Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:59, доклад
Первый период (50—70-е годы) характеризовался политикой индустриализации на основе централизованного планирования, второй период (80—90-е годы) — развитием индустриализации на основе рыночных отношений и преобразования методов регулирования и производственной деятельности государства.
Привлекаемые иностранные средства состоят из внешних займов и прямых иностранных инвестиций. За 1979-1995 годы Китай освоил $229,14 млрд., в том числе внешних займов на сумму более $91,44 млрд. В 1990 году Китай по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций вышел в первые ряды среди развивающихся стран. По объему фактически использованных прямых иностранных инвестиций с 1993 года КНР занимает первое место среди развивающихся стран и второе место в мире, пропустив вперед лишь США: так, в 2002 году объем привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций составил $41 млрд.
Среди всех форм привлечения иностранного капитала наибольшая доля принадлежит совместным предприятиям Китая с зарубежными странами.
По отраслевой структуре иностранных инвестиций преобладают промышленность и капитальное строительство. Минимальными остаются иностранные инвестиции в инфраструктурные и сельскохозяйственные отрасли.
Большая часть иностранных инвестиций сконцентрирована в восточных приморских районах Китая в ущерб центральным и западным.
Источниками внешних займов являются преимущественно иностранные правительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги иностранных корпораций.
Большая часть источников поступления прямых иностранных инвестиций приходится на инвестиции из Сянгана, Аомыня и Тайваня, меньшую долю занимают инвесторы из США, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Великобритании, Германии и Франции.
КНР использует привлеченные иностранные средства главным образом на строительство крупных и средних объектов, связанных с инфраструктурными отраслями, а именно: энергетикой, транспортом и связью – нефтехимической, металлургической и легкой промышленностью, сельским хозяйством, а также культурой, просвещением и научными исследованиями.
В последние годы актуальной для Китая становится борьба с незаконной утечкой капитала из страны. Так, согласно данным Пекинского института национальной экономики при фонде «Реформа», объем незаконно вывезенного капитала увеличился более чем в 9 раз6.
Несмотря на значительные объемы привлекаемого иностранного капитала, его эффективность и масштабы в рамках китайской экономики оставляют желать лучшего.
Выполняя роль сборочных цехов, куда выносится массовое промышленное производство из США, Японии и стран ЕС, свой успех Китай основывает на импортируемых технологиях и дешевой местной рабочей силе, что определяет зависимость от промышленно развитых стран, между тем как лидерство на мировой арене в современных условиях обуславливается только самостоятельно завоеванными передовыми позициями в сфере инноваций.
Таким образом, в ближайшие годы китайскому правительству предстоит продолжить воплощение политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в стране и открытие внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей.
2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции
Международная экономическая интеграция – это объективный, осознанный и направляемый процесс постепенного сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития7.
Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики: если в международной политической интеграции Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания, что знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной либерализации экономики – при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года.
Укрепление экономического потенциала и бурный рост национальных экономик Восточной и Юго-Восточной Азии за последние два десятилетия и активизация экономических интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) вызвали эволюцию подходов Пекина к деятельности подобных образований от осторожно-скептического к активному участию по ключевым для КНР направлениям торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в регионе, в результате чего форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), насчитывающий 21 страну-участницу, расценивается Китаем как наиболее перспективная по сравнению с другими действующими в АТР организациями структура международного экономического и научно-технического сотрудничества в области региональной торговли, взаимного инвестирования и обмена научной информацией и технологиям8.
Тем не менее, отсутствие в нынешней Азии межгосударственной структуры типа Европейского Союза (ЕС) активизирует как процесс дальнейшей институционализации АТЭС, так и поиски идей и концепций развития субрегиональных интеграционных группировок, таких как экономический союз стран Восточной Азии (СВА), или Японии, Китая и Южной Кореи, на основе сравнительных преимуществ Японии в науке и технике, Китая с Сянганом в использовании капитала и людских ресурсов и Южной Кореи в информационных технологиях и транзитных авиаперевозках; единое таможенное, а в дальнейшем экономическое и валютное пространство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и СВА, которые, являясь одновременно и экономическими конкурентами, и партнерами, экономически взаимно дополняют друг друга, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан и подразумевающая взаимодействие в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская сфера и водохозяйственный комплекс, в отношении которой на настоящий момент преобладают не оформленные в реальные проекты задумки и не подкрепленные финансами ожидания.
Экономическое развитие Китая на основе интеграции в мировую экономику, с одной стороны, формирует новые, более амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.
Ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» – но без форсирования демократических преобразований – Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.
Первое – выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене.
Второе – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой».
Третье – активизация роли Китая в региональных политических форумах, таких как Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически – штаб-квартира ШОС расположена в Пекине.
Четвертое – активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три»9.
Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важный источник поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической продукции – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайской продукции и услуг рабочей силы10.
Китай - одна из совсем немногих развивающихся стран, которые извлекли выгоды от глобализации в последние два десятилетия. За это время Китай ускорил свою интеграцию в мировую экономику. Рост объемов внешней торговли и прямых иностранных инвестиций – важные факторы дальнейшего устойчивого экономического развития страны. Китайские руководители возлагают большие надежды на расширение политики открытости внешнему миру, которая должна способствовать решению сложных проблем, возникающих в ходе проведения экономической реформы.
Таким образом, в настоящее время КНР проявляет крайнюю заинтересованность в международной экономической интеграции и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых правил игры как на региональных и субрегиональных, так и на мировых рынках
2.3 Китайско-российские отношения
Российско-китайские отношения начали развиваться еще со времен СССР. После образования КНР 1 октября 1949 г., уже 2 октября 1949г. были официально установлены дипломатические отношения между Россией и Китаем. Это и положило начало современным отношениям между двумя странами.
