Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:58, реферат
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала государства. Увеличение их объемов в реальном секторе оказывает положительное воздействие на ведение бизнеса на отдельных территориях, что ведет к росту валового национального продукта в целом, повышает активность страны на внешнем рынке. По существу инвестиционная деятельность занимает ключевое место в проведении крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития государства.
- рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы, развитие экспортноориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания;
- выделение приоритетных
инвестиционных проектов
Целью работы Экспертного Совета является: обоснование приоритетов, содействие реализации региональной инвестиционной политики и приоритетных инвестиционных проектов; привлечение инвестиций в регионы, в том числе на принципах государственно-частного партнерства; формирование благоприятной рыночной среды; укрепление экономики Российской Федерации и интеграция субъектов Федерации в российскую и мировую экономику.
Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи сегодня следующие особенности.
Во-первых, это децентрализация инвестиционных процессов. Происходит передача ряда централизованных управляющих функций в пользу региональных властей. В настоящее время ни в одном из регионов России не проводится комплексная инвестиционная политика, поэтому инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. При этом экономическая политика региональных властей идет по пути постепенного сокращения объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в капитальных вложениях регионов сегодня незначительна. Таким образом, современная инвестиционная политика регионов характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.
Во-вторых, наблюдается
переход к преимущественно
Резервами внедрения новых форм государственного управления инвестиционными процессами в регионах России можно назвать: механизм долевого участия государства в инвестиционных проектах и программах; стимулирование фондового рынка; разработка и внедрение четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов.
Под корпоративной инвестиционной политикой понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное инвестирование собственных, заемных и других средств с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе, обеспечение хозяйственной деятельности в режиме расширенного воспроизводства. Инвестиционная политика коммерческого предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.
При разработке корпоративной инвестиционной политики необходимо придерживаться следующих принципов:
- нацеленность инвестиционной
политики на выполнение стратег
- учет инфляции и факторов риска;
- экономическое обоснование инвестиций;
- формирование оптимальной
структуры портфельных и
- ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности, исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
- выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке корпоративной инвестиционной политики.
Для того чтобы выйти на качественно
новый уровень социально-
В заключении можно сделать вывод о том, что основной задачей государственной инвестиционной политики в России является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала регионов страны. Ее основные направления связаны с мерами по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, по увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного социально-экономического развития, по повышению уровня и качества жизни населения, по улучшению экологической обстановки.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Инвестиционный климат в нашей стране неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, относительно высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Теперешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, чтобы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.
Анализируя сложившийся
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции – это не более чем “надувательство”, и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного голода в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), – постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного- реформирования, правовой режим непостоянен. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона об инвестициях. Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации
инвестиционного климата
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального
- радикализация борьбы с
- торможение инфляции всеми
известными в мировой практике
мерами за исключением
- пересмотр налогового
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство
системы оплаты объектов за
конечную строительную
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
- принятие законов о концессиях
и свободных экономических
- создание системы приема
- создание в кратчайшие сроки
Национальной системы
- разработка и принятие
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Информация о работе Современные тенденции инвестиционной политики в РФ