Социальная политика и ее основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условия для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой непосредственно связаны условия формирования и использования определяющего фактора производства - труда. Именно от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и основные направления социальной политики 4
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики 4
1.2 Основные направления социальной политики 7
1.2.1 Политика государства в формировании доходов 7
1.2.2 Политика занятости 11
1.2.3 Социальная защита граждан 12
1.2.4 Политика развития социальных отраслей 14
1.3 Дилемма эффективности и справедливости 16
2. Особенности современной социальной политики в России. 18
2.1 Политика в области улучшения жилищных условий 18
2.2 Политика в области регулирования пенсионного обеспечения 20
2.3.Политика в области здравоохранения 21
2.4. Политика в области образования 23
2.5. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости 26
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 890.45 Кб (Скачать файл)

Целью принятой программы является снижение цен к 2018 году на первичном рынке жилья на 20%. На ее финансирование запланировано выделить из Госбюджета 2,42 млрд. руб. Всего в течение 5 лет запланировано построить 25 млн. кв. м жилья экономкласса и сдать в эксплуатацию около 360 тысяч квартир. Цена за квадратный метр будет фиксированной – 32 тыс. рублей, что ниже на 20% рыночной. Для строительства жилья будут предоставляться бесплатные земельные участки, а также обеспечивать подключение к сетям; во-вторых, будут предоставляться льготные кредиты госбанков.

Если первый фактор влияет напрямую на цену самого жилья, то второй – серьезно расширяет круг претендентов на покупку квартир. Ставка по ипотеке в программе будет значительно ниже рыночной – процент среднегодовой инфляции плюс 2,2%. В 2013 году ипотечная ставка не превышает 10%.

Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Нужно увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.

Национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России» призван создать условия для решения следующих проблем:

- увеличение объёма жилищного  строительства;

- выделение средств из  бюджетов всех уровней на оснащение  инженерной инфраструктуры земельных  участков под жилищное строительство;

- завершение формирования  нормативной базы, необходимой для  выпуска ипотечных ценных бумаг;

- разработка механизма  субсидирования ипотечных кредитов  и значительно увеличение уставного  капитала Агентства по ипотечному  и жилищному кредитованию с  предоставлением ему серьёзных  государственных гарантий;

- обеспечение полноценного  функционирования накопительной  ипотечной системы для решения  жилищных проблем военнослужащих;

- значительное увеличение  расходов федерального бюджета  на поддержку молодых семей, помощь  решению жилищной проблемы молодых  специалистов на селе;

- исполнение государственных  обязательств по предоставлению  жилья ветеранам войн и вооружённых  конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан.

Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.

2.2 Политика в области регулирования пенсионного обеспечения

Доходы Пенсионного Фонда РФ в 2013 году по плану должны составить 6 трлн. 343,3 млрд. рублей, расходы – 6 трлн. 088,7 млрд.рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, доходы в сумме 5 трлн. 761,5 млрд. рублей и расходы в сумме 5 трлн. 821,9 млрд. рублей.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2013 год составляет 2 трлн. 960 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ – 5 трлн. 551,3 млрд. рублей.

При этом проект бюджета ПФР на 2013 год сформирован с учетом повышения ставки страхового тарифа для самозанятого населения. В 2013 году граждане из числа индивидуальных предпринимателей платят исходя из двойного МРОТ , то есть по формуле: 2 х 5205,00 х тариф страхового взноса х 12. Данная мера дополнительно принесет в бюджет Пенсионного фонда 47,5 млрд. рублей.

Трудовые пенсии в 2013 году были повышены 2 раза: 1 февраля и 1 апреля в сумме 10,5 %. Социальные пенсии с 1 апреля выросли на 5,1 %. Размер средней трудовой пенсии в 2013 году составляет 10,3 тыс. рублей, социальной пенсии – более 6 тыс. рублей

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России назначается мужчинам, достигшим 60 лет и женщинам, достигшим 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе распределяются следующим образом: 16% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателем взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии.Правила те же, что и для банковских вкладов, но только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность. По действующей сегодня пенсионной формуле трудовой стаж практически не имеет никакого влияния на размер пенсии.

2.3.Политика в области здравоохранения

В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

 

 

2.4. Политика в области образования

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества. Развернувшаяся в мире научно-технологическая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Система образовательных учреждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования (рис.1).

На протяжении последних пяти лет наблюдался значительный рост бюджетных расходов на одного обучающегося в среднем почти на 13,5 % в год. При этом семейные инвестиции в человеческий капитал детей составляли около 18 % от совокупного объема затрат на образование. Совокупные расходы на образование из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также со стороны семей в 2013 году, по предварительным оценкам, составили более 2,5 трлн. рублей.

В 2008-2012 годах прирост финансирования учреждений профессионального образования из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составлял в среднем 17 % в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6 %. Наибольшими темпами возрастало бюджетное финансирование высшего образования (на 20,1 % в год), наименьшими  - начального профессионального образования (на 7,1 % в год).

Несмотря на это, по показателю расходов на образование в расчете на одного обучающегося по отношению к ВВП на душу населения Россия мало.  Анализ показывает, что реализация эффективных программ модернизации экономики требует увеличения доли национального дохода, расходуемого на образование (в целом и в пересчете на одного обучающегося). Не вполне устранена дифференциация между регионами и муниципалитетами в финансовом обеспечении аналогичных услуг, гарантированных законодательством. Не везде внедрены прозрачные механизмы распределения и использования бюджетных средств.

В 2013 году в России вступает в силу закон "Об образовании в РФ", который призван заменить два действующих - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В законе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее, а также дополнительное образование.

Главная проблема нового закона — в том, что он последовательно переводит образование на коммерческие рельсы и сокращает количество государственных гарантий. Это нигде не заявлено напрямую, но четко прослеживается. Сам закон тщательно уходит от всяких финансовых обещаний — он ограничивается набором деклараций, а вся финансовая конкретика переводится на уровень подзаконных актов.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Система образования в Российской Федерации

 

 

 

2.5. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости

С января по август 2013 года  произошел рост численности категории граждан возрастом от 15 до 72 лет  до  76,4 млн.  человек, увеличившись на 129 тысяч, что составляет почти 53% от общей численности населения РФ.

Данные Росстата свидетельствуют о том, что 72 млн. человек  заняты экономической деятельностью, а остальные 4 млн. человек являются безработными по критериям МОТ.

Согласно данным Росстата,  безработных, классификация которых осуществляется  в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза больше численности безработных, которые были зарегистрированы государственными учреждениямислужбы занятости населения. С января по август 2013 года произошло  снижение официальных безработных в РФ на 0,8% (рис.2).

Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости; 
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; 
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работникови работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; 
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ. 

 

 

Рисунок 2. Динамика численности экономически активного населения

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях, здравоохранении, образовании.

В результате можно сделать следующие выводы:

1. Социальная политика  – это система экономических  отношений, обеспечивающая каждому  члену общества гарантии определенного  уровня жизни, минимально необходимого  для развития и использования  его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его  при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).

2. Основными принципами  проведения социальной политики  являются:

- защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

- обеспечение помощи самым бедным семьям;

- выдача помощи на случай безработицы;

- обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

- развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

3. Социальная политика  выполняет следующий ряд функций:

- обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.

- обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

- обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы.

- обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.

Рассмотрев основные направления социальной политики РФ, можно сделать вывод, что, не смотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и положительных. И, намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Информация о работе Социальная политика и ее основные направления