Состояние и проблемы смешанной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении различных моделей смешанной экономики, существующие в настоящее время.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы смешанной экономики.
- Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.
- Выявить сходства и различия в функционировании экономики этих государств.
- Определить преимущества и недостатки смешанной экономики.
- Изучить состояние и проблемы смешанной экономики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анализа смешанной экономической системы………………………………………………………………………..5
1.1 Зарождение смешанной экономики……………………………………...5
1.2 Сущность смешанной экономики. Роль государства в ее развитии…..8
1.3 Модели смешанной экономики………………………………………...16
Глава 2. Состояние и проблемы смешанной экономики России………..26
2.1 Становление и развитие смешанной экономики России…………….26
2.2 Проблемы функционирования смешанной экономики России………33
Заключение…………………………………………………………………..37
Список используемых источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая смеш.эконом.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

В 2003 году либеральные реформы в экономике фактически остановились. Вслед за началом построения силового государства правящий режим занялся и созданием государства хищнического. Курс на повышение уровня экономической свободы сменился политикой, направленной на разрушение институтов рыночной экономики. Созданная по итогам 2003–2007 годов экономическая система оказалась весьма близкой к корпоративизму, хотя и обладает целым рядом национальных особенностей. Если бы не беспрецедентный в мировой истории внешнеэкономический грант, перераспределяемый в пользу России от потребителей экспортируемых энергоресурсов, то наша экономика давно бы загнулась. Качество проводимой в стране экономической политики стало ужасающе низким. Интервенционизм, протекционизм, фаворитизм, корпоративизм в экономике России закрепились институционально.

Все больше людей понимают, что этот режим обречен, в том числе экономически. Предложение восстановить централизованную плановую систему пользуется популярностью лишь у небольшой части российского общества. Наше общество признало частную собственность и свободу предпринимательской деятельности. Граждане страны хотят рыночной экономики. Но какой именно?

После ликвидации системы государственно-частого корпоративизма у большей части россиян появится огромный соблазн идти в сторону "современной смешанной экономики" – такой, какая установилась на Западе. Возможных либеральных реформ, направленных на повышение уровня экономической свободы, ее институционализацию, россияне не примут как минимум в первые 10-15 лет после ликвидации режима. Экономический либерализм у наших граждан пока ассоциируется с "реформами" 90-х. Не все пока понимают, что как западные страны, так и лидеры третьего мира добились процветания именно благодаря экономической свободе. Граждане все еще обладают извращенным представлением о сущности и последствиях работы капитализма: 16 лет антилиберальной пропаганды сделали свое дело. Россияне очень плохо знакомы с трудами либеральных экономистов, в том числе представителей австрийской школы – единственной, которая последовательно отстаивала ценности свободного рынка и разъясняла вред, исходящий от любых форм государственного вмешательства в экономику.

Однако настоящие экономические либералы предостерегают общество от следования "современному западному" пути. Курс на построение "современной смешанной экономики", даже если посчитать его "необходимым" для России, будет губительным для страны. Хотя бы потому, что он преждевременен.

Вековая драма российской модернизации, наполненная «кровью» индустриализации и коллективизма, «прыжком» в космос и целинной эпопеей, брежневским вариантом «общества массового потребления», конвульсивным ускорением в период перестройки и, наконец, варварским скачком в рыночно-капиталистическую цивилизацию, не привела к преодолению российской отсталости. Россия опять балансирует на грани развитой и отсталой страны, права критерии отсталости теперь другие. Попробуем задуматься не над традиционным русским вопросом: кто виноват, а над тем, как российская экономика сможет развиваться дальше и что необходимо для изменения ее положения в мире.

После десятилетнего кризиса темпы роста российской экономики наконец-то (в последние три года существенно опережают темпы роста развитых стран (демонстрирующих в среднем не более 2-3%, но уступают как отдельно развивающимся странам Азии (Китай-7,5%), так и некоторым странам с переходной экономикой например Казахстан- 8,6%). Это означает, что наше приближение к западу в целом будет медленнее, чем этих стран. Китай сможет догнать Россию по уровню душевого дохода за 25-30 лет. При сложившихся темпах роста Россия выйдет (с нынешнего 178 долларов по ВВП в текущих ценах) на душевой доход в 500 долларов в месяц к 2019 году и 1000 долларов- только к 2031 году [12, c.41].

Особенно важно преодолеть отставание в темпах роста о ближайших стран-соседей – Прибалтики, Вышеграской группы и СНГ, так как отставание от них грозит России дальнейшей потерей своего влияния на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. С другой стороны, с его огромным демографическим и быстрорастущим экономическим потенциалом, скорее всего, в наступающем столетии превратился в нашего основного геополитического и экономического соперника. Возникает угроза, что не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье Россия будет окружена государствами, которые развиваются значительно динамичнее, чем она, и многие из которых превосходят ее по уровню жизни.

Чтобы этого не произошло необходимо ускорения темпов роста о 5-6% в год признается почти всеми. Этот темп диктуется необходимостью как увеличения ресурсов для модернизации экономики и общественного сектора, так и повышения уровня жизни россиян и недопущения дальнейшего отставания от развитых и многих новых развивающихся государств. На фоне желаемых высоких темпов роста тенденция к замедлению развития не может не вызвать тревогу у элиты общества, если она действительно озабочена не только своими корыстными, но и общенациональными интересами.

