Социальная сфера муниципального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального сектора экономики, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические и правовые основы функционирования социальной сферы в муниципальных образованиях..................................................................................................4
2. Современное состояние социальной сферы муниципального образования.....................10
3. Направления развития социальной сферы на муниципальном уровне............................20
Заключение...................................................................................................................................23
Список использованной литературы.........................................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мун.Сектор - копия.docx

— 73.28 Кб (Скачать файл)

Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выраженный территориальный  характер, при проведении социальной политики неизбежна относительная  региональная самостоятельность. В  постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначительным, тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль.

Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта федерации, которое должно соответствовать  нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры  ряда регионов, разнообразие условий  внутри них приводят к тому, что  общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.

Муниципальный уровень также  играет важнейшую роль в осуществлении  социальной политики, поскольку в  сфере муниципального управления сосредоточена  ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности  общества, что дает возможность наиболее полно учитывать потребности  индивидов, оказывать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение  усилий негосударственных организаций  и объединений. 

Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в  большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в  лицо с конкретным человеком», как  правило, на региональном и муниципальном  уровнях. Именно здесь она находит  свое окончательное воплощение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Современное состояние   социальной сферы муниципального  образования

Социальная сфера находит  свое проявление как в социальной инфраструктуре и представляющем ее комплексе соответствующих отраслей, так и в том социальном пространстве, в котором реально осуществляется деятельность индивидов, их общение, взаимодействие, многочисленные социальные связи.

 Рассматривая структуру  социальной сферы, можно выделить  следующие ее основные компоненты:

  • здравоохранение,
  • социальная поддержка населения,
  • образование,
  • культура,
  • физическая культура и спорт.

2.1 Здравоохранение

Деятельность  Комитета здравоохранения, муниципальных  лечебных учреждений

г. Улан-Удэ направлена на сохранение и укрепление уровня здоровья населения, повышение качества медицинских услуг и доступности медицинской помощи. 
В городе функционирует 21 лечебно-профилактических учреждений, в т.ч. 10 стационарных учреждений, 5 городских поликлиник, 4 стоматологические поликлиники, станция скорой медицинской помощи, городской центр медицинской профилактики. 
В рамках программы модернизации ЛПУ города Улан-Удэ в 2011году было выделено 577, 5 млн. рублей, в том числе на проведение капитального ремонта 150,5 млн. рублей. В данный раздел программы вошли 10 ЛПУ города: 6 территориальных поликлиник (в том числе 2 больницы, имеющие в своем составе поликлиники - больница №4, №5), БСМП, Городской роддом, Городская инфекционная больница, Детская городская клиническая больница. Были отремонтированы оконные блоки, гидроизоляция, системы вентиляций, кровля и фасады, а также проводились сантехнические работы и ремонт отделений. 
На оснащение оборудованием было израсходовано 110,4 млн. рублей. В данный раздел программы вошли все ЛПУ города, за исключением стоматологической службы. Было приобретено оборудование для отделений функциональной диагностики, для палат интенсивной терапии, реанимаций, хирургии, для лабораторной диагностики и для амбулаторий врачей общей практики.

 Комитетом  здравоохранения разработан проект  целевой долгосрочной программы  «Кадры муниципального здравоохранения  г. Улан-Удэ на 2011-2015 года и на период до 2020 года», где выделены три направления Программы: социальное, профессиональное и самореализация «Я».

Социальной  поддержкой можно назвать решение  Администрации города о строительстве  комплекса 3-х этажных домов на 190 квадратов именно для молодых  специалистов здравоохранения и  образования. В профессиональном направлении  мы предлагаем оплачивать начинающим специалистам послевузовскую и дополнительную профессиональную подготовку, стажировку на местных и центральных базах. В муниципальном здравоохранении  города создан СОВЕТ молодых специалистов, куда вошли 117 человек. Они активно  участвуют в жизни города и  взаимодействуют с молодыми специалистами  других отраслей. Основными целями и задачами Совета являются объединение  молодых специалистов для повышения  эффективности принимаемых решений  в области молодежной политики г.Улан-Удэ, создание благоприятных условий для работы молодых специалистов, повышение профессионального уровня подготовки, а также организация досуга, спорта и отдыха молодых специалистов, работающих в системе муниципального здравоохранения. 
       В рамках модернизации в 2011 году свою квалификацию повысили 60 врачей, на повышение квалификации выделено 480 тыс. рублей. Немаловажно подчеркнуть, что также в рамках модернизации с 2011 года осуществляются выплаты стимулирующего характера врачам и среднему медицинскому персоналу, что позволило увеличить заработную плату в среднем по стационарам доплаты у врачей, составили от 2000 до 9000 рублей, у медицинских сестер - от 1000 до 5000 рублей. В поликлиниках, доплаты врачам составили - 10000-12000 рублей, медсестрам 5000-7000 рублей. 
      На 1 января 2012 года в системе здравоохранения города Улан-Удэ работает 6 082 человек, из них врачей - 1252 человек, средних медицинских работников – 2685, провизоров – 10, фармацевтов – 8, младших медицинских работников – 937, прочих – 1191 человек. Из общего числа врачей, интернатуру окончили – 1082 человек, клиническую ординатуру – 338, аспирантуру – 40. Звания «Отличник здравоохранения» среди врачей имеют – 26 человека, «Заслуженный врач РФ» - 12 человек, «Заслуженный врач РБ» - 209 человек, «Кандидат медицинских наук» – 41 врач, «Народный врач» – 2. 
 Из общего числа средних медицинских работников прошли обучение – 434, имеют квалификационную категорию – 1570 (высшую-847, первую-335, вторую-388). Имеют звания «Отличник здравоохранения» - 11 человек, «Заслуженный работник здравоохранения» - 92 человек.

