Современный мировой рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы.
Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

Содержание

Введение 3
Становление мирового рынка 4
Мировой рынок 6
Классификация рынка 8
Структура мирового рынка 10
Современный мировой рынок 12
Заключение 16
Список использованной литературы и источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная поМТ.docx

— 36.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и  управления

Кафедра коммерции и менеджмент

 

 

 

Контрольная работа

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ  РЫНОК И ЕГОСТРУКТУРА

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 1 курса

Павлова Кристина Юрьевна

направление 100700.62 Торговое дело

Проверил:

асс. М. К. Кудаярова

 

 

 

Нижневартовск, 2012

Оглавление

Введение 3

Становление мирового рынка 4

Мировой рынок 6

Классификация рынка 8

Структура мирового рынка 10

Современный мировой рынок 12

Заключение 16

Список использованной литературы и источников 17

  

Введение

  Международное разделение труда и его международная кооперация заложили  основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы.

Мировой рынок — составная  часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а  также коммерческого обмена товаров  и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими  организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных  связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на которые  выступают торговцы всех стран.

Мировой рынок представлен  различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых  рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными  в торговле соответствующими товарами.

В этом реферате я подробно  рассмотрела мировой рынок и его основные понятия, его структуру и разнообразие.

 

Становление мирового рынка

Становление простейшей формы  внутреннего рынка, где все, что  предназначено для продажи, сбывается  самим производителем покупателю из рук в руки, а все покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой  ранней стадии становления товарного  хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует  история, практиковался уже в  Помпеях, в Остии. Свои рынки имели  Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем  встает купец, который оказывает  услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу после  возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки  отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной  из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности  работорговля. Известными рынками, куда приезжали за  «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские города.

 С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных   и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно – мануфактурная  база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская  индустрия, продукция которой уже  не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального  накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров  межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное  формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня  развития. Эволюция рынка  по схеме «внутренний рынок –  национальный рынок – международный  рынок – мировой рынок».

 

Мировой рынок

Современный мировой рынок  представляет из себя сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведённых национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут  выступать государство, отдельные  организации и предприятия, а  также частные лица. Также как  и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров  и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки  и техники. В составе последних  всё большее значение в современных  условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному  признаку – европейский, азиатский, южно-американский, дальневосточный  и другие.

Для того чтобы страна могла  торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентно-способных товаров и  услуг, пользующихся спросом на мировом  рынке, валютные средства, или иные средства оплаты импорта, а также  развитую внешнеторговую инфраструктуру, например, транспортные средства, складские  помещения, средства связи. Расчёты  по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой  бизнес страны осуществляет страхование  перевозок и грузов. Конечно, при  необходимости можно воспользоваться  услугами инфраструктурами других стран, но, как правило, это очень дорогие  услуги, и каждая страна, задействованная  на мировом рынке, стремиться создать  собственную инфраструктуру.

Два потока встречных товаров  и услуг образуют экспорт и  импорт каждой страны.

Экспорт – продажа и вывоз товаров за границу.

Импорт – покупка и ввоз товаров из-за рубежа.

Разность стоимостных  оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

На мировом рынке, как  и на любом рынке, формируется  спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нём различны. Собственно, на внутреннем рынке будут формироваться разные рыночные цены и разные условия равновесия

Равновесная цена, существующая на рынке страны Х, говорит о том, что спрос равен предложению  и избытка предложения, который  можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объём предложения  можно только при возрастании  цены. Поэтому цена на Рх служит нижней границей, при которой экспорт  не возможен. В стране Y равновесная  цена Ру также говорит о равенстве  спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снижена, то возникнет  избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счёт импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объём импорта в страну Y.

В этих границах устанавливается  точка равновесия, при которой  избыточное предложение страны Х  равно избыточному спросу в стране Y. На рисунке это равенство отрезков АхВх и АуВу, они сформируют на мировом  рынке точку равновесия Е и  мировую цену Р. Мировой спрос  и мировое предложение будут  соответственно показаны на рисунке  б кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируется  спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая  цена находится между минимальной  и максимальной внутренними равновесными ценами .

Современный мировой рынок  представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и  предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние  возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые  организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Приспособиться стране, входящей в эту систему, к  каждому данному её состоянию  трудно.

Классификация рынка

      С течением  веков происходила все более  глубокая специализация рынков. На данный момент можно привести  следующую классификацию.

  • по специализации рынки делятся на: товарные и рынки услуг (транспортных, туристических, консультационных);
  • по объемам сделок на: розничные и оптовые;
  • по номенклатуре на: фондовые (ценных бумаг); валютные; рынки капиталов; рынки ссудных капиталов; фьючерские рынки; рынки опционов; рынки рабочей силы; рынки интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, авторских прав, ноу-хау); рынки вооружений и военной техники; рынки металлов, зерна, нефти, газа;
  • по значимости на: сильно  влияющие на международную экономику (мировой валютный рынок, нефтяной рынок); слабо влияющие на международную экономику (локальный рынок зерна или с/х продукции);
  • по форме организации на: биржевые (рынок ценных бумаг, рынок зерна); внебиржевые (рынок автомобилей)
  • по степени монополизации на: монополизированные (на рынке энергоресурсов в нашей стране господствуют такие гиганты как ГазПром, Лукойл, РосНефть); немонополизированные (таких очень мало, в основном они существуют на первоначальных стадиях функционирования рынка);
  • по официальности на: официальные; неофициальные (серый рынок, черный рынок).

Мировой рынок – совокупность рынков отдельных стран, связанных  между собой товарообменом, регулирование  которым происходит на основании  нормативных материалов, регламентируемых Генеральным соглашением по торговле и тарифам (ГАТТ).  Всемирная торговая организация (ВТО), окончательно пришедшая  на смену ГАТТ 1 января 1996г. имеет  более стройную и жесткую структуру. Членами ВТО являются 128 государств, на которые приходится более 90% оборота  международной торговли. В декабре  1996г. на конференции была принята декларация, в которой подтверждена задача ВТО способствовать интеграции всех стран в многостороннюю систему регулирования мировой торговли.      

 

Структура мирового рынка

В доиндустриальную эпоху  и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном  обороте преобладали продукты сельского  хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия.

В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и  ее возможности в международном  разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом передовых  стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте  стали играть готовые изделия. Конкуренция  ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий.

Рынок базовых товаров  и рынок готовых изделий –  это разные этажи мирового рынка.

Во 2-й половине XX в. в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

I.          Верхний «этаж» мирового рынка  включает:

1-й ярус – низкотехнологичные  изделия (продукты черной металлургии,  конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус – среднетехнологичные  изделия (станки и транспортные  средства, резинотехнические и пластмассовые  изделия, продукты основной химии  и деревообработки);

3-й ярус – высокотехнологичные  изделия (аэрокосмическая и информационная  техника, автоматизированное конторское  оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II.       Средний  «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных  трудоинтенсивных готовых изделий  и полупродуктов. На нем ведут  борьбу быстро индустриализирующиеся  страны.

III.     Нижний «этаж»  – это рынок ресурсо- и трудоемких  товаров. На нем конкурируют  менее развитые страны, постсоветские  государства.

Структуру рынков определяют по нескольким показателям:

  • количество конкурентов на рынке;
  • доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;
  • показатели рыночной конкуренции.

                      

 

Современный мировой рынок

Современный мировой рынок  представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и  предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние  возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые  организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Приспособиться стране, входящей в эту систему, к  каждому данному её состоянию  трудно.

Информация о работе Современный мировой рынок и его структура