Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:52, реферат

Краткое описание

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1 Социальная политика государства
1.1 Основные задачи и цели социальной политики
1.2 Понятие социального блага
1.3 Основные направления реализации социальной политики
1.3.1 Социальное страхование
1.3.2 Социальная защита в сфере занятости населения
1.3.3 Социальная политика в области заработной платы
1.3.4 Социальная политика на рынке труда
1.3.5 Жилищная политика
1.3.6 Социальная политика в сфере образования
1.3.7 Социальная политика в сфере здравоохранения
Глава 2. Анализ реальной ситуации
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика государства.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

- социальные гарантии, основанные  на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных  систем образования, здравоохранения  и социального страхования;

- социальную помощь наиболее  уязвимым и, в первую очередь  нетрудоспособным категориям населения.

- социальное страхование: обязательное  – всего активного населения  страны за счет взносов работодателей  и работников, добровольное –  части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.

В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

- Строгий учет уровня материальной  обеспеченности каждого гражданина;

- Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так  и семье;

- Четкая дифференциация причин  нуждаемости, отказ от государственной  помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но  не желающим делать это;

- Перенос центра тяжести по  оказанию адресной помощи на  уровень органов местного самоуправления  при передаче последним соответствующих  функций и средств на их  реализацию.

При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

Для современной России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.

В этой связи в первую очередь следует:

- Четко определить границы обеспечиваемых  государством базовых социальных  гарантий;

- Выделить основные приоритеты  социальной политики, ориентированной  на формирование среднего класса  при адресной дифференцированной  помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;

- Продумать конкретные механизмы  смягчения заложенных в самой  идее социального государства  противоречий между социальным  и правовым принципом российской  государственности, достижения баланса  между централизацией, правами и  интересами субъектов Федерации  и местного самоуправления;

- За государством должно остаться  право устанавливать пределы, как  социализации, так и допустимой  степени либерализации и открытости  экономики на каждом конкретном  этапе.

Самоустранение государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.

Для уравнивания социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

Отсюда вытекает необходимость:

- Выравнивание условий бюджетного  финансирования социально значимых  расходов;

- Поддержка социальных реформ  и социального развития проблемных  регионов;

- Адаптация социальных реформ  к северным и другим территориям  с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.)

Большое значение имеет программно-целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

- Возвращение к практике социального  планирования и разработке программ  социальных преобразований на  основе долгосрочных многовариантных  народнохозяйственных вопросов;

- Организационное упорядочение  разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу  для продвижения социальных реформ.

Заключение

 

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества.

России предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

Социальная политика может быть современной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело, вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Список литературы

 

1. Левашов В.И. Социальная политика  доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

2. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. 3. Михеев С. // обозреватель Политком.Ру // №18(145) 7-14 мая 2002 г.

4. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юрист, 2002г.

5. Конституция РФ: научно-практический  комментарий. / Под редакцией академика  Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2000г.

6. Савченко А.П. Здоровье общества  и система здравоохранения в  контексте социальной политики  России: Доклад, 2007г.

7. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 

8. С. А. Глазьев. О правительственном  плане действий в области социальной  политики на 2000-2001 г.г.: “РЭЖ - 2000”, №8.

9. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры  социальной политики России: ”ЭКО - 2000”, №10.

10. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003.

11. С.С. Смирнов, Н. А. Исаев. “Социальная  политика. Новый курс”: “Вопросы  экономики” ,1999г.

12. Григорьев П. В. Теоретическая политология. Часть 1. Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. – М.: Приор, 2001.

13. Матвиенко В. Актуальные вопросы  социальной политики. //Международная  жизнь, 1999 г. №4.

1 [5, стр. 101]

2 Понятие “социальное государство”  применительно к России впервые  официально было использовано  в тексте Конституции Российской  Федерации, принятой в декабре 1993г

 


Информация о работе Социальная политика государства