Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 11:18, курсовая работа
Целью исследования данной работы служит глубокое изучение современных теорий в международной торговле. Для раскрытия данной тематики необходимо раскрыть следующие задачи:
понять в чем заключаются проблемы и перспективы для развития международной торговли;
как можно подробнее раскрыть сущность классических теорий международной торговли;
рассмотреть современные подходы к изучению внешней торговли.
Введение …………………………………………………………...……с. 3-4
Глава 1. История развития теории международной торговли……….……с. 5-9
1.1.Меркантилизм…………………………………………………….....с. 5-6
1.2. Классические теории внешней торговли………………….……с. 6-9
Глава 2. Современные теории международной торговли……...…….....…с. 9-15
2.1. Неоклассические подходы……………………………..……..…с. 9-11
2.2. Неотехнологические подходы……………..……………………с. 11-15
Глава 3. Современные перспективы и тенденции развития
торгово-экономических отношений Российской Федерации……………..с. 15-19
Заключение………………………………………………...……………с. 20-21
Список используемой литературы..…….….……………..…………...с. 22-23
Василий Леонтьев уже к концу 40-х годов поставил под сомнение безупречность теоремы Хекшера – Олина. Посредством модели межотраслевого баланса, созданного им, который позволил исследовать импортную и экспортную структуру, Леонтьев пришел у удивительным заключениям, которые в последствие получили название «Парадокс Леонтьева».
В. Леонтьев показал, что в 1947 г. США, которые все считали страной с избыточным капиталом, экспортировали не капиталоемкие, а трудоемкие товары, принцип же теории Хекшера – Олина, должен приводить к совершенно обратным результатам. Во время исследований Леонтьев хотел доказать следующее:
1) справедливость теории Хекшера — Олина;
2) экономика США, имеет
избыточный капитал, по сравнению
со своими торговыми
Леонтьев вычислил соотношение размера основного капитала и числа рабочих в экспортных и замещающих импортом производственных отраслях США в 1947 г. Удивительные результаты, которые получил Леонтьев, привели в замешательство не только его, но и многих экономистов: выяснилось, что в 1947 г. США совершали обмен не капиталоемких товаров при помощи трудоемких. Основной параметр соответствовал лишь 0,77, хотя, основываясь на теории Хекшера — Олина, данный показатель должен превышать 1,00.
Посредством современных компьютерных средств, в 1987 году такими экономистами как Л. Свейскаус, Э. Лимер и Г. Боуэн, были рассчитаны 27 стран и их 12 факторов производства. Вычисления показали, что для 2\3 факторов производства торговля, основанная на них, подтверждала теорему Хекшера — Олина не более чем в 70 % случаев.
Для того чтобы как-то объяснить «Парадокс Леонтьева» были разработаны следующие положения
1) дифференцирование факторов
производства: необходимо рассмотреть
качество и разновидность таких
соединенных факторов
2) существование обратной
связи между факторами
Впервые американский экономист Б. Минхас доказал обратимость факторов производства еще в начале шестидесятых годов.
При многократных исследованиях были выявлены два основных результата:
1) существование «парадокса» в послевоенных период, было подтверждено;
2) представление о значительной обеспеченности факторами и интенсивности их использования было улучшено.
Теорию Хекшера — Олина первый результат опровергал, второй -подтверждал.
