Состояние и проблемы смешанной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении различных моделей смешанной экономики, существующие в настоящее время.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы смешанной экономики.
- Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.
- Выявить сходства и различия в функционировании экономики этих государств.
- Определить преимущества и недостатки смешанной экономики.
- Изучить состояние и проблемы смешанной экономики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анализа смешанной экономической системы………………………………………………………………………..5
1.1 Зарождение смешанной экономики……………………………………...5
1.2 Сущность смешанной экономики. Роль государства в ее развитии…..8
1.3 Модели смешанной экономики………………………………………...16
Глава 2. Состояние и проблемы смешанной экономики России………..26
2.1 Становление и развитие смешанной экономики России…………….26
2.2 Проблемы функционирования смешанной экономики России………33
Заключение…………………………………………………………………..37
Список используемых источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая смеш.эконом.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Германская модель. Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расшире­ние конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смяг­чающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государ­ство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыноч­ных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализа­ции экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском об­ществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и пра­вовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйст­венного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с дру­гой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государ­ства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государ­ства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенцио­низма, характеризуется следующими чертами:

-                     индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децен­трализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается актив­ной государственной политикой поддержания конкуренции;

-                     социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложен­ного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение от­носительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные инте­ресы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, напри­мер, в жилищном строительстве;

-                     антициклическое регулирование;

-                     стимулирование технологических и организационных инноваций;

-                     проведение структурной политики;

-                     защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, пер­вым из которых является органическое единство рынка и государства.     

Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров [15, с. 95].

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% [14, с. 27].

Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель [13, 66].

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальней, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние и проблемы смешанной экономики России

 

2.1 Становление и развитие смешанной экономики России

 

Современная российская экономика характеризуется как переходная. В большинстве учебников понятие переходной экономики определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности.

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного по­рядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенно­стью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - от­ражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хо­зяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспе­чение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной соци­альной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

- социальная обеспеченность и социальная справедливость;

- содействие конкуренции;

- обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плано­вых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, во­прос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых ис­следований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза раз­вития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговре­менно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затра­тами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратеги­ческого планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перерас­пределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассиг­нований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все боль­ших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «че­ловеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки ра­ботников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания насе­ления, социальные нужды.[9, с. 34]

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассиг­нований в развитых странах с рыночной экономикой.

Термин «смешанная  экономика» насколько  был запрещен  в  советский  период, настолько же активно приобретает права гражданства на  современном  этапе   общественного  развития. 

Во-первых,  смешанная  экономика  -  это  не  субъект, а  объективная экономическая реальность. Следовательно, смешанная экономика закономерно функционирует, не нацеливаясь на что-то.

Во-вторых, она  не  связана  с  трансформацией  плановой  экономики  в рыночную, ибо как объективное экономическое явление она имела место не только  в  постсоветский,  но  и  досоветский  период,  и  не  следует связывать ее с развалом СССР и переходом от так называемой плановой  к рыночной  экономике.  Это  субъекты  в  лице  государства   и   людей, работающих  во  властных  органах,  которые   стремятся   сформировать рыночную  экономику,  ломая  и   уничтожая   командно-административную систему. Здесь законы смешанной экономики объективно заставляют  людей  следовать закономерностям эволюции общественного производства.

В-третьих, переходная экономика - понятие, присущее  экономическим отношениям, проявляющимся при переходе от одного способа  производства к другому в рамках одной формы общественного  производства.  Например,  от  рабовладельческих  к  феодальным,  в  основе  которых   находилось натуральное производство.

В-четвертых, смешанная экономика – не  поверхностное  явление,  и  эту сторону отмечают почти все, кто пишет по этой  проблеме  и  волей  или неволей  указывают  на  связь  ее  с  собственностью.  Соответственно, смешанная экономика не есть переходная экономика, не  есть  переходной период  и,  тем  более,  не  есть  транзитная  экономика,  ибо  пласты экономических  отношений,  связанные  с  собственностью,   говорят   о глубинных отношениях. Собственность  связана  с  типами  общественного хозяйства и в зависимости от последнего  проявляются  различные  формы собственности.  Следовательно,   смешанная   экономика   характеризует переходные  отношения  не  между  способами  производства,  не   между формациями, даже не между цивилизациями. Она характеризует  переходные отношения между типами общественного производства.

Информация о работе Состояние и проблемы смешанной экономики России