Состояние и специфика экономических отношений стран в рамках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день существует много различных интеграционных объединений. Это, прежде всего, такие региональные интеграционные объединения, как Европейский союз, АСЕАН, НАФТА, ЛАИ и т.д. В их число относится также и такое интеграционное объединение, как Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение бывших 12 из 15 входивших в состав СССР республик. Это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире.

Содержание

Введение 3
1. Состояние и специфика экономических отношений стран в рамках СНГ 5
2. Экономика стран СНГ в Международном разделении труда 10
3. Анализ внешнеторгового оборота стран СНГ на современном этапе 14
4. Оценка внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сфере капитала, бизнеса, трудовых ресурсов 20
5. Перспективы развития экономической деятельности стран СНГ в мировой экономки 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

СНГ.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день существует много различных интеграционных объединений. Это, прежде всего, такие региональные интеграционные объединения, как Европейский союз, АСЕАН, НАФТА, ЛАИ и т.д. В их число относится также и такое интеграционное объединение, как Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение бывших 12 из 15 входивших в состав СССР республик. Это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире.

В экономическом смысле страны СНГ по многим признакам остаются составными частями единого воспроизводственного комплекса с высоким уровнем интегрированности, который, однако, используется весьма неэффективно. Партнеры по СНГ превращаются и в конкурентов (например, при строительстве и использовании трансконтинентальных трубопроводов). В связи с этим, происходит понимание стабилизирующей роли взаимных связей как важнейшей предпосылки не только преодоления экономического кризиса, но и эффективного включения в мировое хозяйство. На заседании Совета Глав государств и Глав правительств СНГ 31 мая – 1 июня 2001 г. в Минске было заявлено, что «мы принимаем СНГ как полезный и во многом незаменимый инструмент для решения целого ряда конкретных задач. Его потенциал не исчерпан». Тем не менее, интеграционные процессы протекают вяло и не могут сравниться с процессами в рамках бывшего единого государства и интеграционными процессами в ЕС и НАФТА. У стран СНГ по-прежнему разная заинтересованность в степени участия в решении тех или иных вопросов на основе интеграции.

Доля государств СНГ в мировом  ВВП и мировом объеме инвестиций составляет примерно 2–3%, а на такие крупные региональные экономические объединения, как ЕС, НАФТА, АТЭС, приходится основная часть мирового валового продукта. Удельный вес в мировом объеме инвестиций ЕС и НАФТА -20%, АТЭС – 36%.

Включение стран СНГ в мировую экономику – главное достижение их независимого хозяйствования. Общий объем экспорта из СНГ в остальной мир составил в 2012 г. 80 млрд. долл. Однако общий объем внешней торговли не соответствует их экономическому потенциалу. На страны СНГ приходится лишь 4,5% мирового оборота. Экспорт товаров и услуг в страны вне СНГ в расчете на душу населения в 2012 г. составлял в среднем по Содружеству всего 277 долл. в год. В экспорте стран СНГ снизилась доля готовых товаров и услуг, а также комплектующих изделий, выросла доля необработанного сырья.

Целью данной работы является рассмотрение места и роли стран СНГ в мировом хозяйстве.

Задачи курсовой работы:

- опредление состояние и специфики экономических отношений стран в рамках СНГ;

- установление экономики стран СНГ в Международном разделении труда;

- анализ внешнеторгового оборота стран СНГ на современном этапе;

- рассмотрение оценки внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сфере капитала, бизнеса, трудовых ресурсов;

- изучить перспективы развития экономической деятельности стран СНГ в мировой экономки.

Объектом данной работы является рассмотрение особенностей роли стран СНГ в мировом хозяйстве.

Предметом данной работы является рассмотрение экономической  деятельности стран СНГ в мировой  экономике.

Теоретической основой  работы послужили трудах таких признанных авторов как И.П. Гуров, Н.И. Диденко, Е.В. Киселева, В.В. Поляков, В.В. Клочков и др.

Структура работы состоит  из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

 

1. Состояние и специфика экономических отношений стран в рамках СНГ

 

СНГ было основано главами  БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы  и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств[1].

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7[2], тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР. Потому что для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и влекло за собой изменения в конституцию[3]. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, , вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей[8]. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли  участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ[9].

Алма-Атинская встреча  стала важной вехой в государственном  строительстве на постсоветском  пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия[10].

Первые годы существования  организации в большей степени  были посвящены организационным  вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса[11].Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых  Государств», основополагающий документ организации[14].

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию  потенциальный член должен разделять  цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств)[16].

 Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе[17].

СНГ основано на началах  суверенного равенства всех его  участников, поэтому все государства  — участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество  не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств — участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации.

К сферам совместной деятельности государств — участников относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ[35].

         Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства — участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств — участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса[38]. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств — участников Содружества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономика стран СНГ в Международном разделении труда

 

Страны СНГ не могут  не учитывать основные тенденции  развития мирового хозяйства за последние  десятилетия. Это - его глобализация и регионализация в сочетании  с активной деятельностью транснациональных  корпораций по всем меридианам экономического развития. Объективно эти процессы уменьшают остроту межгосударственных противоречий.

Роль наднациональных «арбитров» играет система международных организаций, входящих в систему ООН. Среди них МВФ и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО).

Глобализация открыла  новые возможности для транснациональных  корпораций, заставила перестроиться  многие компании. В мировой экономике  они становятся решающей силой, контролируют треть частного производственного  сектора, причем в наиболее передовых секторах. Объем их зарубежных инвестиций превышает два триллиона долларов. Дополнительные конкурентные преимущества им дает постоянное совершенствование внутренней организации и методов управления.

Страны Содружества  занимают важное геополитическое положение. Они - связующее звено между объединенной Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Их эконо­мический потенциал позволяет ускорять или же ослаблять указанные взаимодействия. Вместе с тем открытие экономики стран СНГ далеко еще не тождественно подлинной интеграции в мировую экономику.

Интеграция стран СНГ  в мировое хозяйство должна привести к кардинальным изменениям в глобализации экономики. Эти изменения, как показывает опыт развития мирового хозяйства в последние три десятилетия, и в ближайшую четверть века напрямую будут связаны с конъюнктурой рынка энергоресурсов.

В мире ужесточается борьба за контроль над этим рынком, прежде всего рынком нефти. За всю историю  человечества было добыто и израсходовано около 1 трлн т нефти, причем большая часть этого объема — в последние десятилетия. В мире ужесточается борьба за контроль над этим рынком, прежде всего рынком нефти.

Анализ показателей, характеризующие  положение стран СНГ в мировом  производстве энергоресурсов позволяет сделать вывод о том, что страны СНГ в ближайшие 15 лет сохранят значительные возможности воздействия на мировой рынок топливно-энергетических ресурсов.

 

Таблица 1

Анализ показателей, характеризующие  положение стран СНГ в мировом  производстве энергоресурсов

Информация о работе Состояние и специфика экономических отношений стран в рамках СНГ