2.2. Неотехнологические подходы
В последние десятилетия много факторов международной торговли которые выходят за рамки схем неоклассических и классических теорий. В сфере высококачественных изменений в международной торговле нужно отметить, что согласно классическим теориям, нет торгового увеличения между уже развивающимися и уже развитыми странами, которое должно обогатить взаимно и тех и других, а явно видно увеличение международной торговли между развитыми странами. Другой факт торговли в современном мире, который не признает объяснения от неоклассических положений является резким увеличением в мировом товарообороте, который приходится на торговлю между фирмами. Производственные поставки между филиалами современных транснациональных корпораций (ТНК), которые расположены в различных частях света, представляют собой по форме международную торговлю, но согласно содержанию радикально отличаются от экспортно-импортных сделок независимых государств как субъектов внешнеэкономических отношений. Торговля фирм внутри ТНК выполняется по ценам трансферта, которые в зависимости от общих интересов управляющей компании ТНК, могут значительно отклоняться от цен на рынке. Попытки объяснить новые явления в мировой торговле привели к появлению следующих теорий
Согласно теории технологического разрыва, торговля между странами выполняется даже при идентичной нацеленности факторами производства и может вызываться техническими изменениями, которые возникли в какой-то одной отрасли у одной из торгующих стран, потому, что технические инновации изначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет делать товары с меньшими расходами. Если новшество состоит в производстве нового продукта, бизнесмен этой страны обладает так называемой "квазимонополией", иначе, получает дополнительную прибыль, экспортируя новые товары. В связи с этим появилась новая оптимальная стратегия: выпускать дефицитный товар, который необходим всем или многим, вместо более дешевого. Когда технология производства данного товара будет изучена, придется осваивать производство нового не распространенного товара.
При появления технических инноваций образуется так называемый "технологический разрыв", между странами, которые обладают и не обладают этими новшествами. Как только страны смогут копировать нововведения других стран, разрыв будет непреодолимо сокращаться
Одной из самой популярной теорией неотехнологического направления можно считать теорию «Цикла жизни продукта». Цикл жизни продукта покрывает четыре стадии - внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии разрабатывается новая продукция для удовлетворения возникшей внутренней потребности страны. Следующая стадия подразумевает повышенный спрос продукт, что соответственно приводит к увеличению производства этой продукции и постепенное распространение во многих развитых странах. Для стадии зрелости становиться приоритетным крупносерийное производство, где преобладает ценовой фактор. В тоже самое время перемещение производственной технологии продукта в менее развитые страны, которые из-за низкой цены факторов производства накапливают у себя главный выпуск данной продукции, начиная обеспечивать при этом нужды мирового рынка, включат те страны которые во главе этого производства.
Главным примеров может служить подъем отраслей производства бытовой электроники и техники в странах Юго-Восточной Азии. При этом есть множество товаров, которые на подтверждают данную теорию. К примеру, производство атомных реакторов, высокотехнологичных вооружений, суперкомпьютеров, все еще концентрируются в известных странах, которые обладают преимуществом при их производстве.
Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ. М. Портер полагал, что теории Хекшера – Олина и Д. Риккардо за последние десятилетия потеряли практическую ценность, поскольку было разорвана связь между зависимостью конкурентоспособных отраслей от имеющихся в стране факторов производства. В своей теории М. Портер выделил такие детерминанты как: наличие родственных и поддерживающих отраслей, которые могут конкурировать на международном рынке, факторы производства определенного количества и качества, структура и стратегия фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке, качественные и количественные параметры спроса, условия внутреннего спроса на продукцию, которые формируют среду, для развития конкуренции.
Перечисленные детерминанты конкурентного преимущества образовывают систему, которая взаимно усиливает и обусловливает развитие друг друга. К вышеперечисленным можно добавить еще два фактора, которые серьезно влияют на обстановку в стране: действия правительств и случайные события. Рассматривать характеристику экономической среды, в которой формируются конкурентоспособные отрасли, необходимо в динамике, как гибкую развивающуюся систему.
В 80-х годах XXв. начинает свое развитие теория специализации производства, которая была изложена экономистами П. Кругманом и К. Ланкастером. Согласно этому подходу, страны имеющие одинаковую обеспеченностью факторами производства могут извлекать самую максимальную выгоду из товарооборота друг с другом, если их специализация в различном производстве, будет характеризоваться масштабным эффектом. Сущность этого известного эффекта из микроэкономической теории заключена в том, что при определенной технологии и производственной организации долгосрочные средние расходы уменьшены в процессе увеличения объема продукции которая выпускается, т.е. начинается экономия, которая обусловлена масштабным производством.
В тоже самое время реализация масштабного эффекта приводит к монополизации и концентрации производства, которая рушит конкурентную борьбу в международной торговле. Рыночная структура меняется.
В теории внешнеторговой деятельности фирм не отдельно взятое государство, а международная фирма действует как объект анализа. Объективным обоснованием такого подхода служит общепризнанный научно-экономический факт: практически все внешнеторговые операции будут представлять собой обмен между фирмами:
Внутрифирменная торговля основана на обмене не законченными продуктами и запасными частями, которые используются при сборке изделия, предназначающегося для продажи на мировом рынке. Таким образом, статистика внешней торговли свидетельствует о том, что данная торговля быстро простирается между странами, где есть крупнейшие транснациональные корпорации.
Также отмечаем, что существует много других теорий международной торговли, однако все они, включая вышеизложенные, нуждаются в дальнейшем развития и адаптации к быстро меняющимся условиям современной международной торговли.
3. Современные перспективы и тенденции развития торгово-экономических отношений Российской Федерации.
Торговая политика, которая проводится в данный момент Россией, постепенно повышает внешнеэкономическую активность и сконцентрирована на обеспечении международной поддержки реформ, выполненных ею и на создании прочных связей для торговых и экономических отношений. Внешняя торговля России постепенно начинает стимуляцию экономического роста, расширение производства в наиболее конкурентоспособных отраслях за пределами своих национальных потребностей, способствовать вовлечению иностранных инвестиций на внутреннем рынке, а также внедрение новых технологий.
Одно из самых важных условий увеличения эффективности внешнеэкономических отношений России - активный поиск альтернативных связей для торговли и экономического сотрудничества, привлечение к орбите делового взаимодействия новых инвесторов. Рассматривая географию внешней торговли России, нужно отметить, что в современных условиях она насчитывает больше чем 200 торговых и экономических партнеров. Таким образом, более 65% товарооборота внешней торговли приходится на европейские страны, 23% на страны Азии, 10% на страны Америки и 1,2% на страны Африки, Австралии и Океании.
До сих пор в России существует экономика открытого рынка, и российские предприятия с успехом осваивают практику для проведения внешнеэкономических операций в условиях открытой экономики.
В области развития законодательства и использования инструментов политической торговли была создана система регулирования внешней торговли товарами, которая основывается на следующих принципах:
- сокращения
административных методов
- либерализации
деятельности внешней торговли
расширением числа ее
- использование главным образом экономических методов регулирования, таких как таможенные тарифы, внутренние налоги, регулирование обменного курса национальной денежно-кредитной валюты.
В области торговли и политических взаимоотношений были выделены предпосылки для постепенного перехода от исключительно двустороннего до многостороннего взаимодействия. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков продаж товаров и услуг вызывают потребность в активном государственном участия для международных и региональных ассоциаций и организаций, которые в свою очередь, предопределяют потребность высококачественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенных дел. Теперь таможенная система и деятельность околотаможенных сфер модернизирована и улучшена.
В условиях увеличения внешней открытости национального хозяйства происходит повышение требований к выполнению единой государственной торговой политики, направленной на увеличение эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса, укрепление его конкурентоспособности. Кроме того, дополнительные меры для того, чтобы преодолеть ограничения дискриминации на российский экспорт и обеспечить эффективную защиту внутреннего рынка от несправедливой иностранной конкуренции, просто необходимы.
Диверсификация отраслевой и товарной структуры международной торговли и разработка современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли может служить одним из наиболее важных фактором для увеличения не только конкурентной борьбы, но и для стабилизации внешнеэкономических связей России. Она может выступать средством для сохранности стабильности при снижении цен на мировом рынке сырья и топлива.
Развитие экспорта услуг, прежде всего транспортных, и в особенности в области транзита (включая воздушный и наземный транспорт) должно стать важным руководством к увеличению разнообразия экспорта.
Расширению
круга участников операций по
внешней торговле и
Основной элемент создания благоприятной торговли и политических условий для развития международной торговли товарами, услугами и инвестициями - это прекращение на выгодных условиях для России процесса вступления в многостороннюю систему регулирования. Это даст возможность выполнить переход от двусторонних договорно-правовых отношений, к многосторонним.
Информация о работе Современные теории международной торговли