Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель – исследовать особенности государственных займов и их динамику в рамках финансов Российской Федерации.
Задачи исследования:
выяснить сущность и обусловленность государственных заимствований в экономике;
определить формы и виды государственных заимствований;
перечислить этапы и методы управления государственными заимствованиями;
выявить динамику внутреннего долга России и факторы, влияющие на нее
Введение 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований 4
1.2. Формы и виды государственных заимствований 4
1.3. Этапы и методы управления государственными заимствованиями 4
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В РОССИИ 4
2.1 Динамика внутреннего долга России, факторы, на него влияющие 4
2.2 Анализ состава и структуры внешнего долга Российской Федерации 4
2.3 Проблемы государственных заимствований на современном этапе и пути их решения 4
Заключение 4
Список используемой литературы 4
В сфере внешних заимствований реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В условиях ограниченности средств
бюджетов всех уровней по-прежнему
острыми являются вопросы изыскания
источников для проведения текущих
и будущих платежей по обслуживанию
и погашению внутреннего и
внешнего долгов. Основным приемом
получения средств для
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них — погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести[6]:
Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке. Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей[11].
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга за 2010-11 гг. представлена в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга РФ
Источник: [11]
На 1 января 2010 |
На 1 января 2011 | |||
фактические показатели | ||||
отчет 2009 г |
отчет 2010 г | |||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Государственный внутренний долг Российской Федерации |
2094,7 |
100 |
3726,7 |
100 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 | ||
в том числе: |
||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1837,1 |
87,7 |
2933,0 |
78,7 |
государственные гарантии |
251,4 |
12 |
787,1 |
21,1 |
прочая задолженность |
6,2 |
0,3 |
6,6 |
0,2 |
Анализ динамики показывает, что государственный внутренний долг Российской Федерации увеличился в 2011 году на 1632 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации уменьшилась на 9%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Уменьшение произошло за счет увеличения доли государственных гарантий на 9,1% и уменьшения прочих задолженностей на 0,1 %.
Плановая динамика объема и структуры внутреннего госдолга Российской Федерации за 2012-14 гг. представлена в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2.
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга РФ
Источник: [11]
На 1 января 2012 |
На 1 января 2013 |
На 1 января 2014 | ||||
плановые показатели |
плановые показатели |
плановые показатели | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Государственный внутренний долг Российской Федерации |
5148,4 |
100 |
6976,4 |
100 |
8826,3 |
100 |
% к ВВП |
10,2 |
12,5 |
14,2 | |||
в том числе: |
||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
4076,7 |
79,2 |
5621,1 |
80,6 |
7147,5 |
81 |
государственные гарантии |
1064,8 |
20,7 |
1355,3 |
19,4 |
1678,8 |
19 |
прочая задолженность |
6,9 |
0,1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Анализ динамики показывает, что, согласно плановым показателям, государственный внутренний долг увеличится на 1828 млрд. руб. в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и на 1849,9 млрд. руб. в 2014 г. по сравнению с 2013 г. По плану доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится на 1,4% в 2013 году по сравнению с 2012 годом и на 0,4% в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Увеличение произойдет за счет уменьшения доли государственных гарантий на 1,3% в 2013 году по сравнению с 2012 годом и на 0,4% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, а также уменьшения доли прочих задолженностей на 0,1 % в 2013 году по сравнению с 2012 г.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011 – 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей. К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19% объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
Динамика объема и структуры внешнего долга за 2010-11 гг. представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1.
Динамика объема и структуры государственного внешнего долга РФ
Источник: [11]
На 1 января 2010 |
На 1 января 2011 | |||
фактические показатели | ||||
отчет 2009 г |
отчет 2010 г | |||
млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% | |
Государственный внешний долг Российской Федерации |
37,6 |
100 |
53,0 |
100 |
в том числе: |
||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
8,7 |
23,1 |
7,3 |
13,8 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
28,0 |
74,5 |
34,2 |
64,5 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
11,5 |
21,7 |
Анализ динамики показывает, что государственный внешний долг Российской Федерации в 2011 году увеличится на 15,4 млрд. долл. США по сравнению с 2010 г. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внешнего долга вносит задолженность по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году ее доля в общем объеме госдолга уменьшилась на 10% по сравнению с 2010 годом. Уменьшение произошло за счет увеличения гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 19,3%.
Плановая динамика объема и структуры внешнего госдолга РФ на 2012-14 гг. показана в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
Динамика объема и структуры государственного внешнего долга РФ
Источник: [11]
На 1 января 2012 |
На 1 января 2013 |
На 1 января 2014 | ||||
проект |
проект |
проект | ||||
млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% |
млрд. долл. США |
% | |
Государственный внешний долг Российской Федерации |
55,6 |
100 |
65,2 |
100 |
75,6 |
100 |
в том числе: |
||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
6,1 |
11 |
5,5 |
8,4 |
4,8 |
6,3 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
38,2 |
68,7 |
43,9 |
67,3 |
49,8 |
65,8 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11,3 |
20,3 |
15,8 |
24,3 |
21,1 |
27,9 |
Анализ динамики показывает, что, согласно проекту, государственный внешний долг Российской Федерации в 2013 г. увеличится на 9,6 млрд. долл. США по сравнению с 2012 г. и на 10,4 млрд. долл. США в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Наиболее значимый вклад в увеличение внешнего госдолга внесут государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте. В 2012 г. их доля, по плану, составит 68,7%, в 2013 г. – 67,3%, в 2014 г. – 65,8%. Уменьшение доли ценных бумаг в 2013 г. и в 2014 г. произойдет за счет увеличения доли гарантий РФ в иностранной валюте на 4,5 и 5,3 процентных пункта соответственно. Доля кредитов иностранных государств, МФО и иных субъектов международного права в 2013 г. уменьшится на 2,6 процентных пункта по сравнению с 2012 г., а в 2014 г. – на 2,1 процентных пункта по сравнению с 2013 г.
Информация о работе Современное состояние рынка государственных займов в России