Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
С начала 2008 года людей во всем мире волнует кризис. После длительного подъема последних десятилетий, который называли “золотым веком мировой экономики”, грянул первый глубокий кризис эпохи глобализации. Актуальность темы заключается в том что этот кризис является первым кризисом эпохи глобализации.
Зачинателем кризиса стали Соединенные Штаты Америки (далее США). Характеризуя их роль, президент России Дмитрий Медведев говорил в Послании к Федеральному Собранию: ”Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим." Своеобразие кризиса, на наш взгляд, состоит в его комплексном характере. Он начался с финансовых трудностей, но затем перерос в экономический, что проявилось в сокращении производства и объема Валового Внутреннего продукта (далее ВВП).
Ежегодная добыча угля в России выросла в 1,4 раза и достигла 326,6 млн. тонн. Инвестиции в основной капитал увеличились с 13 млрд. рублей (2000 г.) до 60 млрд. руб. (2008 г.), при этом 74% инвестиционных вложений направлено на обновление активной части основных фондов. Производительность труда рабочих по добыче угля растет с 1994 г. и за прошедшее время увеличилась в 3,2 раза. Снижение издержек производства позволило за последние годы сдерживать рост цен на уголь на внутреннем рынке. Если в 2002 г. энергетический уголь еще оставался в среднем дороже газа в 1,2 раза (в сопоставимом исчислении), то в 2008 г. это соотношение поменялось — газ стал дороже угля в 1,3 раза.
Российские угольные компании, используя
благоприятную конъюнктуру на международном
рынке угля, начали стремительно наращивать
экспорт угля, доведя его объемы до 100 млн.
тонн (третье место в мире после Австралии
и Индонезии). Это обеспечило им приток
валютных инвестиций для обновления и
частичной модернизации шахтного фонда,
а также оснащения его высокопроизводительной
техникой, в том числе зарубежных фирм.
При этом топливный баланс России по-прежнему
остался газоориентированным. Более половины
своих потребностей в энергоносителях
Россия обеспечивает природным газом,
а на уголь приходится всего 16,5%.15
2.3. Этапы развития экономики Краснодарского края в период мирового кризиса.
Если 2008-й охарактеризовать двумя словами, то получится – самый удачный год за всю историю. Валовой региональный продукт и доходы бюджета выросли на рекордные 9 и 22 процента соответственно.16
По результатам комплексного анализа социально-экономического развития, который проводил Минрегион по трем сотням показателей, Краснодарский край вошел в число 6 опорных регионов страны. И здесь очень показательно, на мой взгляд, макроэкономическое сравнение края с другими опорными территориями. Среди ключевых плюсов – самый благоприятный климат и природные условия в целом, наиболее развитая транспортная инфраструктура и диверсификация экономики. Но при всем этом эксперты отмечают и ряд существенных минусов нашего региона. Во-первых, это высокая социальная нагрузка, которую несет край. Так, по численности трудоспособного населения практически на уровне Свердловской области (3,1 и 2,8 млн. чел. соответственно). Но при этом в Краснодарском крае на 10 работающих сегодня приходится 5 пенсионеров и трое детей.
Второе – кризис показал, что бесконечно жить на финансовом пузыре нельзя. Хотя это привычное для мировой истории дело – к примеру, от этого еще в 18-м веке пострадала Голландия, где одно время за луковицу тюльпана отдавали карету. Товарная масса и ее обеспечение в деньгах безнадежно оторвались друг от друга. Особенно если говорить о раздутых ценах в таких сферах, как, например, строительство. Показательно, что первым как раз и провалилось строительство, которое долго росло исключительно за счет инвестиционного спроса. Жилье покупали не чтобы жить, а чтобы заработать. В итоге искусственно разогретый рынок показывал 200 процентов роста в год.17
Другая сфера экономики, которая остро нуждается в новых подходах и технологиях, новом мышлении, – это курортно-рекреационный комплекс.
В 2009 году он проявил завидную стрессоустойчивость. Край не потерял в количестве туристов (мы приняли 12 миллионов человек) и объемах поступления налогов (5 млрд. руб.). Хотя, безусловно, мы не смогли использовать и открывшихся возможностей, связанных с удорожанием зарубежных турпредложений.
