Современные тенденции инвестиционной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала государства. Увеличение их объемов в реальном секторе оказывает положительное воздействие на ведение бизнеса на отдельных территориях, что ведет к росту валового национального продукта в целом, повышает активность страны на внешнем рынке. По существу инвестиционная деятельность занимает ключевое место в проведении крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития государства.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики 

и менеджмента

 

 

 

 

Реферат  по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций»:

Современные тенденции  инвестиционной политики в РФ

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании  экономического потенциала государства. Увеличение их объемов в реальном секторе оказывает положительное воздействие на ведение бизнеса на отдельных территориях, что ведет к росту валового национального продукта в целом, повышает активность страны на внешнем рынке. По существу инвестиционная деятельность занимает ключевое место в проведении крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития государства. Соответственно, с позиции успешной реализации намеченной Правительством модернизации экономики Российской Федерации, проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является в настоящее время одной из узловых.

Современная отечественная деловая  среда, к сожалению, не является благоприятной  для наращивания объемов инвестиций в субъектах Российской Федерации. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегалополисах и в богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы России, а их большая часть, в которых размещены перерабатывающие и обрабатывающие отрасли, не являются привлекательными для инвесторов. Они не имеют возможности использовать экономический потенциал страны, который определяется ее национальным богатством.

Напомним, что в расширенном  понимании национальное богатство  не однородно и в поэлементном представлении оно включает в себя физический капитал, человеческий капитал и природный капитал. Нельзя сказать, какой из этих элементов важнее, поскольку они тесно взаимосвязаны функционально.

Для решения обозначенной проблемы в России сегодня требуется построение эффективной инвестиционной политики государства, которая должна включать совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности, направленных на обеспечение условий расширенного воспроизводства национального богатства.

Экономический рост сегодня определяется способностью государства эффективно управлять инвестиционным процессом. Инвестиционные ресурсы являются источником воссоздания отечественной конкурентоспособной производственной базы, формирующей перспективы общественного развития в целом. Соответственно, в первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины низких темпов развития российской экономики: незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность основных средств, структурные деформации социально-экономического развития регионов, неравномерное и социально-опасное распределение оплаты труда и иных благ в обществе. Для достижения ключевых целей и практической реализации намеченной модернизации российской экономики требуется определить базовые принципы формирования и осуществления инвестиционной политики государства.

Поскольку инвестиционная политика является важным рычагом воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов, то в сложившихся условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться на развитии четырех базовых принципов:

1) осуществление концентрации  инвестиционных ресурсов на стратегических направлениях инвестиционных программ;

2) организация взаимодействия  государства с бизнесом в целях  мобилизации инвестиционного потенциала и реализации взаимных интересов предприятий и регионов в формировании инвестиционной политики;

3) совершенствование  законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

5) осуществление постоянного  мониторинга положительных и  отрицательных моментов социально-экономического развития.

Государственная инвестиционная политика обязана иметь строгую целевую  ориентацию в соответствии с принятой концепцией и принципами государственной инвестиционной стратегией. В условиях ограниченных финансовых ресурсов инвестиционная политика должна быть четким отражением политики модернизации экономики. Современные тенденции в управлении отечественной экономикой определены тем, что государство на качественно новой основе усиливает свою экономическую и инвестиционную функцию, связанную с корректировкой рыночных регуляторов и механизмов. Государственная структурная политика и мероприятия по ее реализации должны быть основой организации инвестиционного процесса в России.

Кроме того, на наш взгляд, целесообразно  в экономике Российской Федерации  установить четкое разграничение функций  федерального, регионального и корпоративного уровней управления инвестиционным процессом, с закреплением источников финансирования инвестиций законодательным путём.

Под инвестиционной политикой государства на федеральном  уровне понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов Федерации с целью активизации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства, решения социальных и экологических проблем.

Федеральная государственная инвестиционная политика включает формирование комплекса  взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Другими словами, это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Правительством  Российской Федерации формирование инвестиционной политики государства возложено на Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства, который является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющим функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика на федеральном уровне должна, кроме  того, активизировать инвестиционную деятельность и на уровне регионов, и на уровне предприятий, ее основными принципами могут быть следующие.

1. Государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения.

2. Целенаправленность  инвестирования. На федеральном  уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации. Это связано с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретные особенности и практическую пользу.

3. Ориентиры на эффективное  инвестирование. Инвестиции должны  приносить прибыль или иной полезный эффект, ограничиваемые целями конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми для реализации ресурсами. Целесообразно инвестировать проекты, эффективность которых объективно подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, в первую очередь инвестиции надо направлять на стратегически важные или некапиталоемкие проекты, ориентированные на конкретные рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию промышленной базы. Следует отказываться от финансирования безнадежно убыточных предприятий или от создания новых производств продукция, которых не конкурентоспособна или не имеет доступного рынка сбыта.

4. Общенациональная значимость, что не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии и аккумулирование корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя интересы общества в целом. Зачастую интересы различных групп пересекаются и тормозят развитие экономики. Поэтому основным условием реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации инвестиционных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя органы государственной власти.

5. Необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов.

6. Наделение органов  государственной власти субъектов  Федерации широкими полномочиями по экономическому (в первую очередь налоговому) регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность.

7. Разработка и применение  единых общероссийских нормативно-законодательных  основ залогового права, предусматривающих,  в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.

8. Стремление к достижению  структурного равновесия. Каждое  структурное соотношение в региональной  экономике нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития и текущего состояния. Предельные соотношения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактики реализации того или иного проекта. При этом допускается вмешательство государства в решение жизнеобеспечивающих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.

Кроме федеральной государственной  инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и корпоративную инвестиционную политику. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является федеральная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой  понимается обеспечение инвестиционной поддержки приоритетных отраслей и предприятий, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и увеличение объемов инноваций, а также установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой  понимается формирование системы приоритетов и мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической и социальной  политикой, проводимой в регионе;

- величиной имеющегося производственного потенциала;

- природно-климатическими  условиями;

- оснащенностью энергосырьевыми  ресурсами;

- географическим местонахождением  и геополитическим положением;

- состоянием окружающей  среды;

- демографической ситуацией;

- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Цели инвестиционной политики региона могут быть разнообразными, главная проблема состоит сегодня в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам, как внутренней экономической политике региона, так и глобальной цели социально-экономического и экологического развития страны.

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие задачи региональной инвестиционной политики государства, которые заключаются в следующем:

- расширение объема и повышение  эффективности инвестиций за  счет совершенствования их структуры;

- приоритетное развитие производств,  имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;

- превращение государственных  инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики;

- создание благоприятного инвестиционного  климата в регионе как предпосылки экономического роста.

Стратегической генерализированной целью перспективной региональной инвестиционной политики является создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства в субъектах Федерации.

Целями текущей инвестиционной политики регионов России являются:

- структурная перестройка  региональной экономики и социальной  сферы;

- достижение экономической  самостоятельности и обеспечение  экономической безопасности региона;

Информация о работе Современные тенденции инвестиционной политики в РФ