Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:49, курсовая работа
В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, совершенствованием законодательства.
Цель работы – показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ.
Введение
- 3
1. Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций - 4
2. Роль инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики - 10
3. Состояние, тенденции и роль инвестиций в национальной экономике Республики Беларусь
- 18
Заключение
- 28
Список использованных источников - 31
Рис. 3.2 Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения (квадратных метров общей площади)
Принятая в 2007 году Государственная программа инновационного развития экономики направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития – и создает новые перспективы для развития инвестиционного кредитования. Программа предусматривает создание 100 новых предприятий, около 400 новых производств на действующих предприятиях, модернизацию более 600 действующих производств. На ее финансирование в 2007–2010 гг. банкам предстоит выдать кредиты в объеме 4,2 трлн. рублей.
Одна из важнейших программ, реализуемых с кредитной поддержкой банковского сектора, – Государственная программа возрождения и развития села. Вклад банковского сектора в ее реализацию выражен в объемах кредитов, предоставленных агропромышленному комплексу.
Так, на мероприятия, связанные с проведением весенних полевых и уборочных работ, в течение 2007 года выдано кредитов на сумму 1,4 трлн. рублей, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2006 годом. [6, с. 27]
В рамках оказания государственной поддержки организациям, осуществляющим строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов агропромышленного комплекса, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 №448 в течение 2007 года банки выдали кредиты в сумме 94,6 млрд. рублей для строительства, реконструкции и технического переоснащения животноводческих комплексов, молочнотоварных ферм, птицефабрик и других объектов АПК. Общий объем кредитования банками мероприятий в соответствии с этой программой составил 313,6 млрд. рублей. Кроме того, на аналогичные цели в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.07.2007 №313 с августа по декабрь 2007 года банками выдано кредитов на сумму 218,1 млрд. рублей.
Увеличился вклад банков в реализацию программы жилищного строительства. Всего в течение 2007 года в стране введено в эксплуатацию 4,7 млн. квадратных метров жилья, что на 14,2% больше, чем в 2006 году. По данным Министерства статистики, из этого количества источником финансирования 1,9 млн. квадратных метров, или 40%, стали кредиты банков. Объем введенного в эксплуатацию жилья, построенного за счет банковских кредитов, увеличился по сравнению с 2006 годом на 17%, что отражает рост роли банков в решении этой важнейшей социальной задачи.
В 2007 году принята Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, в реализацию которой также включился банковский сектор. Она охватывает 187 населенных пунктов и предусматривает реализацию около 1000 инвестиционных проектов, создание более 100 тыс. новых рабочих мест, увеличение номинальной начисленной заработной платы в малых и средних городах более чем в 1,9 раза. Важная роль в повышении уровня жизни населения отводится созданию благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, расширению на этой основе сектора малого и среднего бизнеса.
Наряду с кредитованием предусмотренных этой программой инвестиционных проектов банковская система видит свою роль в ее реализации в кредитной поддержке малого бизнеса, расширении сети банковских учреждений в регионах. Поэтому в 2007 году особое внимание было уделено повышению доступности кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, развитию форм кредитования, доступных и удобных для предпринимателей, одной из которых является микрокредитование. Только в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития в 2007 году выдано 4,4 тыс. микрокредитов на общую сумму 51,1 млн. долларов США.
Растущий спрос на микрокредиты способствовал принятию решения о создании Белорусского банка малого бизнеса, который начал работу в 2008 году. Его акционерами, наряду с Европейским банком реконструкции и развития, стали еще семь зарубежных финансовых институтов. Наряду с микрокредитованием банк будет заниматься финансированием проектов по энергосбережению, охране окружающей среды, созданию благоприятных условий для развития агрогородков, агроэкотуризма. В перспективе банк намерен открыть филиалы во всех областях, обеспечив доступность микрокредитов для жителей регионов.
Неоднозначными тенденциями в 2007 году характеризовалось развитие внешней торговли. С одной стороны, динамика реального эффективного курса способствовала ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта. Активно проводя инновационную политику и эффективно используя благоприятную конъюнктуру на традиционных рынках отечественного экспорта, белорусские предприятия-экспортеры увеличили объем экспорта на 24,6%. По итогам 2007 года, по предварительным данным платежного баланса, экспорт товаров и услуг достиг 27,7 млрд. долларов США.
