Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:56, доклад
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Как и многое другое, интерес к социальной стороне бизнеса сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное внимание уже очень давно. В нашей стране, как это обычно бывает, все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.
Все проблемы можно разделить на три группы: взаимодействие между государством и бизнесом, между бизнесом и обществом и самоорганизация бизнеса. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в последний год произошли существенные изменения. Опасения вызывает тот факт, что около 40 процентов опрошенных руководителей предприятий указали на то, что в течение последний трех лет нарушались законные права их предприятий. Интересно, что больше всего этим грешат именно федеральные, а не местные органы власти. Причем, еще в 2002 году этот факт отмечали только 26% респондентов. Доля же нарушений, допущенных региональными органами власти, снизилась с 32,7% до 20,8%. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно произошло реальное снижение нарушений прав предпринимателей региональными и местными органами власти. А с другой - на фоне роста нарушений, допускаемых федеральными структурами, влияние региональных и местных властей не выглядит для бизнеса так критично. Давление государства на бизнес в последние годы заметно усиливается. Индикатором в этой связи можно назвать рост числа проверок предприятий различными государственными инстанциями. Это увеличение отметили около трети опрошенных руководителей предприятий.
Еще более наглядно проявляет себя общая тенденция усиления давления власти на бизнес в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде. Почти половина опрошенных уверены, что ситуация может развиваться по негативному для них сценарию.
Практически каждый пятый опрошенный руководитель указал на наличие в течение последних трех лет фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти. И это уже очень серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных чиновников.
Ситуация осложняется еще и тем, что наличие качественных законов не является гарантией игры по правилам в российской экономике. Большую роль играет складывающаяся практика правоприменения.
Предприятия берут
на себя социальную
Это можно проследить на ситуации с профессиональным образованием в России. По прогнозам, к 2050 году объем трудовых ресурсов страны сократится в 2 раза, с 87 млн. человек в 2002 году до 43 млн. Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой для предприятий реального сектора экономики является обеспечение производства квалифицированными рабочими и специалистами. На фоне все увеличивающегося процента выпускников высших учебных заведений эта проблема выглядит еще более острой. При этом и качество среднего профессионального образования оставляет желать много лучшего. Отмечается недостаточность подготовки выпускников для начала профессиональной деятельности. И чем ниже ранг образовательного учреждения, тем более низкий уровень подготовки его выпускников. Уже многие динамично развивающиеся сферы бизнеса имеют свои собственные образовательные центры до подготовки выпускников, свои стандарты обучения и систему сертификации выпускников. При этом государство эту сферу не регулирует. И вся система функционирует только за счет средств бизнеса.
Можно сказать, что в виде выпускника предприятие получает отечественный автомобиль, который, прежде чем эксплуатировать, в течение нескольких месяцев нужно доводить до ума. Учреждения же образования не ориентированы на выпуск подготовленных специалистов, необходимых предприятиям. На одном из совещаний, организованном департаментом образования города Москвы, один из директоров техникума, готовящего специалистов для строительной отрасли, заявил, что на московском рынке существует их нехватка, и предприятия возьмут выпускников с любым уровнем подготовки. Они их возьмут, и будут вынуждены доучивать за свой счет. Но зачем тогда нужна такая государственная система подготовки?
Получается, что бизнес
просто вынужден брать на себя функции
государства и это называется
социальной ответственностью. Это связано
в первую очередь с отсутствием
соответствующей
Предприниматели
оценивают перспективы
Наиболее оптимистичным выглядит прогноз политической ситуации. Доля прогнозов потери стабильности в этой сфере не велика. Хотя и нарастает по мере удаленности прогноза. И, наконец, совсем уж пессимистичным выглядит прогноз ситуации в социальной сфере. Здесь видят потерю стабильности уже в ближайшем будущем.
Заключение
В целом патриотически
настроенное