Неизбежная необходимость заключается в том, чтобы повышать качество сервиса без опережающего роста цен. А не наоборот, как это зачастую происходит сейчас.
Транспортный комплекс, к которому мы таким образом перешли, также показал пример стрессоустойчивости. Здесь даже можно говорить о небольшом плюсе по итогам 2009 года.
Все части федеральных транспортных систем, и прямых доходов приносят меньше, чем хотелось бы. Зато краю остаются рабочие места и супервыгодная логистика для перевозки собственной продукции. В том числе на экспорт. И мы обязаны извлекать из этого 100-процентные дивиденды. Успешнее всего пока логистические преимущества региона использует агропромышленный комплекс. Объемы экспорта кубанской сельхозпродукции стабильно растут. Главное здесь – выдерживать баланс производства и потребления зерна. Экспортировать можно только тот объем, который мы не в состоянии съесть и переработать, в том числе, прогнав через животноводство. Превратить зерно в мясо гораздо выгоднее, чем просто продать, – ведь добавленную стоимость мы, таким образом, создаем для себя.
В целом по 2009 году регион вошел в тройку лидеров по объемам привлеченных инвестиций. В копилке края 358 млрд. рублей. А впереди только Москва и Тюменская область. Такой «золотой» климат создавался годами целенаправленной работы по уменьшению административных барьеров, поддержке малого и среднего бизнеса, выстраиванию имиджа продвинутого бизнес -региона и привлечению инвестиций на максимально комфортных условиях.
На
эти цели будет работать также
система предоставления государственных
услуг в электронном виде. Первый
шаг уже сделан – запущен портал
государственных и
Усилия властей были сконцентрированы на поиске заказов и рынков сбыта для ключевых предприятий. Важно, что не были остановлены крупные инвестпроекты. В 2009 году удалось достроить и запустить 7 крупных промышленных предприятий (два завода «Кнауфа», стеклотарный завод, новое предприятие «Славянского кирпича», пеллетный завод и др.) и 4 комплекса по переработке полезных ископаемых.
Как результат, проседание производства в крае значительно меньше, чем в среднем по стране.
В общей сложности федеральный бюджет и частные инвесторы за несколько лет вложат в Сочи и регион в целом около одного триллиона рублей. И 2009-й стал первым годом активного олимпийского строительства.
Во многом это связано с тем, что упор антикризисных мер был сделан на сохранение рабочих мест, защиту интересов работников предприятий, антирейдерские мероприятия.18
Как итог, уровень регистрируемой безработицы по итогам года составил 1,1% – это в 2,5 раза ниже, чем в России, и почти в 5 раз ниже, чем в ЮФО. Среднемесячная заработная плата превысила 15 тысяч рублей. Кризисный год стал в полном смысле проверкой на прочность.
В первой половине 2010 года прирост ВРП составил 4,2 процента (ВВП России вырос на 4%). И мы обоснованно рассчитываем к концу года выйти на амбициозную цифру в 5,5 процента.
Еще более серьезные задачи край ставит перед собой на 4 года: мы должны добиться роста ВРП на 20 процентных пунктов (РФ – на 16%), инвестиций – на 48% (РФ – на 28,6%) и производительности труда – на 19% (РФ – на 14,9%). Уже сегодня мы должны отдавать себе отчет в том, что надо не конкурировать с соседними, и даже с сильнейшими регионами России, а равняться на развитые страны Европы и мира. Здесь создается крупнейшее предприятие полного цикла заготовки и переработки древесины мощностью в 300 тысяч куб.м плит МДФ в год. Вокруг него будет формироваться целый комплекс смежных производств – мебельных, строительных.
Для сталепрокатного кластера опорным является проект электрометаллургического завода в Абинском районе мощностью в 500 тысяч тонн проката. Это первое предприятие такого профиля на юге России. Горячий пуск намечен на август этого года. В течение ближайших трех лет комбинат превратится в сталепрокатный комплекс полного цикла и будет производить полтора миллиона тонн проката в год.