В то же время комплекс факторов, включающий удорожание импортируемых энергоносителей, рост инвестиционного спроса субъектов хозяйствования и увеличение потребительского спроса со стороны населения, обусловил более высокие темпы роста импорта, который увеличился на 28% и достиг 30,4 млрд. долларов США. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 2,7 млрд. долларов США.
В этих условиях важное значение приобрело финансирование текущего счета платежного баланса путем привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь с использованием всех каналов, в первую очередь государственных кредитов, прямых инвестиций и привлечения заемных средств банками. О том, что эта задача была решена, свидетельствует увеличение золотовалютных резервов страны в 2,9 раза – до 5 млрд. долларов США (рис. 3.3).
Рис. 3.3 Золотовалютные резервы Республики Беларусь. [6, с. 31]
При этом объем привлечения банками средств нерезидентов по сравнению с 2006 годом увеличился более чем на 1 млрд. долларов США и составил 2,6 млрд. долларов, в том числе долгосрочных ресурсов – 495,7 млн. долларов США. Активизировалось привлечение средств в таких распространенных в международной практике формах, как синдицированные кредиты, кредитные ноты. Это позволяет получить средства, не связанные с каким-либо конкретным проектом, удешевить стоимость и увеличить объемы заимствований, удлинить их сроки. В 2009 году крупнейшие банки страны планируют провести выпуск еврооблигаций.
Росту объемов привлечения зарубежного капитала способствует и тот факт, что в 2007 году у иностранных инвесторов появился ориентир для оценки возможностей инвестирования в экономику Республики Беларусь – суверенный кредитный рейтинг. Присвоенное двумя авторитетными международными агентствами значение рейтинга позволяет рассчитывать на дальнейший приток зарубежных финансовых ресурсов в экономику страны.
Особое внимание в 2007 году было уделено привлечению прямых иностранных инвестиций в банковский сектор Республики Беларусь, которое в настоящее время следует рассматривать как обоснованное и позитивное явление. Иностранное участие в капитале банков расширяет их ресурсный потенциал, способствует увеличению притока ресурсов из-за рубежа, улучшению конкурентной среды, стимулирует конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и содействует дальнейшему повышению их качества и доступности.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2007 год.
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).
Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 3.4:
Таблица 3.4
Поступило за 2008 год |
Справочно поступило за 2007 год | ||||
Всего тыс.$ США |
В том числе | ||||
прямые |
Портфельные |
прочие | |||
Республика Беларусь в том числе: |
6525857,3 |
2279822,9 |
1695,3 |
4244339,1 |
5421864,6 |
промышленность |
2802177,0 |
430483,3 |
1483,3 |
2370210,4 |
2371213,7 |
Транспорт |
408222,4 |
408222,4 |
1,5 |
312076,8 |
379985,9 |
Связь |
270003,5 |
183656,6 |
- |
86346,9 |
368226,7 |
Строительство |
103865,1 |
37561,8 |
117,4 |
66185,9 |
52289,8 |
торговля и общественное питание |
556479,5 |
178366,0 |
64,5 |
378049,0 |
320588,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
1941496,3 |
1234063,9 |
- |
707432,4 |
1631660,8 |
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%). [22]
За 2008 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.
Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2008 год приведена в диаграмме (рис. 3.4):
Рис. 3.4 Структура иностранных инвестиций по областям РБ
На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2007 годом, поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% от общего объема прямых инвестиций).
Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2008 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2007 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Важнейшим фактором активизации привлечения иностранных инвестиций является дальнейшее совершенствование мотивационных механизмов, способствующих росту деловой активности. Графиком совместных докладов Главе государства Премьер-министра Республики Беларусь и Председателя Правления Национального банка по вопросам социально-экономического развития предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных актов, которые позволят коренным образом улучшить инвестиционный климат в стране. В ближайшие сроки предстоит создать в Республике Беларусь условия для ведения бизнеса на уровне развитых стран мира, прежде всего за счет:
• существенного сокращения числа процедур и затрат времени на юридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрацию собственности, оформление международной торговли и закрытие компании;
• поэтапного снижения уровня налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения;
• законодательной и судебной защиты интересов инвесторов и процедур приведения контрактов в исполнение;
• обеспечения равноправия всех хозяйствующих субъектов в части доступности, стоимости, объемов и требований к обеспечению банковских кредитов.
В числе других направлений совершенствования инвестиционного климата:
• создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов в малых населенных пунктах, в том числе в части снижения налогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, права осуществлять страхование своих имущественных интересов иностранными страховщиками;