Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:52, реферат
Краткое описание
Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д.
Содержание
Введение Глава 1 Социальная политика государства 1.1 Основные задачи и цели социальной политики 1.2 Понятие социального блага 1.3 Основные направления реализации социальной политики 1.3.1 Социальное страхование 1.3.2 Социальная защита в сфере занятости населения 1.3.3 Социальная политика в области заработной платы 1.3.4 Социальная политика на рынке труда 1.3.5 Жилищная политика 1.3.6 Социальная политика в сфере образования 1.3.7 Социальная политика в сфере здравоохранения Глава 2. Анализ реальной ситуации Глава 3. Совершенствование социальной политики государства Заключение Список литературы
Необходимо четко осознать, что реальное
управление трудовыми отношениями и собственно
трудом станет возможным только при соответствующем
развитии социального партнерства, а эффективность
реализуемых программ будет определяться
совместными действиями государственных
институтов (всех уровней и ветвей власти),
общественных организаций трудящихся
и предпринимательских структур.
Центр тяжести корректировки реформ
должен сместиться, с одной стороны, на
структурные преобразования в сфере труда
и социально-трудовых отношений, с другой,
на обеспечение реального приоритета
отраслей социальной сферы (науки, образования,
здравоохранения, культуры), которые должны
гарантировать воспроизводство работника,
способного своим трудом обеспечит достойный
уровень жизни.
Настоятельная необходимость разработки
принципиальных подходов к решению проблем,
относящихся к третьему блоку, определяется
не только тем фактом, что сегодня в социальной
защите нуждается значительная часть
россиян, но и тем обстоятельством, что
действующая система гарантий и льгот
не просто ведет к неэффективности государственных
расходов на социальную помощь, но и вступает
в противоречие с общим направлением реформирования
социальных отношений. До сих пор в ней
заложена определяющая роль государственных
структур власти, федерального и местных
бюджетов в сборе и распределении местных
бюджетов.
Представляется целесообразной дифференциация
функционально ориентированных, взаимодополняющих
институтов социальной зашиты, которые
обеспечивают:
- социальные гарантии, основанные
на принципах равенства возможностей,
всеобщей доступности общенациональных
систем образования, здравоохранения
и социального страхования;
- социальную помощь наиболее
уязвимым и, в первую очередь
нетрудоспособным категориям населения.
- социальное страхование: обязательное
– всего активного населения
страны за счет взносов работодателей
и работников, добровольное –
части трудозанятого населения в порядке
личной инициативы работников и работодателей.
В то время как социальные гарантии и
социальное страхование не связаны со
степенью нуждаемости, социальная помощь
должна носить адресный характер, для
чего требуется:
- Строгий учет уровня материальной
обеспеченности каждого гражданина;
- Переход к адресной помощи,
как отдельному гражданину, так
и семье;
- Четкая дифференциация причин
нуждаемости, отказ от государственной
помощи трудоспособным гражданам,
имеющим возможность работать, но
не желающим делать это;
- Перенос центра тяжести по
оказанию адресной помощи на
уровень органов местного самоуправления
при передаче последним соответствующих
функций и средств на их
реализацию.
При этом государственная социальная
помощь нуждающимся будет иметь смысл
только в том случае, если она удовлетворят
базовые потребности человека. Отсюда
вытекает необходимость отказаться от
использования минимальной оплаты труда
в качестве регулятора уровня социальных
выплат, заменив его прожиточным минимумом
с учетом региональных различий.
Для современной России крайне актуален
вопрос об исторической ответственности
государства за перемены в социальном
положении населения в целом и всех составляющих
его групп.
В этой связи в первую очередь следует:
- Четко определить границы обеспечиваемых
государством базовых социальных
гарантий;
- Выделить основные приоритеты
социальной политики, ориентированной
на формирование среднего класса
при адресной дифференцированной
помощи неимущим и прогрессивном налогообложении
богатых;
- Продумать конкретные механизмы
смягчения заложенных в самой
идее социального государства
противоречий между социальным
и правовым принципом российской
государственности, достижения баланса
между централизацией, правами и
интересами субъектов Федерации
и местного самоуправления;
- За государством должно остаться
право устанавливать пределы, как
социализации, так и допустимой
степени либерализации и открытости
экономики на каждом конкретном
этапе.
Самоустранение государства от регулирования
многих социально значимых вопросов (оплата
труда во внебюджетной сфере, установление
цен и т.п.), стремление решить достаточно
широкий круг проблем рыночными методами,
переложив ответственность на органы
самоуправления, на самого человека, -
вполне естественно для рыночных экономик.
