Современная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Современная постиндустриальная экономика характеризуется достаточно высокой (свыше 60%) долей услуг в ВВП страны. При этом в процессе постиндустриализации можно выделить два основных направления:
1) информатизация экономики, сопровождающаяся развитием информационной деятельности и информационных технологий;
2) сервизация экономики, т.е. переход рабочей силы из промышленности в сферу обслуживания, а именно, в туризм, гостиничное хозяйство, общественное питание, коммунальные услуги, транспорт, торговлю и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Введение

Современная постиндустриальная экономика характеризуется  достаточно высокой  (свыше 60%) долей  услуг в ВВП страны. При этом в процессе постиндустриализации  можно выделить два основных направления:

1) информатизация экономики, сопровождающаяся  развитием информационной деятельности  и информационных технологий; 

2) сервизация  экономики, т.е.  переход рабочей силы из промышленности  в сферу обслуживания, а именно, в туризм, гостиничное хозяйство,  общественное питание, коммунальные  услуги, транспорт, торговлю и  т.п. Такой переход связан со  следующими  объективными причинами: 

1) технологическое развитие промышленности  и сельского хозяйства снижает  потребность в рабочей силе, которую  замещают овеществленные в технологиях  знания и капитал; 

2) рост уровня и качества жизни  населения вызывает увеличение  спроса  на услуги.

    В  России одним из перспективных  направлений развития сферы услуг является сервис транспортных машин и оборудования, все возрастающий спрос на услуги которого предъявляют как юридические, так и физические лица. Поэтому создание специализированных, технически хорошо оснащенных предприятий по оказанию такого рода услуг является первостепенной задачей предпринимательского сектора российской экономики. Так как именно специализированные предприятия, использующие современное оборудование и оснастку, а также высококвалифицированный персонал, позволяет им оказывать качественные услуги по ремонту транспортных машин и оборудования с низкими затратами по сравнению с предприятиями, имеющими низкий технический уровень. И это обстоятельство делает такие предприятия конкурентоспособными и финансово устойчивыми в условиях рыночной экономики. Целью курсового проекта является обоснование экономической эффективности проектных решений по повышению технического уровня (ТУ) производства предприятия и его подразделений. ТУ – комплексное понятие, которое включает в себя  уровень технического состояния основных средств, уровень технологии оказываемых услуг, а также уровень организации производства, труда и управления. Повышение технического уровня является основным фактором увеличения качества, конкурентоспособности, объема оказываемых услуг и прибыли на основе снижения затрат по оказанию услуг. Поэтому основой методики обоснования экономической эффективности проекта является решение следующих задач:

  1. Определение резервов увеличения  производственной мощности, объема оказываемых услуг и прибыли предприятия.
  2. Оценка эффективности проектных решений по повышению ТУ производства.
  3. Оценка влияния проектных решений на основные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

1 Определение резервов  увеличения  производственной мощности, объема оказываемых услуг и  прибыли предприятия

 

Определение резервов увеличения производственной мощности и прибыли предприятия  начинается с определения потенциального спроса на услуги предприятия, т.к. в  дальнейшем это позволит определить величину и основные факторы прироста производственной мощности.

 Потенциальный  спрос на сервисное обслуживание  автомобилей, неразрывно связан  с количеством продаваемых автомобилей  в России и числом автомобилей,  находящихся в собственности  граждан. По уровню продаж автомобилей  Россия занимает третье место  после США и Германии. На основе  статистической информации, представленной  на графиках 1-3, можно сделать  вывод об увеличении  за  2005 - 2008 годы объема продаж автомобилей  в России  на 56%, а  количества  легковых автомобилей на 1000 человек  населения в среднем на 18 %. Несмотря  на снижение в 2008 году  темпов  роста продаж на рынке на 7% под влиянием мирового финансового  кризиса,  рынок продолжает расти.  Рост автомобильного рынка России  также сопровождается увеличением  парка иностранных автомобилей.  Если в 2001 году доля иномарок  в российском парке легковых  автомобилей не превышала 15%, то  к началу 2008 года их доля уже  составила более 30% или 9,8 млн.  машин. Из представленной  информации следует, что наряду с резким увеличением за последние три года продаж автомобилей, в ближайшее время увеличится количество подержанных автомобилей, что также увеличивает потенциальный спрос на их обслуживание. Следует также учесть увеличение в автомобильном парке РФ количества иномарок преимущественно японского производства. Сибирский Федеральный Округ занимает 2-ое место по числу иномарок в России (1,38 млн. шт.) По прогнозам специалистов уже к 2012 году количество иномарок в целом в РФ будет составлять 21-22 млн. машин.  

Предприятие автосервиса ОАО «Алтай-Лада»  находится в г. Барнауле по адресу г. Барнаул, Павловский тракт 323. Оно  обслуживает владельцев как подержанных  так и новых автомобилей, продает  автомобили и  осуществляет их гарантийное  обслуживание. В настоящее время спрос на услуги этого предприятия достаточно высок, что подтверждается наличием очереди на техобслуживание. Это объясняется тем, что данное предприятие имеет конкурентные преимущества в городе по сравнению с другими аналогичными предприятиями, так как:

  1. Самое главное, у предприятия хорошая репутация в Барнауле по качеству оказываемых услуг благодаря его высококвалифицированному персоналу и технической оснащенности;
  2. Оно имеет огромный опыт работ по работе с автомобилями марки «ВАЗ» и имеет специализацию по отношению к ним.
  3. Предприятие обслуживает автомобили а) как юридических, так и физических лиц; б) клиентов с разным уровнем дохода.

Учитывая рост автомобильного рынка  и количества подержанных автомобилей, а также сильные конкурентные позиции предприятия, можно прогнозировать  стабильность спроса на услуги ОАО « Алтай-Лада». Такой уровень  спроса может быть обеспечен за счет сохранения производственной мощности предприятия, резервных мощностей оно не имеет.

Анализ использования производственной мощности ОАО «Алтай-Лада»  позволил определить имеющиеся диспропорции в производственной мощности отдельных  производственных подразделений предприятия, устранение которых позволит обеспечить   увеличение  производственной мощности. А также объем оказываемых  услуг и прибыль предприятия  в целом. Основным узким местом,  сдерживающим увеличение объема оказываемых  предприятием услуг, является участок  гарантийного ремонта автомобилей. Основной причиной низкой пропускной способности этого

участка и постоянных  очередей клиентов является  использование  физически и морально изношенного  оборудования, работающего далеко за пределами срока его полезного  использования.  Наличие физически  изношенного оборудования с большим  сроком службы является основным фактором увеличения производственных затрат и  снижения объемов  оказываемых услуг  из-за  простоев по причине  частых поломок оборудования. 

По результатам  проведенного анализа наиболее оптимальным  направлением увеличения производственной мощности участка гарантийного ремонта  является проектирование на базе действующего нового производственного подразделения, которое предполагает переоснащение  участка новыми современными подъемниками и стендами. Таким образом, совокупный резерв увеличения производственной мощности участка будет состоять:

  1. Из резерва увеличения производственной мощности за счет совершенствования технологического процесса ремонтных работ на основе использования современного специального оборудования и инструмента, механизации ремонтных работ и более эффективной организации рабочего места, что в конечном итоге приводит к снижению трудоемкости ремонтных работ и увеличению выработки в единицу времени. За счет указанных факторов проектными решениями курсовой работы предусматривается сокращение трудоемкости ремонтных работ на 1 час в сутки. Тогда:

 

Р↑ ПМ те = Р↓ТЕ / (ФРВс - Р↓ТЕ)                                                   (1)

Р↑ ПМ те = Р↓ТЕ / (ФРВс - Р↓ТЕ)= 1/ (8-1)=0,14 или 14 %

Здесь Р↑ПМ те – резервы увеличения производственной мощности за счет снижения трудоемкости ремонтных работ; Р↓ТЕ – резервы  снижения трудоемкости ремонтных работ; ФРВс – суточный полезный фонд рабочего времени, который на участке технического обслуживания и ремонта составляет 8 часов. 

 После определения резервов  прироста производственной мощности  определим годовую производственную  мощность участка  (выручку) до  и после реализации мероприятий  по увеличению производственной  мощности:

 

ПМу, б (ВР)=ВРМрм,б *12*Крм,б                                             (2)

ПМу, б (ВР)=ВРМрм,б *12*Крм,б= 3600*340*3=3672 (тыс.руб.)

 

ПМу,н(ВР)=ВРМрм,б*(1+Р↑ПМте)*12*Крм,н                       (3)

ПМу,н(ВР)=ВРМрм,б*(1+Р↑ПМте)*12*Крм,н= 3600*340*3+3600*1,14*2*340= 8537 (тыс.руб.)

 

Здесь  ПМу, б (ВР) и ПМу, н (ВР) –  соответственно производственная мощность участка (или выручка) до и после  освоения резервов по ее увеличению; Крм,б  и Крм,н – соответственно количество постов (рабочих мест) участка до и после освоения резервов увеличения производственной мощности; 305 – число рабочих дней в году; 3600 – суточная выручка участка ( или его производственная мощность).

