Состояние и перспективы выхода РД на мировой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:58, дипломная работа

Краткое описание

В этой связи для более детальной оценки и выявления конкурентных факторов РД на их основе экспортообразующих позиций в данной дипломной работе подвергнута исследованию экономика Дагестана, выделяя факторы конкурентоспособности: природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, научно-технический, производственный и инфраструктурный потенциал.
На данном этапе этим факторам уделяется особая роль для развития и стабилизации экономики в целом и для расширения внешнеэкономических связей, от эффективности которых зависит состояние и перспективы выхода отдельных стран и их регионов на мировой рынок.

Содержание

Введение.

Обзор литературы……………………………………………………...5

Глава 2.Оценка экспортного
потенциала Республики Дагестан…………………………………….20
2.1.Природно-ресурсный потенциал……………………….….…..24
2.2.Трудовые ресурсы…………………………………………….…..26
2.3.Научно-технический потенциал…………………………….….27
2.4.Производственный потенциал…………………………………30
2.5.Инфраструктура………………………………………………….…33

Глава 3.Состояние и перспективы выхода
республики Дагестан на мировой рынок.
3.1.Роль внешнеэкономической
деятельности в экономической
жизни республики Дагестан……………………………………….37
3.2.Состояние ВЭД РД и задачи
на ближайшую перспективу……………………………………….41
3.3.Состояние и тенденции развития
ВЭД в сфере АПК……………………………………………………..53
3.4.Инвестиционная деятельность
и ее проблемы……………………………………………...………….60

Экология и безопасность жизнедеятельности.
Информационные технологии.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

«Состояние и перспективы выхода РД на мировой рынок»..doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

4.Для республики характерна неравномерность территориального разделения научно-технического потенциала. Достаточно высок уровень концентрации научных учреждений в центральной части республики, в г.Махачкала. Обладая сравнительно недавно высоким потенциалом научных кадров ( в 1985г.-1720 докторов и кандидатов наук), в 90-е годы наметилась тенденция его снижения. Однако следует признать, что  в 1998-2000гг. проявились положительные изменения - увеличение количества защитившихся докторантов  и аспирантов.

5.Слабость влияния потенциала  организации науки на социально-экономическое развитие экономических районов республики (в особенности на инновационные процессы в промышленности) и отсутствие должной связи между развитием научных знаний и освоением новых экспортных видов продукции. В связи с этим возникает необходимость в принятии мер по стимулированию интеграции науки, образования и производства.

 

2.4.Производственный потенциал.

В последние годы РД теряет конкурентные позиции на мировых рынках в традиционно развитом для нее промышленном секторе экономики. Прежде всего, это происходит в силу существующего экономического кризиса, а также по причинам, носящим политический и социально-экономический характер. В результате не только значительно сократились экспортные возможности обрабатывающей  промышленности, но и снизилась конкурентоспособность товаропроизводителей на внутреннем рынке, что делает  их уязвимыми  для иностранных конкурентов.

Между тем экономика РД отличается многообразием представленных в ней отраслей. Ведущее место среди них занимает машиностроение и металлообработка, включая конверсионные  производства (12,1% от общего объема производства), топливная и пищевая промышленности (30,2 и 30,7%), электроэнергетика (14,2%).

Машиностроительный комплекс традиционно является основой промышленного потенциала республики. Из более 2,7 тысяч предприятий и производств,  специализирующихся  на выпуске промышленной продукции, боле 250 предприятий являются крупными и средними.

Таблица 2

Отраслевая структура ВРП

(в %  к итогу)

 

Показатели

 

2000г

 

2001г

 

2002г

 

2003г

 

2004г

 

2005г

ВРП

100

100

100

100

100

100

Промышленность

18,5

15,5

15,3

12,9

13,1

13,3

Сельское и лесное хозяйство

26,9

27,8

25,1

28,8

27,8

27,6

Строительство

6,6

10,3

8,5

9,8

9,3

9,4

Транспорт и связь

5,8

8,8

7,9

7,6

7,8

7,7

Торговля и общественное питание

18,8

14,6

16,8

18,0

21,7

21,8

Другие отрасли

23,4

23,0

26,4

22,9

20,3

20,2


 

Из приведенных данных прослеживается рост удельного веса в ВРП почти всех отраслей, исключение составляет промышленность -13,3% в 2005 году против 18,5% в 2000 году.