В промышленности с начала года удалось
не только переломить отрицательную динамику,
но и выйти на траекторию роста – 103,5%.
Одновременно системно решаются задачи
энергетического обеспечения экономического
роста региона. В топливно-энергетическом
комплексе увеличиваются объемы переработки
нефти и производства электроэнергии.
В последние годы темпы потребления энергии
в крае растут как нигде в России – на
5–7% в год. В связи с этим решение проблемы
сетевых ограничений и укрепление собственной
базы генерации – среди основополагающих
задач на ближайшие годы.19
С начала года в сельском хозяйстве отмечен рост объемов производства на 4,3%. А в целом по итогам 2010 года должны выйти не менее чем на трехпроцентный рост производства продукции – до 182 млрд. рублей.
Еще в 2009 году скептики говорили, что край зарывает деньги в землю, когда мы строили для будущей зоны дороги и остальную инфраструктуру. А сегодня единственное в стране место развития легального игорного бизнеса. Одно казино уже работает, и поток посетителей со всей страны растет каждый месяц. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что Краснодарский край
получил новую точку роста экономики на многие годы вперед. Никто не будет спорить с тем, что с экономики все начинается. Но все успехи в экономике должны находить адекватное отражение на благосостоянии тех, кто эту экономику создает.20
В текущем году среднемесячная зарплата должна вырасти до 16,5 тысячи рублей. А в ближайшие три года она увеличится до 21,5 тыс. Также в этом году мы должны сохранить уровень регистрируемой безработицы – не более 1 процента, один из самых низких в России.
Приоритетной для Краснодарского края остается позиция – каждый дополнительный рубль бюджетных доходов инвестировать в человека. Прежде всего – в здоровье и образование. Так, даже в 2009 году на развитие кубанской медицины направлено без малого 40 млрд. рублей – на 13% больше, чем в благополучном 2008-м.21
Ожидаемые результаты реализации Стратегии позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов) и общая экономическая эффективность (рост ВРП).
Таким образом все очевидные успехи в
социально-экономическом развитии начинаются
со стабильности в регионе. Важная составляющая
этой стабильности – конструктивная и
профессиональная совместная работа всех
ветвей и уровней власти. В кризисном 2009
году правительство было нацелено на один
результат – укрепление экономики края
и повышение качества жизни людей.
III. ПУТИ
РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КРИЗИСА.
В последние десятилетия ускорился процесс глобализации мировой экономики и в первую очередь финансовой системы, однако координационный орган для регулирования глобальных финансов не был создан. Сейчас в условиях кризиса стала очевидной потребность в международном органе, способном выработать и реализовать программу согласованных антикризисных мер. В качестве такого органа мировые лидеры выбрали саммиты 20 ведущих развитых и развивающихся стран (G20).
Саммит глав правительств стран G20 в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. изначально задумывался как «первое заседание постоянно действующего совещания». Соответственно в Декларации Вашингтонского саммита G20 по финансовым рынкам и мировой экономике был сформулирован исходный перечень конкретных мер (План действий по реализации принципов реформы). Были также даны поручения министрам и экспертам подготовить дополнительные рекомендации. Часть из них должна была выполняться к 31 марта 2009 г., то есть до начала Лондонского саммита «Группы двадцати» 2 апреля 2009 г. (назовем их краткосрочными мерами). Другая часть — среднесрочные меры, сроки выполнения которых не установлены. Главы государств, принявшие участие в саммите Большой двадцатки в Лондоне, называют встречу исторической.
Совет по финансовой стабильности в сотрудничестве с Мировым Валютным Фондом (далее МВФ) должен давать ранние предупреждения о макроэкономических и финансовых рисках и о действиях, которые нужно предпринять, чтобы их встретить во всеоружии. Он должен будет таким образом изменить нашу регулирующую систему, чтобы финансовые власти могли идентифицировать и предпринять действия по предотвращению рисков", - сообщил британский премьер.
В процессе проведения саммита составлен план действий по выходу из глобального экономического кризиса:
1.Задачи:
– восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;
– восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;
– укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;
– обеспечить финансирование и реформирование наших международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;
Информация о работе Современный мировой экономический кризис