Одной из самых сложных  проблем муниципального здравоохранения  является его финансирование, которое  носит многоканальный характер (рис. 2).


 


 

 

Рис. 2 Источники финансирования муниципального здравоохранения.

За счет бюджетных средств  финансируются профилактические мероприятия, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний  и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств  государственного внебюджетного фонда  обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских  услуг. Этот набор определяется в  перечнях, утверждаемых органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные  программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального  налога. Нормативы взносов устанавливаются  федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего  времени выплачивались из местных  бюджетов, причем муниципальные образования  были крупными должниками ФОМС. Затем  эти функции были переданы органам  государственной власти субъектов  РФ и органам Пенсионного фонда  РФ. Страховые организации, в распоряжении которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими  учреждениями и оплачивают оказанные  ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов  и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинскою страхования, имеет возможность выбора между лечебно-профилактическим учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться  доходы от ценных бумаг, банковские и  другие кредиты, безвозмездные и  благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством  РФ.

Состояние и развитие отрасли  здравоохранения характеризует  такой показатель, как обеспеченность муниципального образования объектами  здравоохранения.

 

    1. Социальная поддержка населения

Министерство  социальной защиты населения Республики Бурятия является республиканским  органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование  в сфере социальной защиты населения  Республики Бурятия.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» 2003 г. относит к компетенции муниципальных  районов и городских округов  в данной сфере только опеку и  попечительство, а к компетенции  поселений — оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот  по социальной поддержке граждан  традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных  полномочий. Как наиболее близкие  к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия  жизни отдельных граждан и  могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В  связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты  несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения:

- денежные пособия;

- помощь в натуральной  форме (продукты, одежда);

- льготы (скидки) при оплате  ряда услуг;

- субсидии (целевые средства  для оплаты услуг);

- компенсации (возмещение  некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Для реализации муниципальной  политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций  — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит  от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы  управления, наличия необходимых  специалистов. Она представлена на рис. 3

 






 




 



 


 

Рис. 3 Субъекты социальной поддержки  населения в муниципальном образовании.

Основную организационную, практическую и координационную  деятельность по оказанию различных  видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального  обслуживания. Они признаны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые  для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление.

 

    1. Образование

Одна из важнейших характеристик  муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и  инвестиционную привлекательность, это  образовательный уровень населения. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных  образований одной из крупных  статей расходов местных бюджетов. Структура системы образования  на муниципальном уровне представлена на рис. 4

 










Рис. 4 Структура системы  образования на муниципальном уровне.

 

Дошкольный уровень является начальным звеном образования. В  дошкольных образовательных учреждениях  обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей  в возрасте от двух месяцев до семи лет. В соответствии с функциями существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребёнка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

 К учреждениям общего  образования относятся общеобразовательные  школы, школы-интернаты, специальные  и вечерние школы. В системе  непрерывного образования они  являются вторым звеном после  дошкольного уровня. Их деятельность  связана с предоставлением всем  гражданам РФ возможности реализовать  гарантированное государством право  на получение бесплатного общего  образования. В целях обеспечения  доступности и вариативности  общего образования могут создаваться  следующие виды учреждений: начальная  общеобразовательная школа; основная  общеобразовательная школа; средняя  общеобразовательная школа; средняя  образовательная школа с углубленным  изучением отдельных предметов;  лицей; гимназия; вечерняя общеобразовательная  школа; центр образования; открытая (смена) образовательная школа;  кадетская школа; школа-интернат.

Информация о работе Социальная сфера муниципального сектора экономики