 

 

 

 

Таблица 3

Динамика производства топливно-энергетического сектора

 

Показатели

 

2000г

 

2001г

 

2002г

 

2003г

 

2004г

 

2005г

Производство электроэнергии, млрд. кВт.ч.

3,3

3,9

5,0

3,9

5,1

5,3

Добыча нефти (включая газовый конденсат), тыс.т.

326,5

345,0

337,2

341,8

347,6

349,8

Добыча газа, млрд.куб.м.

739,2

571,9

589,8

722,8

735,0

770,2


 

Данные таблицы свидетельствуют, что  республика располагает значительным потенциалом в топливно-энергетическом  секторе, тем более по оценке правительства РД мы потребляем половину электроэнергии (2,44 при производстве 5,1 млрд. кВт.ч.0 и лишь 10,3% из всей добытой  нефти.

Следует отметить, что за последние 5-7 лет загрузка производственных мощностей п основным экспортным товарам промышленности упала до уровня 10-20% от своих  возможностей. Например, производственные мощности по выпуску дизелей и дизельных  генераторов - одного из основных экспортных товаров республики  используются на 17%, по выпуску минеральных удобрений -0,7%, по производству плодоовощных консервов - на 4,7%, по выпуску электросварочного оборудования - на 6,4%. В этой связи очевидна нехватка оборотных и инвестиционных средств для  модернизации и замещения значительной части основного капитала. В промышленности региона исключительно негативную роль сыграло то, что она базировалась в основном на оборонных предприятиях, не имеющих не только реальных внешних рынков сбыта, но и спроса  внутри страны. Ели в 1991г. доля оборонной продукции на предприятиях отрасли составляла 70%, то к 2000г. она не превышала 40%. В то же время на оборонных предприятиях республики сконцентрирован основной производственный, научно-технический и кадровый потенциал экономики. Основу ВПК РД составляет АО «Дагдизель», который  включен в шестьсот главных оборонных предприятий России. Кроме того, такие предприятий, как: концерн КЭМЗ (кизлярский  электромеханический завод), АО «Авиаагрегат», АО «Завод им.М.Гаджиева», Избербашкский радиозавод и другие являются  ключевыми предприятиями  промышленности региона. Согласно оценке, мощности этих предприятий позволяют производить продукцию в объеме 3 трлн.руб. ( в ценах 1996г.) Однако их положение осложняется отсутствием заказов на новое оборудование, что может привести к свертыванию и разрушению системы НИОКР.

 

2.5.Инфраструктура.

Огромную роль  в эффективном функционировании экономики играет факторы развития инфраструктуры. К данной группе, прежде всего, модно отнести транспорт, коммуникации дорожного хозяйства и связь, а также уровень развития  информационных технологий, банковские услуги, систему здравоохранения и рекреационные услуги, учреждения жилого фонда (бизнес-центры, гостиницы и т.п.) и культуры.

Ключевая роль принадлежит  уникальному местоположению республики как мосту сотрудничества центральной части России с закавказскими республиками, что соответствующим образом отражается  на участии РД в развитии внешнеэкономических связей России.

В настоящее время республика располагает относительно развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, морские судоходные пути, нефте- и газопроводы, авиалинии, линии городского электротранспорта. Наибольшую долю в общей протяженности транспорта общего пользования имеют автомобильные дороги (87,4%). При этом удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием  в общей протяженности по республике составляет 82%. По показателю плотности автомобильных дорог общего  пользования РД занимает 29 место по России.