Развитие структур гражданского общества
одно из основных условий повышения ответственности
граждан за собственное материальное
благополучие.
Для уравнивания социальной ситуации
в различных регионах страны на федеральном
уровне целесообразно определить лишь
минимальные государственные стандарты
по основным видам социального обслуживания
населения, в соответствии с которыми
осуществляется политика финансового
выравнивания.
Отсюда вытекает необходимость:
- Выравнивание условий бюджетного
финансирования социально значимых
расходов;
- Поддержка социальных реформ
и социального развития проблемных
регионов;
- Адаптация социальных реформ
к северным и другим территориям
с особыми условиями проживания
(пустынные, высокогорные и т.п.)
Большое значение имеет программно-целевой
метод решения социальных задач, ориентированных
на социальные нормативы, характерные
для каждого отдельного периода: кризиса,
стабилизации, подъема экономики. На нынешнем
этапе таких проблем должно быть порядка
15-20 (продовольственная, по непродовольственным
товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального
хозяйства, здравоохранения, страхования
и т.д.), жестко увязанных между собой. По
каждому направлению нужны региональные
программы, учитывающие местные социальные
нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных
задач законотворческой деятельности
на данном этапе необходимо выдвинуть
следующее:
- Возвращение к практике социального
планирования и разработке программ
социальных преобразований на
основе долгосрочных многовариантных
народнохозяйственных вопросов;
- Организационное упорядочение
разработки основополагающих актов,
обеспечивающих правовую базу
для продвижения социальных реформ.
Заключение
Таким образом, социальная политика контролирует
развитие социальной структуры общества.
России предстоит разработать и овладеть
методами формирования и реализации государственной
социальной политики в условиях борьбы
политических партий и движений, конкуренции
программ. Задача достижения в обществе
консенсуса на возможно более широкой
основе, когда следует искать согласия
по отдельным конкретным вопросам рационального
курса социальной политики, остается актуальной.
Социальная политика может быть современной
и гуманистичной лишь тогда, когда она
умело, вбирает в себя интересы классов
и социальных групп, гармонизирует их
и тем самым обеспечивает стабильность
общества, уверенность людей в их завтрашнем
дне, порождает оптимизм.
Социальная жизнь общества за последний
период пошла по двум направлениям. С одной
стороны появилась свобода выбора товаров
и услуг, их форм. Но с другой стороны все
эти социальные блага не доступны подавляющему
числу жителей страны. Получили распространение
такие явления как нищета, явная безработица,
необеспеченность в старости, беженцы.
Эти явления не были явно видны при старой
политической системе. Пособия и разного
рода выплаты и дотации не исправляют
положения.
Все эти и другие явления социальной
жизни страны негативно влияют на экономическое
и политическое положение государства.
Тем самым становится очевидно, что для
нормального функционирования социально
ориентированной рыночной экономики России
и успешного создания эффективного социально-защитного
механизма необходимо незамедлительное
принятие и неукоснительное претворение
в жизнь нормативно-законодательных актов,
направленных на повышение занятости
и обеспечение государством социальной
поддержки населения.
Список литературы
1. Левашов В.И. Социальная политика
доходов и заработной платы. -
М.: Центр экономики и маркетинга,
2000.
2. Роик В. Социальная защита: содержание
понятия // Человек и труд, 11/2000. 3. Михеев
С. // обозреватель Политком.Ру // №18(145)
7-14 мая 2002 г.
5. Конституция РФ: научно-практический
комментарий. / Под редакцией академика
Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2000г.
6. Савченко А.П. Здоровье общества
и система здравоохранения в
контексте социальной политики
России: Доклад, 2007г.
7. Мухудадаев М.О. Социальная политика
и образование. Сборник статей. — Под ред.
С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское
философское общество, 2004.
8. С. А. Глазьев. О правительственном
плане действий в области социальной
политики на 2000-2001 г.г.: “РЭЖ - 2000”, №8.
9. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры
социальной политики России: ”ЭКО
- 2000”, №10.
10. Волгин Н.А. Социальная политика.
– М.: Экзамен, 2003.
11. С.С. Смирнов, Н. А. Исаев. “Социальная
политика. Новый курс”: “Вопросы
экономики” ,1999г.
12. Григорьев П. В. Теоретическая политология.
Часть 1. Местное самоуправление: Сборник
нормативных актов. – М.: Приор, 2001.
13. Матвиенко В. Актуальные вопросы
социальной политики. //Международная
жизнь, 1999 г. №4.
1 [5, стр. 101]
2 Понятие “социальное государство”
применительно к России впервые
официально было использовано
в тексте Конституции Российской
Федерации, принятой в декабре 1993г