Современные тенденции инвестиционной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала государства. Увеличение их объемов в реальном секторе оказывает положительное воздействие на ведение бизнеса на отдельных территориях, что ведет к росту валового национального продукта в целом, повышает активность страны на внешнем рынке. По существу инвестиционная деятельность занимает ключевое место в проведении крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития государства.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

- рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы, развитие экспортноориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания;

- выделение приоритетных  инвестиционных проектов исходя  из интересов регионального инвестиционного комплекса.

Региональная  инвестиционная политика государства  направлена на стимулирование деловой активности в субъектах Российской Федерации с помощью комплекса мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области  инвестиционной деятельности. Ее формирование сегодня возложено на Экспертный Совет по региональной инвестиционной политике при Министерстве регионального развития Российской Федерации, а также на соответствующие органы в самих регионах.

Целью работы Экспертного Совета является: обоснование приоритетов, содействие реализации региональной инвестиционной политики и приоритетных инвестиционных проектов; привлечение инвестиций в регионы, в том числе на принципах государственно-частного партнерства; формирование благоприятной рыночной среды; укрепление экономики Российской Федерации и интеграция субъектов Федерации в российскую и мировую экономику.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации  присущи сегодня следующие особенности.

Во-первых, это децентрализация  инвестиционных процессов. Происходит передача ряда централизованных управляющих функций в пользу региональных властей. В настоящее время ни в одном из регионов России не проводится комплексная инвестиционная политика, поэтому инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. При этом экономическая политика региональных властей идет по пути постепенного сокращения объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в капитальных вложениях регионов сегодня незначительна. Таким образом, современная инвестиционная политика регионов характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Во-вторых, наблюдается  переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Уход государства от роли главного распределяющего инвестиционного института к новой роли собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта, кредитора. К новым формам государственного воздействия на инвестиционные процессы в регионах можно отнеси: формирование инвестиционного бюджета, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционерных предприятий посредством управления пакетом акций, принадлежащих государству.

Резервами внедрения  новых форм государственного управления инвестиционными процессами в регионах России можно назвать: механизм долевого участия государства в инвестиционных проектах и программах; стимулирование фондового рынка; разработка и внедрение четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов.

Под корпоративной инвестиционной политикой  понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное инвестирование собственных, заемных и других средств с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе, обеспечение хозяйственной деятельности в режиме расширенного воспроизводства. Инвестиционная политика коммерческого предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.

При разработке корпоративной  инвестиционной политики необходимо придерживаться следующих принципов:

- нацеленность инвестиционной  политики на выполнение стратегических планов предприятия и достижение финансовой устойчивости;

- учет инфляции и  факторов риска;

- экономическое обоснование  инвестиций;

- формирование оптимальной  структуры портфельных и реальных  инвестиций;

- ранжирование проектов  и инвестиций по их важности  и последовательности, исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

- выбор надежных и  более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке корпоративной инвестиционной политики.

Для того чтобы выйти на качественно  новый уровень социально-экономического развития страны, необходима концентрация инвестиций в точках качественного мультипликативного роста. Инвестиционные ресурсы, которыми располагает общество в целом, должны направляться в проекты, исходя из степени их приоритетности и значимости. Соответственно регионы, в которых размещаются конкретные участники инвестиционного процесса и в которых реализуются те или иные проекты, должны обладать надлежащей информацией о комплексном эколого-социально-экономическом развитии территории. Это требуется для расширения производства, развития и совершенствование инфраструктуры, обеспечения пропорциональности развития между отраслями, и, соответственно, для улучшения экологической обстановки и социального положения в обществе.

В заключении можно сделать  вывод о том, что основной задачей государственной инвестиционной политики в России является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала регионов страны. Ее основные направления связаны с мерами по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, по увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного социально-экономического развития, по повышению уровня и качества жизни населения, по улучшению экологической обстановки.

Инвестиционный климат в России и пути его улучшения


В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат в нашей  стране неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные  ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, относительно высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Теперешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, чтобы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия  населения  государству,  а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата. Ранжирование   стран   мирового   сообщества   по   индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной   привлекательности страны и “барометром” для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Притоку в инвестиционную сферу  частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,     несовершенство     законодательства,     неразвитость производственной   и   социальной   инфраструктуры,   недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую    экономику    объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и субъектами Федерации,    наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства,  непрерывным   падением  курса  рубля  и  его  не конвертируемостью и др.

Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции – это не более чем “надувательство”, и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного голода в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему   агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), – постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного- реформирования, правовой режим непостоянен. В ближайшей   перспективе   законодательная   база   функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона об инвестициях. Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.   Большую роль сыграет также законодательное определение  прав  собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный   информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер,    направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в  качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия  между различными властными структурами,  социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми  известными в мировой практике  мерами за исключением невыплаты  трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства  в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств  предприятий и населения    на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство  системы оплаты объектов за  конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот  банкам, отечественным и иностранным  инвесторам, идущим на долгосрочные  инвестиции с тем, чтобы полностью  компенсировать им убытки от  замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации инвестиционного  климата необходимо отметить:

- принятие законов о концессиях  и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного  капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок “под ключ”;

- создание в кратчайшие сроки  Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы  укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Привлечение в широких масштабах  национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально  ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести  в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой   управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского   общества.   Привлечение   иностранного   капитала  в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно  и  только  умножают  государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении,  обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Информация о работе Современные тенденции инвестиционной политики в РФ