Рассматривая тенденции развития грузовых и пассажирских перевозок, можно отметить, что в связи с изолированным характером работы транспортного комплекса республики, начиная с 1995г., вызванный политическим кризисом в соседней Чеченской Республике, в структуре хозяйства данной отрасли произошли следующие изменения: во-первых, наблюдается общее  увеличение перевозок грузов - на 3% при снижении  перевозок пассажиров - на 6,3%. Увеличение грузовых перевозок было достигнуто, во многом благодаря железнодорожному транспорту. В то же время наблюдалось снижение автомобильных и морских перевозок, соответственно на 5 и 8,4%; во-вторых, резко возросшая транспортная составляющая республики повысила себестоимость промышленной продукции, что привело к росту убыточности работающих предприятий; в-третьих,  снижение пассажирских перевозок затронуло автомобильный и электрический транспорт. Причем основная доля пришлась именно на первый вид -7%. На наш взгляд, причиной такого неблагоприятного положения послужили негативные изменения в конъюнктуре цен на энергоносители, вызвавшие их рост; в-четвертых, крайне неблагоприятно обстоит дело с международными перевозками Махачкалинского морского порта.

Практически не используется потенциал услуг оказываемых  морским транспортом республики. В то время как морская граница с прибрежными  государствами Средней Азии и Ираном обеспечивает наиболее легкую доставку грузов, перевозимых транзитным путем. Мы считаем, что такое положение вызвано, в первую очередь, внутриполитическими  факторами, происходящими в Северо-Кавказском регионе, а также ориентацией внешнеэкономических связей России и, в частности, наиболее развитых в отношении экспортной  деятельности регионов страны на европейский рынок. Это обстоятельство ограничивает выгодное развитие в Дагестане международных морских транспортных услуг и лишает бюджет дополнительных доходов от расширения внешнеэкономической составляющей транспорта. Таким образом, хотя  на лицо и превышение экспорта транспортных перевозок над импортом, такое состояние не удовлетворяет  возможностям инфраструктуры республики  обслуживать внешнеэкономические связи. Система связи в РД включает в себя международную, городскую и сельскую телефонную связь, а также телеграф, почту, телевидение и радиовещание. Основными направлениями развития услуг связи являются цифровые сети связи; системы факсимильной связи; системы получения информации из банков банных; телевизионное вещание, в том числе спутниковое и кабельное; развитие системы провайдеров Интернет-услуг. Например, с 2000г. ведется  комплекс работ по проектированию и строительству прогрессивной, волоконно-оптической линии связи Новорождественская-Ставрополь-Махачкала, благодаря которой республика получит более широкие возможности пользования интеллектуальными видами связи в виде мультимедиа-проектов и сети Интернет. Наиболее значительными  в системе услуг вязи являются АО «Дагсвязьинформ» и АО «Махачкала», Управление Федеральной почтовой связи и Управление госсвязьнадзора РД. На их долю приходится 94% услуг всех предприятий отрасли.

Следует также отметить, что РД располагает прекрасными санаторно-курортными и бальнеологическими  условиями отдыха. В частности, к 2000г. насчитывалось 39 турбаз и 11 санаториев вместимостью, соответственно 54969 и 9808 человек. По некоторым подсчетам, мощности учреждений отдыха могут составить до 250-350 тыс. мест с ежегодным обслуживанием до 2,3-3 млн.человек.

Республика Дагестан издавна славится народно-художественными промыслами. Народные умельцы из традиционно ремесленных сел (Кубачи, Унцукуль, Балхар, Гоцатль) производят уникальные изделия из золота, серебра, мельхиора, глины и дерева. Особенно широко известны ковровые изделия ручной работы дагестанских мастеров из аулов Табасарана. Характерной особенностью Дагестана является  наличие целого ряда конкурентных предпосылок для развития экспортного потенциала туристических  и транспортных услуг.

На данном этапе особая роль развития инфраструктуры региона как для стабилизации экономики, так и для расширения его внешнеэкономических связей широко обсуждается  дагестанскими учеными. Некоторыми из них должное внимание уделяется взаимоотношениям центра и региона для решения данной проблемы путем увязывания различных программ инфраструктурного развития («Транспорт», «Связь», «Автодороги») с интересами России в целом. По нашему мнению, для реализации потенциальных возможностей экспорта значительно более важным в нынешних условиях является развитие именно этой сферы экономики республики с целью придания ускоренных темпов развития всем производствам, находящимися на ее территории.

 

 

Глава 3.Состояние и перспективы выхода республики Дагестан на мировой рынок.

