Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности. Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная защита населения. А при социальной ориентации экономической системы именно эта защита является особенно важной и ответственной. Ее роль особенно высока в условиях переходной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Социальная защита: сущность, цели, объекты и субъекты………………………………………………………...............................6
2 Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения……………………................................................................................13
3 Политика социальной защиты в Республике Беларусь, проблемы ее реализации, направления совершенствования………………………………..18
Заключение…………………………………………………….............................31
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Одной из насущных тем остается обеспечение занятости в малых городах вокруг градообразующих предприятии, а также в деревнях. В малых городах прослеживается общереспубликанская тенденция снижения численности зарегистрированных безработных. Для снижения территориальной дифференциации безработицы необходима разработка программ по созданию новых рабочих мест в проблемных регионах. Комплексное социально-экономическое развитие малых городов, повышение рентабельности работы местных предприятий, образование смежных производств с созданием новых рабочих мест способны исправить положение и там. Не менее важное направление действий -- организация общественных работ по строительству дорог и объектов социальной инфраструктуры, обустройству городов и сел, услугам населению. Новые рабочие места для сельских жителей будут созданы на базе агрогородков. Предметом особого внимания стало развитие сельского предпринимательства.

Еще одна забота государства - сохранение контролируемой ситуации и удержание безработицы в социально приемлемых размерах.

Вместе с тем приходится констатировать, что низкий уровень официальной безработицы сопровождается одновременным расширением масштабов незарегистрированной. Наблюдается значительная региональная дифференциация уровня безработицы, которая колеблется от 0.3% в г. Минске до 1,6% в Витебской области. В ряде районов и малых городов она в 2--3 раза превышает среднереспубликанский показатель. Существует профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Хотя в последние годы отмечается снижение молодежной безработицы.

В этих условиях стратегической задачей выступает согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой рабочих мест в общественном производстве. Государство предоставляет безработным возможность профессионального обучения и переподготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, стимулирует развитие их предпринимательской инициативы и самозанятости. Стоит усилить социальную защиту от безработицы внедрением страховых принципов. Сегодня пособие по безработице составляет всего лишь 25% от БПМ в среднем на душу населения и не удовлетворяет даже жизненные минимальные потребности. Следует продолжить целенаправленную работу по трудоустройству граждан, неконкурентоспособных на рынке труда; инвалидов, молодежи до 21 года, женщин с детьми и др.

По прогнозам минтруда, в 2012 году  безработица будет находиться в пределах 1,5% к численности экономически активного населения.  Палатой представителей был принят законопроект "О внесении изменений в Закон о занятости населения"  В документе предусматривается усиление социальной защиты специалистов, которые лишились работы из-за модернизации производства и были направлены на обучение. Также в законопроекте предлагается организовать опережающее обучение людей, которым грозит увольнение. 

На сентябрь 2011 года численность пенсионеров, состоящих па учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2470,5 тыс. человек.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

Сущность распределительного механизма заключается в том, что пенсии финансируются из текущих страховых взносов. Это когда работающее население фактически за счет своих отчислений финансово содержит пенсионеров. При накопительном механизме после выхода на пенсию человек получает ее из "копилки" страховых взносов, поступивших за период страхования, и принесенного ими инвестиционного дохода. Эффективным был бы переход на накопительную систему. Однако на практике такой подход оборачивается значительными сложностями. Самая большая из них - двойная нагрузка на занятое население: необходимо не только накопить пенсию для себя, но и содержать уже существующих пенсионеров. По оценкам экспертов, даже при благоприятных условиях (соотношении работающих и пенсионеров 2:1) время перехода от распределительной к накопительной системе составит около 25 лет. При неблагоприятных демографических условиях этот срок возрастает до 45 - 60 лет.

Вместе с тем население стареет, растет и нагрузка на пенсионную систему. В стране уже разработаны основные направления реформирования пенсионной обеспечения с учетом сложившейся ситуации. Создается трехуровневая система, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий, пенсий по обязательному пенсионному страхованию и пенсий за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли обязательного государственного пенсионного страхования. Постепенно в действующее законодательство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на усиление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения, создание более тесной зависимости размеров пенсии от уплачиваемых страховых взносов. Для этого налажена система персонифицированного учета в социальном страховании, на основе которой будут назначаться пенсии. В 2008 году принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», предусматривающий формирование автономного источника финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение от таких расходов обшей пенсионной системы.

Задача, поставленная нашим правительством на перспективу,-- обеспечить реальный рост пенсий, сопоставимый с темпами роста заработной платы. Произойдет переход к исчислению пенсии исходя из размеров уплаченных страховых взносов с помощью механизма условно-накопительных счетов.

