

   положения  наемных работников в зонах  повышенного рыночного риска,  снижают

   болезненные  рывки рыночного механизма. В  результате появляется особый

   элемент  цены услуг труда, впрямую не  связанных с функционированием  рынка

   труда  и образующийся на внерыночных факторах. 

   2.2.  Несовершенная  конкуренция на рынке труда:  модель монопсонии. 

   На чисто  конкурентном рынке труда каждый  предприниматель нанимает

   настолько  небольшое число работников, что  это не влияет на ставку

   заработной  платы в целом. Каждая фирма  соглашается на заработную плату  в

   том смысле, что она может нанимать настолько мало или много труда, сколько

   она может  нанять по рыночной ставке  заработной платы. 

   Рассмотрим  теперь случай с монопсонией,  когда наниматель обладает

   монополистической  силой покупать работников. Монопсонии  присущи следующие

   черты: 

   1) Занятые на данной фирме составляют основную часть всех занятых

   каким-либо  конкретным видом труда; 

   2) Данный  вид труда является относительно  немобильным либо в силу

   географических  факторов, либо потому, что альтернативный  способ применения

   труда  требует другой квалификации; 

   3) Фирма  диктует заработную плату, поскольку  ставка заработной платы,

   которую фирма должна выплачивать, находиться в прямой зависимости от числа

   нанимаемых  рабочих. 

   В некоторых  случаях монопсония, по существу, является полной в том смысле,

   что на  рынке труда есть только один  крупный наниматель. В других  ситуациях

   может возникать олигопсония - ситуация, когда несколько крупных фирм (как

   правило, 3-4) могут нанимать предлагаемого  на конкретном рынке труда.

   Среди  олигопсонистов существует ярко выраженная тенденция действовать

   совместно  при найме труда, то есть  выступать как некий монопсонист. 

   Важным  является следующее положение:  когда фирма нанимает значительную

   часть  труда из общего имеющегося  предложения конкретного вида  труда, ее

Информация о работе Современная структура рынка труда