Как бы не был занижен курс национальной валюты и уровень душевого ВВП обменный курс российского рубля в реальном выражении после 88% падения в 1998 г. начал постепенно укрепляться уже с 1999 г За период с 1 января 1999 г. по 1 сентября 2002 г. реальное укрепление обменного курса рубля к доллару США составило 31,4%. Официальные золотовалютные резервы за это же время возросли в 3,6 раза – с12,2 млрд. до 44,3 млрд. долл.

По сравнению с большинством стран мира Россия облает достаточными возможностями развития «новой экономики». Тем не мене, пока сохраняется существенный разрыв с промышленно- развитыми странами. Это можно проследить на основе ряда индикаторов, характеризующих уровень внедрения информационных технологий и значимости научных исследований и разработок.

Одним из распространенных показателей является доля затрат на НИР и НИОКР в ВВП. Если в Японии и США расходы на НИОКР составляют около 3% ВНП, в ЕС- около 2, то в России менее 1%. Для того чтобы Россия сумела сократить свое отставание от наиболее развитых стран, и государству, и хозяйственным структурам особое внимание надо уделять эффективности расходования средств [24, c.39].

Следующий показатель – экспорт наукоемких изделий. Согласно имеющимся данным доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции занимает только 0,3% - это в 130 раз меньше, чем у США.

Существенно влияние и на производительность труда, поскольку в условиях «новой экономики» качественно меняются бизнес-процессы и принципы управления.

Еще одним индикатором развития «новой экономики» является повышение доступности новейших информационных технологий для населения. Прирост их продукции составлял 20 до 30% в год. Значительно вырос уровень телефонизации страны. Число пользователей мобильных телефонных аппаратов ежегодно удваивалось и достигло почти 18 миллионов. По оценкам, сегодня около 10 миллионов человек в России пользуются Интернетом.

В России люди живут по указке сверху. Режим не нуждается в свободных самодостаточных гражданах. Экономическая свобода не институциализирована.

По уровню экономической свободы Россия занимает 112-е место из 141, по версии канадского Института Фрейзера, и 134-е из 157, по версии американского фонда "Наследие". По уровню легкости ведения бизнеса Россия оказывается на 106-м месте из 178, согласно расчетам МВФ [24, c.39].

Представить "современную смешанную рыночную экономику" в условиях России практически нереально, при неэффективной бюрократии, при отсутствии единых, равных условий ведения бизнеса, при страшном неуважении к частной собственности, при контроле силовиков над целыми секторами экономики, при незавершенности реформ образования, здравоохранения, ЖКХ. Следует принять меры по последовательной либерализации нашей экономики.

Может, стоит учесть опыт экономического развития таких стран в такие эпохи, как Англия и Америка XVIII-XIX века, как послевоенная эрхардовская Германия, как Гонконг и Сингапур за последние полвека, как Чили после Альенде, как Эстония после обретения независимости? Ирландия, веками отстававшая от соседней Англии по уровню жизни, после десятилетий безумия фабианского социализма в середине 80-х годов прошлого века взялась за серьезную перестройку своей экономики и не только догнала, но и перегнала свою соседку по благосостоянию населения. Радикальные рыночные преобразования, прошедшие в Перу благодаря экономисту Эрнандо де Сото, дали шанс на достойную жизнь миллионам бедняков, прежде вынужденных мучиться во внелегальном, внеправовом секторе экономики [17, c.26].

Система свободного капитализма способствует становлению процветания. Любые формы интервенционизма обрекают страну на отставание и бедность.

Экономику современной России нельзя отнести ни к одной из экономических систем, поскольку "всё перевернулось и только начинает укладываться". Это - переходная экономика, т. е. неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Развитие российской модели смешанной экономики продолжается и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего вышесказанного следует что, современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой». Термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима частной собственности, исключительно общей собственности, исключительно государственной или коммунальной собственности.

«Смешанная» экономика  означает сосуществование механизма рыночной координации и государственного регулирования экономики. речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция, Япония, США и т.п.». [Чепур, с.75]

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной системой на данный момент. Она сочетает черты командно-административной и рыночной экономики и таким образом может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов и т. д. Характерна для развитых государств, ранее основывающихся на рыночной экономике – Франция, США, Германия, Италия.

Эта система зародилась после II мировой войны, когда во многих странах произошли большие изменения, связанные с государственным устройством, экономикой и социальными отношениями. Рыночная экономика показала свое несовершенство, поэтому требовалась новая модель, которая могла бы лучше способствовать экономическому росту и развитию.

Одним из главных ее достоинств является предоставление экономических свобод субъектам рынка – продавцам и покупателям. Первые сами решают, что именно производить, в каких количествах и кому сбывать. А вторые имеют возможность выбора между разными производителями. Такая конкуренция способствует развитию новых технологий, улучшению качества товаров, т. е. благоприятно влияет на экономику в целом.

Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов,  способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Роль же государства во всех этих вопросах обычно сводится к минимуму, хотя может быть довольно существенной в таких системах как шведская экономика. Его предложения могут носить рекомендательный характер. Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.

В социальном плане смешанная экономика предоставляет гражданину больше прав и возможностей для труда и самореализации, и в тоже время старается заботиться о социально незащищенных группах людей. Это показывает преимущества такой системы по сравнению с командно-административной, где жизнь человека была слишком строго регламентирована, и рыночной, где он был незащищен и предоставлен самому себе. Такие социальные гарантии дают человеку уверенность в завтрашнем дне, что благотворно влияет на обстановку в стране и позволяет избежать критики власти и предотвратить стихийные выступления против нее, а значит происходит стабилизация общества в целом.

Информация о работе Состояние и проблемы смешанной экономики России