16 июля 2001 г. Президентом РФ и Председателем КНР в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Документ, который является основополагающим для российско-китайских отношений, охватывающий все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Данный документ был заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.
В октябре 2011 г. в Пекине был подписан Меморандум между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области модернизации экономики, который будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения российскими компаниями предпринимательской деятельности, содействовать реализации совместных проектов, инвестированию в инновационные технологии, продвижению на рынок современных конкурентоспособных продуктов.
С 2000 по 2011 гг., российско-китайская торговля показывала высокие темпы роста и в среднем ежегодно увеличивалась на 30%. В 2012 г. объем двусторонней торговли достиг наиболее высокого уровня – $87,5 млрд. превысив показатель 2000 г. более чем в 13 раз (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Товарооборот между Россией и Китаем в 2000-2012 гг.
Годы |
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо (млрд. долл.) | |||
Всего млрд. долл. |
Темпы прироста, % |
Всего млрд. долл. |
Темпы прироста, % |
Всего млрд. долл. |
Темпы прироста, % | ||
2000 |
6,2 |
5,2 |
0,9 |
4,3 | |||
2001 |
7,2 |
16,9 |
5,6 |
6,6 |
1,6 |
73,4 |
3,9 |
2002 |
9,2 |
27,6 |
6,8 |
22,2 |
2,4 |
45,9 |
4,4 |
2003 |
11,6 |
25,2 |
8,2 |
20,8 |
3,3 |
37,7 |
4,9 |
2004 |
14,8 |
28,4 |
10,1 |
22,4 |
4,7 |
43,6 |
5,3 |
2005 |
20,3 |
36,7 |
13,0 |
29,1 |
7,3 |
53,1 |
5,8 |
2006 |
28,7 |
41,2 |
15,8 |
20,8 |
12,9 |
77,8 |
2,8 |
2007 |
40,3 |
40,6 |
15,9 |
0,9 |
24,4 |
89,1 |
-8,5 |
2008 |
55,9 |
38,7 |
21,1 |
33,0 |
34,8 |
42,4 |
-13,6 |
2009 |
39,5 |
-29,4 |
16,7 |
-21,2 |
22,8 |
-34,3 |
-6,2 |
2010 |
59,3 |
50,3 |
20,3 |
21,8 |
39,0 |
71,2 |
-18,7 |
2011 |
83,5 |
40,8 |
35,2 |
73,4 |
48,3 |
23,9 |
-13,1 |
2012 |
87,5 |
4,8 |
35,7 |
1,4 |
51,8 |
7,2 |
-16,1 |
Источник: По данным ФТС России http://www.customs.ru/
Китай в настоящее время является первым по значению торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья. Товарооборот с Китаем за 2012 г. составил $87,5 млрд 11. В общем товарообороте РФ доля торговли с КНР составляет 10,5% 12. По прогнозам к 2015 г. товарооборот с Китаем составит до $100 млрд13.
Россия по объему товарооборота занимает девятое место в списке внешнеторговых партнеров КНР (после Японии, США, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня, Германии и Сингапура). В общем товарообороте КНР доля РФ составляет 2,4%.
Ведущими составляющими российского сырьевого экспорта являются черные металлы, удобрения, машины и оборудование, цветные металлы, химические товары, минеральное топливо и масла, рыба и морепродукты. На их долю в целом приходится 89,9% общего объема экспорта России, а на машинотехническую продукцию - 18%.
Под влиянием мирового финансового кризиса в 2009 г. объем российско-китайской торговли значительно снизился, впервые показав отрицательный рост. Но уже в 2010 г. объем российско-китайской торговли увеличился до $59,3 млрд., превысив, таким образом, показатель докризисного уровня 2008 г. и увеличившись на 50,3% по сравнению с показателем 2009 г..
В докризисный период экспорт и импорт увеличивались высокими темпами, экспорт из России превышал над импортом из Китая. В 2007 г. произошло увеличение импортных поставок из Китая, а за счет того что экспортные поставки из России увеличились лишь 0,9%, импорт из Китая превысил экспорт из России. В результате этого превышения, в 2007 г. впервые торговый баланс сложился с отрицательным для России сальдо в $8,5 млрд.. В последующем эта тенденция получила дальнейшее развитие, и в 2010 г. отрицательное сальдо достигло наибольшего значения в $18,7 млрд.
В структуре российского экспорта в Китай основная доля поставок приходится на минеральные продукты (в основном продукцию топливно-энергетического комплекса) – 72,4% всего объема экспорта, продукцию химической промышленности, древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 3,9% продовольственных товаров и с/х сырья – 2,7%, металлов и изделий из них – 1,4%. Наименьшую долю в российском экспорте составляют текстильные изделия и обувь. Их доля по результатам 2011 года составила 0,1% (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Товарная структура экспорта России в Китай
Показатели |
2000 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Экспорт - всего, в том числе |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольственные товары и с/х сырье |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
0,6 |
4,3 |
4,7 |
2,7 |
Минеральные продукты |
7,1 |
43,2 |
44,4 |
56,4 |
49,3 |
55,6 |
72,4 |
Продукция химической промышленности, каучук |
15,2 |
12,0 |
15,3 |
13,9 |
12,9 |
13,9 |
9,8 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
14,5 |
14,7 |
21,3 |
15,5 |
15,3 |
14,2 |
9,5 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
Металлы и изделия из них |
28,5 |
9,8 |
5,1 |
5,3 |
9,0 |
3,4 |
1,4 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
13,7 |
13,0 |
6,7 |
4,4 |
6,2 |
5,2 |
2,4 |
Информация о работе Современное экономическое положение Китая