3.1.Роль внешнеэкономической деятельности в экономической жизни республики Дагестан.

 

Для России, в том числе и нашей республики, которая является частью России, внешнеэкономическая деятельность всегда была  и остается  одним из важных вопросов национального развития.

Причины здесь не столько в том, что нам необходим внешнеторговый обмен для закупки продуктов, не производимых у нас, сколько в нашем уникальном природно-географическом положении, одновременно выгодном, обязывающем вести внешнюю торговлю.

Наша внешняя торговля имеет тысячелетнюю историю.

В первом десятилетии 20 века наша страна являлась крупнейшим в мире экспортером зерна (более 30% мировых поставок).

В больших количествах мы вывозили лес, лен, сахар, нефть, пушнину, марганцевую руду, вели торговли с 31 страной, среди которых крупнейшим партнером была Германия (38% товарооборота в 1913 году).

 В годы Советской власти, с 1918 года по начало 1990-х  годов  в Советском Союзе существовала  монополия  внешней торговли. Внешнеторговые отношения находились в ведении Наркомата внешней торговли (НКВТ с 1920г.), затем Министерства внешней торговли (МВТ с 1946г.) и в дальнейшем Министерства внешних экономических  связей (МВЭС с 1988г.), Министерства торговли РФ (с 1998г.), Министерства  экономического развития и торговли (с 2000г.). На протяжении всей истории РФ они играли первостепенную роль в регулировании и развитии ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность сыграла немаловажную роль в историко-экономической  жизни и нашей Республики.

 Важнейшее значение для развития  ВЭД имели политика либерализации, целью которой явилось стимулирование ВТД и привлечение иностранных инвестиций. Вместе с тем все предприятия, независимо от форм собственности получили право осуществлять ВЭД, в  том числе, посредническую.

Система управления ВЭД в Дагестане тоже имеет свою историю.

Для регулирования  внешнеэкономической деятельности в Республике Дагестан были созданы специальные органы управления и регулирования  ВЭС (при Министерстве экономики и при МСХ РД).

Большую работу по налаживанию ВЭС Республики проделал Комитет по ВЭД,  который был создан в 1991 году. В те  годы были установлены первые связи с Австрией, Ираном, Турцией, Испанией (которая выделила нам кредит в 38 млн.долларов), открыты первые совместные предприятия.

Во внешнеторговых отношениях с Дагестаном участвовали 40 стран. Основные из них - Азербайджан, Австрия, Иран, Индия, Италия, Украина, Турция, Канада, Китай, Израиль, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан и др.

Сейчас в нашей республике 135 официально зарегистрированных предприятий. Объем произведенной  ими  продукции в 9 раз превышает показатель 2000 года.

ВТО республики оценивается в 437,7 млн.долл. США, что более чем в 1,5 раза больше оборота прошлого года и 5,5 раза больше оборота 2000 года.

Объем экспортных поставок (включая экспорт нефти) составил 120,7 млн.долл. США, что незначительно превышает показатель прошлого года, а вот объем импортных поставок составил  317 млн.долл. США и возрос по сравнению с прошлым 2005 годом в 2 раза Что касается структуры экспортно-импортных операций, то оно в основном формируется под влиянием складывающейся экономической конъюнктуры на рынках товаров России и зарубежных стран.

Таблица 4

 

Динамика внешней торговли Республики Дагестан

(млн.долл. США)

 

 

2000

год

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006 год

2006 г в % к 2000

Внешнеторговый оборот

 

В том числе

Экспорт

Импорт

Сальдо торгового баланса

 

80,7

 

 

 

21,9

58,8

 

-36,9

 

56,9

 

 

 

31,9

25,0

 

6,9

 

54,7

 

 

 

20,7

34,0

 

-13,3

 

95,1

 

 

 

20,9

74,2

 

-53,3

 

127,6

 

 

 

35,0

92,6

 

-57,6

 

279,8

 

 

 

121,4

158,4

 

-37,0

 

437,7

 

 

 

120,7

317,0

 

-196,3

 

542,3

 

 

 

551,4

539,1

 

532,0

Информация о работе Состояние и перспективы выхода РД на мировой рынок