Тогда совокупный резерв увеличения производственной мощности участка  составит:    

 

Р↑ПМу = ПМу,н-ПМу,б                                                 (4)

Р↑ПМу = ПМу,н-ПМу,б=8537 -8235=302 (тыс.руб.),

 что в процентах составит: (302/8235)*100=4%.

 

   Для государственного предприятия,  каковым является ОАО «Алтай-Лада»,  удовлетворение потребительского  спроса и увеличение объема  оказываемых услуг должно сопровождаться  увеличением прибыли от основной  деятельности. Прибыль под влиянием  от продаж формируется двух  факторов:

  1. Выручки от реализации продукции и услуг, которая оказывает прямое влияние на прибыль. Т.е. увеличение выручки при прочих равных условиях приводит к увеличению его операционной прибыли. Для участка  гарантийного обслуживания увеличение прибыли за счет роста выручки составит 4 %.
  2. Себестоимости реализованной продукции и услуг, которая оказывает обратное влияние на величину операционной прибыли, т.е. при прочих равных условиях снижение себестоимости приводит к увеличению прибыли и, наоборот.

Оценим влияние  мероприятий по увеличению производственной мощности  на изменение себестоимости  реализованной продукции и услуг. Для этого определим изменение  релевантных статей затрат, т.е. тех, которые изменятся после внедрения  мероприятий по увеличению производственной мощности. В этом случае единицей калькулирования  является пост (или рабочее место). Тогда месячная себестоимость поста  после внедрения мероприятий: СРПМрм, н = СРПМрм,б + ∑ ∆ СТЗ, где СРПМрм, н и СРПМрм,б – месячная себестоимость услуг после и до внедрения мероприятий, ∑ ∆ СТЗ – сумма изменений по релевантным статьям затрат.

СРПМрм,б = ВРМрм,б * ( 1 – Рпр), где Рпр – рентабельность продаж, определяемая как отношение  прибыли от продаж ( Ппр) к выручке (ВР). Прибыль от продаж и выручка  берутся из строк 50 и 10 за отчетный год  «Отчета от прибылях и  убытках; ( форма № 2). Рентабельность продаж характеризует  величину прибыли от продаж на 1 рубль  реализованной продукции, а (1 – Рпр) – показывает величину затрат на 1 рубль  выручки. СРПМрм,б= 112,5 * ( 1 – 27979 / 1056070)= 109,6 ( тыс. руб.)

   Основные  изменения затрат  вызваны   введением более прогрессивного  оборудования  и созданием новых  рабочих мест, которые вызывают  изменения следующих статей затрат  в себестоимости услуг поста:

  1. Амортизация нового оборудования, которая вызывает увеличение затрат, т.к. на старое оборудование амортизация уже не начисляется:

 

АМОм, рм = ∑( СОС/Т)                                           (5)

 

    где   АМОм – месячная сумма амортизационных  отчислений поста, СОС – первоначальная  стоимость по группе основных  средств поста, соответственно для подъемника  170 тыс. руб. и 210 тыс.руб. для стенда;  Т – срок полезного использования основных средств в месяцах, 10 лет для подъемника и 5 лет для стенда. Тогда

 

АМОм, рм = (170 /12*10) + (210 /12*5)= 4,9 (тыс. руб.).

 

  1. Затраты на силовую электроэнергию, т.к. номинальная мощность нового оборудования выше, чем старого:

 

∆Зсил =∆  Мс* Кс *Фс *Цс                                        (6)

 

 где ∆  Мс – изменение номинальной  мощности (∆ Мс =2,8кВт – 2,2кВт=0,6кВт); Кс – коэффициент полезного действия электродвигателей (Кс=0,4); Фс – месячный фонд времени потребителей силовой электроэнергии в часах (Фс= 10*25= 250 час, т.к. режим работы поста 25 дней в месяц по 10 часов); Цс  - цена силовой электроэнергии в рублях за 1 киловаттчас( Цс =5,5 руб/ кВт.час.).

 

∆Зсил =0,6квт*0,4 * 250 * 5,5 = 0, 330 (тыс. руб.)

 

  1. Затраты на ремонт оборудования. Сумма затрат по этой статье будет снижаться, т.к. из-за частых поломок старого оборудования значительные средства тратились на его внеплановый ремонт. По данным бухгалтерии предприятия в среднем на 1 пост гарантийного участка эта сумма   составляет порядка 3 тыс. руб. в месяц.

На основе полученной информации мы можем определить месячные затраты на 1 пост после увеличения производственной мощности:

 

СРПМ рм, н = 109,6+4,9+0,330-3=111,8 (тыс. руб.).

 

   Определим увеличение месячных  затрат поста в абсолютном  и относительном выражении:

Информация о работе Современная экономика