Современный воспроизводственный цикл и его фазы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Для подробного изучения выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов,
-раскрыть социально-экономическую сущность циклов,
- показать воздействие цикличности колебаний на национальное производство и занятость,
- рассмотреть основные фазы цикла

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа воспроизводственного цикла
1.1. Экономический рост, его сущность и формы
1.2. Экономические циклы, их виды
1.3. Государственное антициклическое регулирование
Глава 2. Проявление цикличности в экономике современной России
2.1. Особенности проявления цикличности в экономике России
2.2. Динамика цикличности российской экономики
2.3. Меры государственного регулирования цикличности в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, кризис,  созидательно разрушая экономику, сам формирует предпосылки выхода страны из этой тяжелой ситуации. Однако, как показал опыт Великой депрессии 1929 – 1933 гг., перестройка может сопровождаться затяжными застойными процессами. Великая депрессия стала мощным подтверждением того, что механизм саморегуляции рыночной экономики не безупречен и может давать серьезные осечки. В связи с этим в послевоенный период для стран развитой рыночной экономики становится характерным применение стабилизационных программ, ускоряющих процесс выхода из кризисов.

Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний. Однако, несмотря на значительные различия взглядов и расстановки акцентов при выработке антициклической политики, мы все же можем говорить о том, что все концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое из них ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения.  Их различие можно представить в виде таблицы.

Признаки 

Неокейнсианство

Неокенсерватизм

Ориентация 

На спрос

На предложение 

Цели

Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)

Создание стимулов деятельности отдельных фирм

(микроэкономика)

Приоритеты  регулирования 

  1. Налогово-бюджетная политика
  2. Кредитно-денежная политика

1.Кредитно-денежная политика

2.Налогово-бюджетная  политика 

Оценка роли государства

Поощрение

Ограничение




 

В зависимости  от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для целей. Сторонники кейнсианских взглядов больше внимание уделяют бюджетной политике и налоговой политике. Сторонники же неоконсервативных взглядов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы существенные различия, есть общее понимание этими концепциями  того факта, что государство в  состоянии сглаживать циклические колебания; государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

Существует и общее  понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.

Сторонники  неоконсервативных взглядов большее  внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой  активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика так называемых дешевых денег. Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются  кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Рассмотрим, что же происходит в обратном случае, т.е. в период подъема экономической конъюнктуры. Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная  политика такого периода характеризуется  повышением ставок налогов, сокращением  государственных расходов, ограничениями  в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.

В кредитно-денежной политике начинает проводится политика «дорогих денег», что означает прямо  противоположные меры: повышение  процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в  этом случае необходимо весьма осторожно  обращаться с элементами кредитно-денежной  политики, либо в долгосрочном плане политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом, говоря о политике, которую должно проводить  государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать ее как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать экономическую активность.

В современных  условиях возникает ряд новых  факторов, о которых следует сказать  особо в связи с осуществлением антициклической политики.

Первое –  это явление синхронизации экономических  циклов, наблюдающееся с 70 – 80 гг., т.е. совпадение циклических колебаний  в разных странах и регионах. Процесс  синхронизации объясняется усиливающейся  интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, приводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к отрицательным результатам в данной области. В этом отношении показателен пример Франции. В начале 80-х гг., в период, когда уже повсеместно господствовали неоконсервативные доктрины, Франция в целях борьбы с экономическим спадом ориентировалась на кейнсианские рецепты: стимулировала внутренний спрос главным образом за счет роста государственных расходов. В период, когда другие страны проводили политику экономии бюджетных средств, эти попытки Франции не могли иметь стимулирующего эффекта и вели к бессмысленному росту бюджетного дефицита. Пример Франции показал, что важно не только осознать необходимость проведения государственной антициклической политики, но и стараться согласовывать сами ее мероприятия между отдельными странами.

Второе, что  важно отметить – это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т. п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. д.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Таким образом, экономические циклы являются общей  чертой экономического развития для всех стран с рыночной экономикой

 

Глава 2. Проявление цикличности в  экономике современной России

2.1 Особенности проявления цикличности в экономике России

 

Кризис конца XX в. В России, предпосылки для которого вызревали долго и упорно, оказался на редкость тяжелым и длительным, синтезируя общецивилизационные трудности болезненного перехода к новому историческому циклу со специфическими для страны и ее ближайших соседей трудностями и противоречиями.

К началу 90-х  годов в стране сложилась критическая ситуация, делавшая неизбежным глубокий и затяжной общесистемный кризис, который охватил все стороны жизни общества.

