Государственный внутренний долг РФ
состоит из:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ;
- государственных займов.
1) Кредиты, полученные Правительством
Для покрытия кассовых разрывов бюджета
или текущего бюджетного дефицита Минфин
может прибегать к прямым заимствованиям
у ЦБ (эмиссионное финансирование)
и у отдельных коммерческих банков
(при кратковременных кассовых разрывах),
не оформляя эти кредиты в виде
ценных бумаг. Подобные методы широко
применялись в 1990 - 1994 гг., и суммы
этих кредитов составляют значительную
долю внутреннего государственного
долга РФ и по сей день. С 1995 г.
прямые кредиты Минфину ЦБ практически
не предоставляются.
2) Государственная или муниципальная
гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых
обязательств, в силу которого
соответственно РФ, субъект РФ
или муниципальное образование
- гарант дает письменное обязательство
отвечать за исполнение лицом,
которому дается гарантия, обязательства
перед третьими лицами полностью
или частично. Гарант по государственной
или муниципальной гарантии несет
субсидиарную ответственность дополнительно
к ответственности должника по
гарантированному им обязательству
(ст. 115 БК РФ).
Сумма предоставленных государственных
гарантий РФ для обеспечения обязательств
в валюте РФ включается в состав
государственного внутреннего долга РФ;
а в иностранной валюте - включается в
состав государственного внешнего долга
РФ.
а) Внутренние государственные гарантии
могут предоставляться субъектам
РФ, муниципальным образованиям и
отдельным юридическим лицам. Обязательным
условием предоставления гарантии является
проверка финансового состояния
ее получателя. В настоящее время
государственные гарантии на федеральном
уровне не получили большого распространения
(примеры таких гарантий: по страхованию
рисков ответственности авиаперевозчиков;
по заимствованиям ОАО «Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию»).
б) Внешние государственные гарантии
(в иностранной валюте) не получили
в РФ большого распространения. Примером
таких гарантий являются гарантии для
оказания поддержки экспорта промышленной
продукции.
3) Государственные займы - основная
форма государственного кредита,
представляющая кредитные отношения,
в которых государство выступает
главным образом в качестве
заемщика. Задолженность по государственным
займам включается в сумму
государственного долга страны.
Государственный или муниципальный
заем - передача в собственность
РФ, субъекта РФ или муниципального
образования денежных средств,
которые РФ, субъект РФ или
муниципальное образование обязуется
возвратить в той же сумме
с уплатой процента (платы) на
сумму займа.
Существует несколько классификаций
видов государственных займов. (Рис. 1.2.1)
Рис. 1.2.1. Классификации
государственных займов.
Источник: [10]
Формы долговых обязательств Российской
Федерации представлены на рис. 1.2.2.
Рис. 1.2.2. Формы долговых
обязательств РФ.
Источник: [6]
Дефицит государственного
бюджета может финансироваться
при помощи внешних и внутренних
источников. Виды этих источников представлены
на рис. 1.2.3.
Рис.
1.2.3. Источники финансирования бюджетного
дефицита
Источник: [13]
1.3. Этапы и
методы управления государственными
заимствованиями
Система управления заемной деятельностью
РФ состоит из:
1) законодательного органа, регламентирующего
общие параметры и нормы заемной
деятельности государства;
2) исполнительного органа, детализирующего
установленные общие параметры
и нормативы;
3) эмитента ценных бумаг;
4) институтов, которые обеспечивают
размещение, регистрацию, хранение
и погашение выпущенных эмитентом
государственных ценных бумаг.
Закон о федеральном бюджете
включает:
· программу государственных
внешних заимствований РФ;
· программу внутренних
заимствований;
· программу предоставления РФ государственных
кредитов иностранным государствам.
Управление государственным долгом
РФ осуществляет Правительство РФ (ст.
101 БК РФ), а долгом субъекта РФ - органы
его исполнительной власти. В кредитные
отношения от имени РФ вступает Минфин
РФ, который выпускает государственные
ценные бумаги от имени РФ, определяет
их доходность, конкретные сроки выпуска
и погашения. Минфин РФ ведет государственные
книги внутреннего и внешнего долга РФ
(в трехдневный срок с даты возникновения
обязательства вносятся записи).
Долг государства, как и финансы
в целом, может являться инструментом
и объектом управления. В качестве
инструмента управления государственный
и муниципальный долг обеспечивает
возможность органам государственной
власти и органам местного самоуправления
оказывать влияние на денежное обращение,
финансовый рынок, инвестиции, производство,
занятость, организацию населением
своих сбережений и многие другие
экономические процессы[7].
Когда государственный и муниципальный
долг выступает в качестве объекта
управления, государство определяет
соотношение между различными видами
долговой деятельности (заимствования
и гарантии), структуру видов долговой
деятельности по срокам и доходности,
механизм построения конкретных займов
и гарантий, порядок выпуска и
обращения займов, порядок предоставления
гарантий и выполнения финансовых обязательств
по ним. Органы власти и органы местного
самоуправления устанавливают и
все другие необходимые практические
аспекты функционирования государственного
и муниципального долга.
В процессе управления государственным
и муниципальным долгом решаются
следующие общие задачи:
- привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
- удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
- сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
- поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
- достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и гарантированных ими заимствований;
- диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
- координация действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.
Таким образом, управление государственным
и муниципальным долгом представляет
совокупность мероприятий органов
государственной власти и органов
местного самоуправления по использованию
долговых отношений для формирования
благоприятных макроэкономических
условий развития страны и отдельных
ее территорий[8].
