Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:44, курсовая работа
Для подробного изучения выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов,
-раскрыть социально-экономическую сущность циклов,
- показать воздействие цикличности колебаний на национальное производство и занятость,
- рассмотреть основные фазы цикла
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа воспроизводственного цикла
1.1. Экономический рост, его сущность и формы
1.2. Экономические циклы, их виды
1.3. Государственное антициклическое регулирование
Глава 2. Проявление цикличности в экономике современной России
2.1. Особенности проявления цикличности в экономике России
2.2. Динамика цикличности российской экономики
2.3. Меры государственного регулирования цикличности в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом,
кризис, созидательно разрушая экономику,
сам формирует предпосылки
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний. Однако, несмотря на значительные различия взглядов и расстановки акцентов при выработке антициклической политики, мы все же можем говорить о том, что все концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое из них ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Их различие можно представить в виде таблицы.
Признаки |
Неокейнсианство |
Неокенсерватизм |
Ориентация |
На спрос |
На предложение |
Цели |
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) |
Приоритеты регулирования |
|
1.Кредитно-денежная политика 2.Налогово-бюджетная политика |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для целей. Сторонники кейнсианских взглядов больше внимание уделяют бюджетной политике и налоговой политике. Сторонники же неоконсервативных взглядов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на
такие, казалось бы существенные различия,
есть общее понимание этими
Существует и общее
понимание того, какова должна быть
в целом линия поведения
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную.
Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика так называемых дешевых денег. Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.
Рассмотрим, что же происходит в обратном случае, т.е. в период подъема экономической конъюнктуры. Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.
В кредитно-денежной политике начинает проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, либо в долгосрочном плане политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В целом, говоря
о политике, которую должно проводить
государство в целях сглаживани
В современных условиях возникает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.
Первое –
это явление синхронизации
Второе, что важно отметить – это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т. п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. д.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.
Таким образом, экономические циклы являются общей чертой экономического развития для всех стран с рыночной экономикой
Кризис конца XX в. В России, предпосылки для которого вызревали долго и упорно, оказался на редкость тяжелым и длительным, синтезируя общецивилизационные трудности болезненного перехода к новому историческому циклу со специфическими для страны и ее ближайших соседей трудностями и противоречиями.
К началу 90-х годов в стране сложилась критическая ситуация, делавшая неизбежным глубокий и затяжной общесистемный кризис, который охватил все стороны жизни общества.
Общемировые тенденции были усугублены рядом внутренних противоречий и разрушительных тенденций, отражавших специфические условия развития страны:
-Разгосударствление экономики, стремительный размах первоначального накопления капитала и роста теневой экономики, неэффективный размах приватизации;
-разрушение
единого экономического, научно-технического
и социально-политического прос
-резкое ухудшение
положения страны в мировом
хозяйстве распада СЭВ и
-ошибочная диагностика кризиса и неумение выработать эффективную экономическую и социальную политику, обеспечивающую выход из кризиса в сжатые сроки с относительно меньшими потерями для государства и населения.
Страны Восточной Европы смогли выйти из кризиса за три-четыре года и встать на путь устойчивого экономического роста, а в России и других странах СНГ кризис затянулся и приобрел угрожающий для будущего страны характер.
Однако с 1999 года начинается посткризисный период в российской экономике. Для нее посткризисный период один из самых успешных не только за время реформ, но и за всю послевоенную историю. За 4 года ВВП увеличился на 28%, объем промышленного производства-35%, оборот розничной торговли-23%, инвестиций в основной капитал – на 40%. Значительно возросла эффективность производства: производительность труда – на 33%, энергосбережение – на 17%.
Посткризисный период экономического развития России можно четко разделить на два этапа.
Первый этап – 1999-2000 гг. – характеризовался сверхвысокими темпами роста не только промышленного производства, но и его эффективности. Это было обусловлено комплексом взаимосвязанных макроэкономических изменений в российской экономике, вызванных девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть:
-возник мощный поток доходов от экспорта, что, благодаря монетизации экономики, стимулировало увеличение внутреннего платежеспособного спроса;
Предприятия внутренне ориентированных отраслей, защищенные от импорта низким обменным курсом рубля, смогли уловить расширение внутреннего спроса и увеличить выпуск продукции. В результате возник еще один поток доходов, который также способствовал расширению внутреннего спроса;
-профицит бюджета
расширенного правительства, обусловленный
как повышением собираемости
налогов, так и снижением
Второй этап начался с 2001 и характеризовался более чем двукратным замедлением темпов промышленного роста, до 4-5% в год. Оно было вызвано в основном двумя причинами:
-исчерпанием
резервов, на которых базировался
подъем в 1999-2000 гг. к концу 2001
г. Доля свободных
Повышением реально обменного курса рубля критической отметки, за которой ценовая защита внутреннего рынка уже не компенсирует недостаточную конкурентоспособность российских производителей. Начался интенсивный рост импорта: в 2001 г. Он составил 19% при увеличении внутреннего спроса на 12,7%, в 2002 г. – соответственно 8,9%.
Испытывая значительный недостаток инвестиций для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности, Россия превратилась в крупного кредитора.
В период после краха 1998 г. Российский финансовый сектор существенно вырос, но при этом не был решен целый ряд важнейших структурных проблем. Длительность кредита, как банковского, так и облигационного, осталось небольшой (выросла с одного года до трех лет, затем снова стала снижаться в 2008 г.). Возможность привлечения долгосрочных облигационных займов на домашнем рынке по-прежнему ограничена. Пенсионная реформа так и не дала значительных средств экономике. Динамика биржевых индексов при малом обороте акций ( 75% и более удерживается основным собственником в силу наличия блокирующего пакета) чрезвычайно зависима от небольших потоков иностранного спекулятивного капитала. Не решена главная задача – использование собственных сбережений страны на цели развития.
Подъем в российской экономике в 1999-2008 гг. базировался на использовании преимущественно старых мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП ( только в 2007 г. Она поднялась на 21%). Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее использовать национальные сбережения.
Информация о работе Современный воспроизводственный цикл и его фазы