Важной проблемой социальной защиты явилась отмена льгот пенсионерам, студентам и другим группам лиц, проживающим на территории РБ в Указе №637 от 17 декабря 2007г. Причиной этого явилось то, что в стране проживает очень много категорий людей, которым предоставляются льготы. И распределяются эти средства для всех одинаково. Поэтому было принято решение отменить большинство льгот, сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению. Задача государства - не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни. Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должна оказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами. В стране сложилась развитая система социальной защиты: оказание адресной помощи, денежные выплаты семьям в связи с рождением детей, их содержанием и воспитанием, социальное обслуживание, социальные льготы и гарантии. Особое место занимает государственная материальная поддержка семей с детьми. Создаются необходимые условия для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной и воспитательной функций, повышения уровня жизни семей с детьми, обеспечения прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие, для охраны материнства и детства. Постоянно повышаются размеры пособий на детей, а их родители получают государственные гарантии в области жилищного строительства, трудовых отношений и занятости.

В Беларуси с ноября 2011 года на 29,9% возросли размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Постановлением правительства утвержден бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) в размере Br574 тыс. 790 - на 29,9% больше норматива, который действовал с 1 августа по 31 октября 2011 года (Br442 тыс. 360).

Таким образом, с 1 ноября 2011 года по 31 января 2012 года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет равняется Br574 тыс. 790, старше трех лет - Br172 тыс. 440. Единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка достигнет Br5 млн. 747 тыс. 900, при рождении второго и последующих детей белорусские семьи будут получать Br8 млн. 47 тыс. 60. Единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, с ноября текущего года составит Br574 тыс.790.

В Беларуси детские пособия в связи с рождением ребенка с 1 октября возросли вдвое. Это предусмотрено указом №416 от 15 сентября нынешнего года. На детей, рожденных с 1 октября, пособие выплачивается в следующих размерах: при рождении первого ребенка - 10 БПМ, при рождении второго и последующего детей - 14 БПМ. Кроме того, при рождении двойни дополнительно положена единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости на каждого из детей в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума (выплата этой помощи производится в органе по труду, занятости и социальной защите по месту жительства).

 В Беларуси системой  государственных пособий на 1 июля  нынешнего года были охвачены  около 426,1 тыс. детей в возрасте  до 18 лет (24,4% детского населения  страны).

Адресная социальная помощь направлена на поддержание минимально гарантированного уровня доходов малообеспеченных категорий граждан исходя из критерия нуждаемости.

Социальная зашита населения с ограниченными возможностями -- инвалидов - направлена на обеспечение их медицинской, социальной и трудовой реабилитации, создание условий для полноправного участия в жизни общества.

Реализуется ряд государственных программ, нацеленных на улучшение социально-экономического положения инвалидов и предусматривающих для них широкий перечень социальных услуг в стационарных (дома-интернаты) и нестационарных (территориальные центры социального обслуживания) учреждениях. Открыто 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, создан ряд республиканских специализированных центров медицинской реабилитации больных на функциональной основе, в том числе Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. На 153 предприятиях на специально оборудованных рабочих местах трудится более 8 тыс. инвалидов с нарушением органов зрения и слуха, повреждениями опорно-двигательного аппарата. Во взаимодействии с международными и общественными организациями для них открываются центры социальных работ. В стране действует система подготовки спортсменов-инвалидов. Для устойчивого развития страны необходимо проводить сильную социальную политику, гарантирующую гражданам медицинскую помощь. Образование, удовлетворение духовных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются органами государственной власти как социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.

Основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

Государственная социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо динамично повышать уровень доходов населения и решить проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов - МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.

Сильная социальная политика в сочетании с инициативой белорусских граждан призвана обеспечить повышение уровня и качества их жизни, поселить в сердцах уверенность завтрашнем дне.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Лемешевский, И. М. .Макроэкономика (Эконом. теория. Часть 3). Учебное         пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.

2 Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380с., ил.

3 Макроэкономика: учебное пособие / И.В.Новикова, А. П. Морова, А. О. Тихонов и др.; под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 343с.

4 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] – режим доступа: http://mintrud.gov.by Дата доступа: 05.01.2012г. 

5 Новикова И. В.  Ачаповская М. З.  Ожигина В. В.  Максименко-Новохрост Т. В.  Ясинский Ю. М. Макроэкономика. Курс интенсивной подготовки. 3-е издание Под редакцией:   Новикова И. В. Ясинский Ю. М.  3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.

6 Программа социально-экономического развития страны на 2011 – 2015 гг. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://baranovichy.by Дата доступа: 27.12.2011г.

7 Социальное обслуживание [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.belta.by Дата доступа: 23.12.2011г.2011г. 

8 Социальные пенсии  [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.bel-jurist.com Дата доступа: 03.01.2012г.

9 Статистический ежегодник РБ. - Мн.: национальный статистический комитет РБ., 2011

10 Труд и занятость в республике Беларусь./ Статистический сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2011

11 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.center.gov.by Дата доступа: 08.01.2012г.

Информация о работе Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях