Современное состояние рынка государственных займов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследовать особенности государственных займов и их динамику в рамках финансов Российской Федерации.
Задачи исследования:
выяснить сущность и обусловленность государственных заимствований в экономике;
определить формы и виды государственных заимствований;
перечислить этапы и методы управления государственными заимствованиями;
выявить динамику внутреннего долга России и факторы, влияющие на нее

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований 4
1.2. Формы и виды государственных заимствований 4
1.3. Этапы и методы управления государственными заимствованиями 4
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В РОССИИ 4
2.1 Динамика внутреннего долга России, факторы, на него влияющие 4
2.2 Анализ состава и структуры внешнего долга Российской Федерации 4
2.3 Проблемы государственных заимствований на современном этапе и пути их решения 4
Заключение 4
Список используемой литературы 4

Вложенные файлы: 1 файл

гос заим.docx

— 575.15 Кб (Скачать файл)

8.  Разработать нормативное обеспечение  координации действий всех участников  долговой политики.

9.  Обеспечить нормативное закрепление  показателей долговой устойчивости,  используемых Внешэкономбанком  для оценки внешнего долга;  разработка и утверждение подобной  системы показателей для внутреннего  долга.

10. Разработать и внедрить систему  показателей оценки эффективности  управленческих решений в сфере  государственного долга.

Необходима также разработка проектов стандартов аудита эффективности,  технологии мониторинга и анализа  государственного долга, методики проведения специальных контрольных мероприятий, направленных на оценку качества решений Правительства Российской Федерации в части управления государственным долгом.

11. Создать нормативную и организационную  базы для осуществления оперативного  управления госдолгом с использованием  преимуществ вторичного рынка  долговых обязательств.

12.  Решить вопросы урегулирования  возврата задолженности перед  федеральным бюджетом конечных  заемщиков кредитных средств.

13. Создать действенную систему  оценки и предупреждения негативного  воздействия рисков, присутствующих  в процессе управления государственным  долгом.

14. В правовом регулировании  нуждается порядок применения  операций реструктуризации, обмена  долговых обязательств на инвестиции, акции и т. п., а также секьюритизации  займов.

Таким образом, для управления дюрацией государственных обязательств, валютной структурой долга, процентными выплатами, кассовыми потоками, ликвидностью рынка  долговых инструментов, необходимы:

  • Четкая концепция управления государственным долгом;
  • Разработка перспектив долговой политики;
  • Прозрачный учет госдолга;
  • Повышение транспарентности операций Минфина России;
  • Нормативное обеспечение:
      • базы для управления задолженностью субъектов РФ;
      • координации действий участников долговой политики;
      • показателей долговой устойчивости;
      • оперативного управления госдолгом;
      • операций реструктуризации долга, секьюритизации займов;
  • Система показателей оценки эффективности долговой политики.

 

Заключение

Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственные заимствования  Российской Федерации – это займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта  погашения займов (кредитов) другими  заемщиками.

Прежде всего, государственные  заимствования необходимы для покрытия государственного дефицита. Дефицит  образуется в результате превышения расходов над доходами государства.

В целом государственные займы  Российской Федерации могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по срокам действия долговые  обязательства могут носить:

  • краткосрочный характер
  • среднесрочный характер
  • долгосрочный характер

2) по праву эмиссии они делятся:

    • на выпускаемые центральным правительством;
    • выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов держателей  ценных бумаг займы могут подразделяться  на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц; 
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты, доходов  займы могут делиться:

  • на процентно-выигрышные
  • выигрышные
  • беспроцентные (целевые)

5) по методам размещения займы  делятся:

  • на добровольные; 
  • размещаемые по подписке; 
  • принудительные. 

6) по форме займы могут быть 

  • облигационными
  • безоблигационными.

Управление государственным и  муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов  государственной власти и органов  местного самоуправления по использованию  долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных  ее территорий

В управлении государственным и  муниципальным долгом можно выделить пять этапов управления, на каждом из которых  решаются специфические задачи:

1) Обоснование предельных объемов  внутреннего и внешнего долга,  предельных объемов внутренних  и внешних заимствований, предельных  объемов предоставления гарантий, а также формируются программы  внутренних и внешних заимствований. 

2) Формирование программы эмиссии  государственных и муниципальных  ценных бумаг и определение  конкретных параметров предстоящих  заимствований по срокам обращения,  уровню вероятной доходности, порядку  выплаты доходов, ограничениям  на владельцев, порядку размещения  и другим условиям, делающим каждое  заимствование привлекательным  для инвесторов.

3) Размещение облигаций и регулирование  котировок по государственным  и муниципальным долговым обязательствам  на вторичном долговом рынке. 

4) Проведение мероприятий, необходимость  которых определяется наличием  проблемных долгов или кризисных  долговых ситуаций, характерных  для периода развития Российской  Федерации после распада СССР.

5) Исполнение первоначальных или  скорректированных графиков платежей  по обслуживанию и погашению  государственных и муниципальных  внутренних и внешних долгов.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

    • Рефинансирование
    • Конверсия
    • Консолидация
    • Унификация
    • Отсрочка погашения займа
    • Аннулирование долга

Анализ динамики государственного внутреннего долга показывает, что  он  увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП  в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга  вносят государственные ценные бумаги, их доля в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации  будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

В 2011 – 2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации. 

Анализ динамики государственного внешнего долга показывает, что его  объем в долларовом эквиваленте  в 2011 году увеличится по сравнению с  2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга  в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов  предоставляемых гарантий в иностранной  валюте.

В 2011 – 2013 годах предусматривается  увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным  гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте, что связано  с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011 – 2013 годы,  в том  числе в части оказания поддержки  экспорта российской промышленной продукции.

В настоящее время функция управления государственными заимствованиями  возложена на Министерство финансов и Центральный банк. Политика заимствований, которая проводится Минфином, в большей  мере подчиняется текущим потребностям, не обеспечивая в должной мере решение стратегических задач по управлению обязательствами государства. Деятельность Центрального банка подчиняется  задачам, имеющим приоритет для  этого органа. Такие приоритеты монетарной власти делают малоэффективным использование  рыночных механизмов для обеспечения  функций по управлению государственным  долгом.

Именно поэтому необходимо создание отдельного органа, осуществляющего  управление государственными заимствованиями. К его компетенции необходимо отнести установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов внутреннего  долга, в частности определение  первичных дилеров. Кроме того, агентство  должно обеспечить выполнение необходимых регуляторных и координирующих функций по отношению к региональным и муниципальным властям, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках. Такое агентство должно также иметь свободу в выборе инструментов, используемых при управлении долгом.

 

Список используемой литературы

 

  1. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство '' Дело и Сервис'',2001. - 416 с.
  2. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Табачков Н.И. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/09-buleten_doc_files-fl-1485.pdf
  3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 296 с.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002. - 568с.
  5. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: Издательство ''ДИС'',2000. - 320 с.
  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 1999. - 621 с.
  7. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/11-tree_files-fl-361.pdf
  8. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб.: ''Специальная литература'',1997. - 316 с.
  9. Доллан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича-254 с.
  10. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: "Экар", 2002-270с.
  11. Минфин России : Государственный долг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/public_debt/
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Уче<span class="dash041a_0443_0440_0441_043e_0432_0430_044f__Char" style=" font-

Информация о работе Современное состояние рынка государственных займов в России