Общемировые тенденции  были усугублены рядом внутренних противоречий и разрушительных тенденций, отражавших специфические условия развития страны:

-Разгосударствление экономики, стремительный размах первоначального накопления капитала и роста теневой экономики, неэффективный размах приватизации;

-разрушение  единого экономического, научно-технического  и социально-политического пространства в результате распада СССР, ослабление и бессилие федеральных властей в решении общих вопросов;

-резкое ухудшение  положения страны в мировом  хозяйстве распада СЭВ и разрушения  устойчивых связей с рядом  развивающихся стран, переориентация  внешней торговли на высокомонополизированные рынки с выполнением функций источника сырья и рынка сбыта готовой продукции для развитых стран, быстрый рост внешней задолженности, зависимости от кризисов на мировых финансовых рынках;

-ошибочная диагностика  кризиса и неумение выработать эффективную экономическую и социальную политику, обеспечивающую выход из кризиса в сжатые сроки с относительно меньшими потерями для государства и населения.

Страны Восточной Европы смогли выйти из кризиса за три-четыре года и встать на путь устойчивого экономического роста, а в России и других странах СНГ кризис затянулся и приобрел угрожающий для будущего страны характер.

Однако с 1999 года начинается посткризисный период в российской экономике. Для нее посткризисный период один из самых успешных не только за время реформ, но и за всю послевоенную историю. За 4 года ВВП увеличился на 28%, объем промышленного производства-35%, оборот розничной торговли-23%, инвестиций в основной капитал – на 40%. Значительно возросла эффективность производства: производительность труда – на 33%, энергосбережение – на 17%.

Посткризисный период экономического развития России можно четко разделить на два  этапа.

Первый этап – 1999-2000 гг. – характеризовался сверхвысокими  темпами роста не только промышленного производства, но и его эффективности. Это было обусловлено комплексом взаимосвязанных макроэкономических изменений в российской экономике, вызванных девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть:

-возник мощный  поток доходов от экспорта, что,  благодаря монетизации экономики, стимулировало увеличение внутреннего платежеспособного спроса;

Предприятия внутренне  ориентированных отраслей, защищенные от импорта низким обменным курсом рубля, смогли уловить расширение внутреннего  спроса и увеличить выпуск продукции. В результате возник еще один поток доходов, который также способствовал расширению внутреннего спроса;

-профицит бюджета  расширенного  правительства, обусловленный  как повышением собираемости  налогов, так и снижением государственных  расходов, обеспечил стерилизацию денежной эмиссии, вызванную увеличением сальдо торгового баланса. Это позволило стабилизировать инфляцию.

Второй этап начался с 2001 и характеризовался более чем двукратным замедлением темпов промышленного роста, до 4-5% в год. Оно было вызвано в основном двумя причинами:

-исчерпанием  резервов, на которых базировался  подъем в 1999-2000 гг. к концу 2001 г. Доля свободных конкурентоспособных  мощностей снизилась до 10-15%, а  избыточной рабочей силы на  предприятиях – до  4-5%;

Повышением  реально обменного курса рубля критической отметки, за которой ценовая защита внутреннего рынка уже не компенсирует недостаточную конкурентоспособность российских производителей. Начался интенсивный рост импорта: в 2001 г. Он составил 19% при увеличении внутреннего спроса на 12,7%, в 2002 г. – соответственно 8,9%.

Испытывая значительный недостаток инвестиций для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности, Россия превратилась в крупного кредитора.

В период после  краха 1998 г. Российский финансовый сектор существенно вырос, но при этом не был решен целый ряд важнейших структурных проблем. Длительность кредита, как банковского, так и облигационного, осталось небольшой (выросла с одного года до трех лет, затем снова стала снижаться в 2008 г.). Возможность привлечения долгосрочных облигационных займов на домашнем рынке по-прежнему ограничена. Пенсионная реформа так и не дала значительных средств экономике. Динамика биржевых индексов при малом обороте акций ( 75% и более удерживается основным собственником в силу наличия блокирующего пакета) чрезвычайно зависима от небольших потоков иностранного спекулятивного капитала. Не решена главная задача – использование собственных сбережений страны на цели развития.

Подъем в  российской экономике в 1999-2008 гг. базировался на использовании преимущественно старых мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП ( только в 2007 г. Она поднялась на 21%). Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее использовать национальные сбережения.

Информация о работе Современный воспроизводственный цикл и его фазы