Различают стратегическое и оперативное
управление государственным и муниципальным
долгом. Перспективные вопросы управления
долгом находятся в компетенции
Федерального Собрания РФ, Президента
РФ и Правительства РФ, законодательных
(представительных) и исполнительных
органов власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления. Исполнительные
органы власти готовят проекты законов
и решений, касающихся стратегии
управления долговыми отношениями.
Федеральное Собрание РФ, законодательные
органы государственной власти субъектов
РФ и представительные органы местного
самоуправления их принимают, а Президент
РФ и руководители региональных органов
государственной власти и органов местного
самоуправления отклоняют или подписывают
их.
В частности, ежегодно в законе о
федеральном бюджете устанавливаются
предельные объемы государственного внутреннего
и внешнего долга; источники внутреннего
финансирования бюджетного дефицита,
включая поступления от эмиссии
государственных ценных бумаг; предельный
размер внешних заимствований; расходы
на обслуживание государственного внутреннего
и внешнего долга; верхние пределы
государственных внутренних и внешних
гарантий. По представлению Правительства
РФ Государственная Дума РФ утверждает
программу государственных внешних
заимствований Российской Федерации
и программу государственных
внутренних заимствований Российской
Федерации.
Оперативное управление государственным
и муниципальным долгом осуществляют
Правительство РФ, Министерство финансов
РФ, а также Центральный банк РФ
и Внешэкономбанк как агенты Минфина
РФ. Эти органы определяют генеральные
условия выпуска отдельных займов,
порядок эмиссии и обращения
долговых обязательств, время выпуска
очередного займа и условия его
функционирования, организуют первичное
размещение и вторичный рынок
государственных ценных бумаг, организуют
и осуществляют выплату доходов
и погашение долговых обязательств,
предоставление государственных кредитов
и государственных гарантий, контрольные
действия и другие мероприятия по
оперативному управлению государственным
долгом.
В управлении государственным и
муниципальным долгом можно выделить
пять этапов управления, на каждом из которых
решаются специфические задачи (Рис.
1.3).
Рис.1.3. Этапы управления
государственным и муниципальным
долгом.
Источник: [14]
Таким образом, под управлением
государственным и муниципальным
долгом следует понимать совокупность
мер по регулированию его объема
и структуры, определению условий
и осуществлению новых заимствований,
регулированию рынка заимствований,
реализации мер управления проблемными
долгами, обслуживанию и погашению
долга, предоставлению государственных
и муниципальных гарантий, контролю
за эффективным использованием заимствованных
средств.
Остро стоит вопрос об эффективности
управления государственным и муниципальным
долгом, под которой понимается степень
достижения основных параметров долга
(его величина, структура, стоимость
обслуживания и другие) и способность
органов власти удерживать их на уровне,
максимально благоприятном для формирования
макроэкономических условий, стимулирующих
ускорение развития страны и рост благосостояния
ее граждан.
Нет и, видимо, не может быть единого
показателя, измеряющего эффективность
управления государственным и муниципальным
долгом, поскольку, осуществляя эту
деятельность, органы власти оказывает
прямое воздействие на самые разнообразные
области общественной жизни. Не существует,
например, методик оценки влияния
долга на бюджет и денежное обращение
страны, инвестиционный процесс, степень
доверия населения к финансовой
деятельности государства и т.п.
Однако отдельные стороны результативности
управления долгом можно измерить.
Наиболее общим показателем долговой
нагрузки является отношение государственного
долга к объему ВВП, выраженное в
процентах. Этот же показатель при необходимости
более углубленного анализа рассчитывается
отдельно для внутреннего и внешнего
долга. Важным для характеристики долговой
нагрузки является также отношение платежей
по погашению и обслуживанию государственного
долга к объему ВВП, к доходам или расходам
федерального бюджета, выраженное в процентах.
Эти показатели при необходимости рассчитываются
раздельно для внутреннего и внешнего
долга.
Методы управления государственным
и муниципальным долгом можно
условно разделить на административные
и рыночные. К методам, характерным
преимущественно для административных
подходов регулирования долга, относятся,
в частности, конверсия, консолидация,
унификация, отсрочка погашения, списание
долга, аннулирование долга и
др. К методам управления, характерным
для рыночной модели регулирования
долга, относятся в первую очередь
реструктуризация, доразмещение облигаций,
выкуп долга, секьюритизация, обмен
долга и др.
Характерным моментом для административного
подхода к управлению долгом является
одностороннее принятие эмитентом
управленческого решения (без получения
предварительного согласия кредиторов),
а для рыночной модели управления
долгом — переговорный процесс, который
предшествует принятию управленческого
решения и в процессе которого
согласовываются позиции должника
и кредиторов; либо эмитент в одностороннем
порядке воздействует на рынок долговых
обязательств государства, а кредиторы
добровольно (руководствуясь собственными
интересами) решают, принимать ли новые
условия, предложенные эмитентом.
Краткосрочность российских долгов и
высокая стоимость заимствований
в последние годы вынуждали государство
постоянно заботиться об удлинении
сроков и сокращении доходности новых
заимствований. Это достигается, в
частности, на основе реструктуризации
долга, под которой понимается основанное
на соглашении прекращение долговых
обязательств, составляющих государственный
или муниципальный долг, с их заменой
иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения
обязательств.