Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности. Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная защита населения. А при социальной ориентации экономической системы именно эта защита является особенно важной и ответственной. Ее роль особенно высока в условиях переходной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Социальная защита: сущность, цели, объекты и субъекты………………………………………………………...............................6
2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения……………………................................................................................13
3 Политика социальной защиты в Республике Беларусь, проблемы ее реализации, направления совершенствования………………………………..18
Заключение…………………………………………………….............................31
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.

Основными задачами установления стандартов являются:

    • выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;
    • повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов:
    • совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;
    • совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

Третий принцип системы социальной защиты - принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие.

Социальное обеспечение - это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств, направляемых на содержание и обслуживание нетрудоспособных членов общества, обеспечивая реализацию процесса социальной защиты населения. Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.).

Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, социальная поддержка, попечительство и социальное обслуживание - его формы.

Каждой из стран присущ определённый набор перечисленных форм социальной защиты населения, имеются и регламентирующие их законы.

Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.

Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счёт аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причём в одних странах страхование носит накопительный, в других - солидарный, в третьих - смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учётом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования рабочие содержат нетрудоспособных.

Социальная помощь ( за рубежом её называют общественным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счёт налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.

Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

Например, социальная помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии, в Республике Беларусь законодательно поставлена в зависимость от степени загрязнения зоны радионуклидами. При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.

Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей). Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счёт бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание - это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

 

 

3 ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПРОБЛЕМЫ ЕЕ   РЕАЛИЗАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

В Беларуси утвердилась собственная модель социально ориентированной рыночной экономики. Ее стратегическую цель можно сформулировать следующим образом: к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Работа всех органов управления нацелена на защиту гражданина и удовлетворение его потребностей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Творческий потенциал граждан, их умения и навыки, способность к разработке новых идей и реализации становятся важнейшим ресурсом экономического развития. Именно поэтому, сегодня приоритет отдается качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы.

В нашей стране сложилась разветвленная система поддержки инвалидов, многодетных и неполных семей, пенсионеров, одиноких лиц пожилого возраста, направленная на обеспечение их жизненного уровня, решение социально-бытовых проблем, проведение медицинской и социальной реабилитации. Характерными чертами такой национальной модели считаются ее программно-целевой характер и адресность.

Важнейшие программные документы, принятые за последние годы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.

Они направлены на повышение благосостояния населения, обеспечение рациональной занятости, социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан, стимулирование отраслей социальной сферы.

Главной целью социально-экономической стратегии Республики Беларусь на современном этапе является дальнейший рост качества жизни белорусов на основе конкурентоспособной экономики, которая подразумевает:

 

  • всесторонне гармоничное развитие человека;
  • рост реальных денежных доходов и сокращение бедности;
  • эффективную занятость;
  • внедрение системы социальных стандартов во все сферы жизни общества;
  • расширение сферы услуг и др.

 

Переход на рыночные отношения принес новые реалии и источники доходов: от акций и других пенных бумаг, проценты по депозитам, от предпринимательской деятельности и собственности. Принимаемые меры по социальной защите малообеспеченных групп населения способствовали усилению роли социальных трансфертов - пенсий, пособий, стипендий и др.

Последовательные усилия по повышению денежных доходов и обеспечению социальной защиты населения со стороны государства способствовали значительному снижению уровня малообеспеченности. В Беларуси порядка 6,1% населения относится к малообеспеченным. Черта абсолютной бедности в Беларуси определяется бюджетом прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. Малообеспеченными считаются те, у кого доход ниже размера прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц. Бюджет прожиточного минимума в Беларуси в среднем на душу населения с 1 ноября 2011 года составляет 574 790 рублей или 67,8 доллара США. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ, он остается важнейшим приоритетом социального развития Республики Беларусь и на долгосрочную перспективу.

Первостепенная забота государства - повышение уровня оплаты труда.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2012 года составляет 1 000 000 рублей.

 

Рисунок 1- Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2012 год, в белорусских рублях

 

 

 

 

Рисунок 2 - Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2012 год, в долларах США 

 

 

По размерам среднемесячной заработной платы за 2011 г. Беларусь занимает третье место среди стран СНГ после России и Казахстана.

 Средняя зарплата в  Беларуси в ноябре 2011 года - 2 439 681 рубль

По сравнению с октябрем 2011 года средняя зарплата увеличилась на 5,2%. 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Динамика изменения средней зарплаты в 2011 г. в белорусских рублях

 

Рисунок 4 - Динамика изменения средней зарплаты в 2011 г. в долларах США

 

Выросли минимальная заработная плата (в размере 925520 тыс руб (106,37 $) на ноябрь 2011г) , государственная гарантия и низшая граница оплаты труда.

С января 2012 года тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями установлена в размере 200 тыс. рублей. Повышение составило 32,5% по сравнению с октябрем 2011 года.

Заработная плата государственных служащих повышена с декабря 2011года в среднем на 8,1%.

Реальная заработная плата в 2012 году увеличится на 4,2%.

Благодаря своевременным усилиям правительства проблема несвоевременной выплаты заработной платы в Беларуси практически ликвидирована.

Средства на оплату труда работников бюджетной сферы могут быть получены только на основе дальнейшего роста эффективности работы реального сектора экономики, повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Не менее важный источник пополнения средств - расширение системы платных услуг, оказываемых населению.

Социальное развитие невозможно без обеспечения занятости населения и удержания безработицы в допустимых пределах.

Начиная с 2005 г. отмечается рост численности занятых в экономике: в январе-октябре 2010 года численность занятых в экономике равнялась 4663,6 тыс. на 2011 год -4720 тыс. занятых в экономике.   Одним из позитивных моментов в сфере занятости стало расширение социальной направленности ее отраслевой структуры. Приоритетность занятости в секторе услуг может быть обеспечена за счет развития сферы частного обслуживания населения, развития социальной инфраструктуры села, повышения спроса на научные кадры на основе переориентации экономики на наукоемкие производства.

Главная цель политики в области занятости населения -- формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемого хозяйства, повышение эффективности использования рабочей силы и ее конкурентоспособности. Основные усилия государства направлены на создание рабочих мест в экспортно-ориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование малого предпринимательства, повышение качества трудового потенциала, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышения территориальной мобильности рабочей силы.

Информация о работе Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях