Социальная сфера муниципального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального сектора экономики, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические и правовые основы функционирования социальной сферы в муниципальных образованиях..................................................................................................4
2. Современное состояние социальной сферы муниципального образования.....................10
3. Направления развития социальной сферы на муниципальном уровне............................20
Заключение...................................................................................................................................23
Список использованной литературы.........................................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мун.Сектор - копия.docx

— 73.28 Кб (Скачать файл)

Учреждения высшего профессионального  образования призваны обеспечить потребности  личности в приобретении высшего  образования и квалификации в  избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие виды: университет; академия; институт.

В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» к полномочиям  органов местного самоуправления муниципальных  районов и городских округов  относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;
  • организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;
  • создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;
  • опека и попечительство.

Деятельность муниципальных  образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и  разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования  являются местные органы управления образованием. На основании их решения  органы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования  в оперативное управление соответствующее  имущество и в бессрочное бесплатное пользование — участки земли.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной  политики в области образования  переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, по определению их структуры  и полномочий, по назначению и увольнению руководителей.

В соответствии с законодательством  органы местного самоуправления формируют  местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие  фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают  местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают  налоговые льготы, стимулирующие  его развитие.

Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего  образования и науки может  состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных  кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный  заказ вузам и научным учреждениям  на проведение прикладных исследований.

 

    1. Культура

Вся деятельность структурного подразделения осуществляется в  рамках Федерального закона № 131-Ф3 «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Для выполнения своей  миссии Управление культуры руководствуется  стратегией развития Российской культуры на 2007-2010 годы, «Концепцией развития культуры и искусства Республики Бурятия на 2006-2009 годы» и Программой социально-экономического развития г. Улан-Удэ. Дальнейшая работа планируется в рамках реализации муниципальной целевой программы «Сохранение и развитие культуры и искусства г. Улан-Удэ на 2009-2011 годы», защищенной в ноябре 2008 года.

Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку  культурных достижений в области  литературы, искусства, художественного  творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к  творениям культуры, проводить исследования в области культуры. К отрасли  культуры относятся разнообразные  организации и виды деятельности (рис 5).

 










 


 

 

Рис. 5 Состав сферы культуры.

Сегодня муниципальная сеть сферы культуры Улан-Удэ - 52 учреждения, из них Централизованная библиотечная система с Центральной  городской библиотекой им. И. К. Калашникова  и девятнадцатью филиалами, пятнадцать учреждений дополнительного художественного  образования,  восемь культурно-досуговых учреждений, Музей истории города Улан-Удэ, Детский городской парк, «Театр Молодой балет Улан-Удэ», Молодежный художественный театр, два народных и два профессиональных коллектива, централизованная бухгалтерия.

Одна  из задач Управления культуры –  обеспечить население условиями  для полноценного отдыха и реализации творческих потребностей. Состояние  культурно-досуговых учреждений города остается стабильным и наблюдается тенденция к поиску новых художественных форм для реализации творческого потенциала населения. В учреждениях клубного типа сегодня успешно работают 106 клубных формирований, где занимаются творчеством 2779 человек разных возрастных категорий.

 

    1. Физическая культура и спорт

Деятельность Республиканского агентства по физической культуре и  спорту осуществлялась в рамках Республиканской  целевой программы «Развитие  физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия  на 2006-2007 годы», принятой Постановлением Правительства Республики Бурятия  от 23 ноября 2005 года № 336 и была  направлена на укрепление материально-технической  базы, увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни.

На  муниципальном уровне регулирование  вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее  структурное подразделение администрации. Данное регулирование осуществляется по следующим направлениям:

- финансирование мероприятий  в области физической культуры  и спорта;

-содержание физкультурно-оздоровительных,  спортивных сооружений, находящихся  в собственности муниципального  образования;

- создание условий для  развития физической культуры  и спорта;

- оказание адресной финансовой  поддержки негосударственным физкультурно-спортивным  организациям;

- поддержка физкультурно-оздоровительных  и спортивных организаций и  сооружений и укрепление их  материально-технической базы.

Со строительством спортивных объектов Республиканское агентство  по физической культуре и спорту связывает  большие надежды на развитие детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, пропаганды физической культуры и популяризации здорового образа жизни населения Республики Бурятия.

Целью Программы является развитие материально-технической  базы сферы (увеличение к 2011 году уровня обеспеченности спортивными сооружениями до 37% от социальных нормативов), увеличение количества регулярно занимающихся физической культурой, спортом и  спортивно-оздоровительным туризмом.

Финансирование мероприятий  Программы осуществляется за счет средств  республиканского, федерального и местного бюджетов и привлеченных внебюджетных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления развития социальной сферы  на муниципальном уровне

Определяя направления развития социальной сферы на перспективу, необходимо решать ряд важнейших проблем  социального развития, так как  без их решения невозможно дальнейшее устойчивое развитие муниципального образования:

  • проблему снижения качества жизни населения;
  • проблему бедности, социального неблагополучия отдельных категорий населения, порождающую социальную напряженность и социальные конфликты;
  • проблему укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и многие другие.

Определяя основные цели и  приоритеты социального развития муниципального образования, необходимо применять  такие механизмы управления, которые  обеспечат более рациональное использование  материальных, финансовых и кадровых ресурсов в социальной сфере. Главной  целью развития социальной сферы  должно являться обеспечение устойчивого  сбалансированного развития социальных составляющих качества жизни населения  при сохранении историко-культурной среды и эффективном развитии производственного потенциала территории.

Сущность социальной политики по отношению к населению муниципального образования на долгосрочную перспективу  должна заключаться в синхронном воздействии органов управления различных уровней (федерального, регионального  и местного) на каждую из составляющих качества жизни населения с целью  придания последним позитивной направленности и динамики. При этом администрация  муниципального образования должна обеспечивать согласование усилий органов  различных уровней управления и  эффективное использование всех видов ресурсов на собственной территории. В этом должны быть задействованы  все комитеты и функциональные подразделения  администрации, а не только комитеты, непосредственно отвечающие за развитие отраслей социальной сферы.

Исходя из проблематики социального  развития на местном уровне, система  направлений развития социальной сферы  может быть представлена в следующем  виде:

  • нормализация и улучшение демографической ситуации;
  • реализация нового подхода к охране здоровья – выполнение мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения;
  • ориентация социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;
  • активизация адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • интенсификация развития культурно-образовательного потенциала территории на основе наиболее эффективных современных образовательных технологий, реализация национального проекта в сфере образования;
  • сохранение и приумножение культурно-исторического наследия;
  • развитие отраслей социальной инфраструктуры.

В каждой структурной составляющей социальной сферы муниципального образования  также можно выделить определенные направления развития.

Главная цель развития образования - повышение доступности качественного  образования. Основными направлениями здесь должно являться:

- создание условий для  эффективного обеспечения образовательных  учреждений финансовыми ресурсами;

- повышение качества образования  на основе обновления его структуры,  содержания и технологий обучения, привлечения в сферу образования  высококвалифицированных кадров;

- повышение доступности  качественного дошкольного образования  и воспитания;

- создание условий для  получения образования и социальной  адаптации детей-сирот, детей,  оставшихся без попечения родителей,  детей с ограниченными возможностями  здоровья;

- создание условий для  активного включения детей и  молодежи в социально-экономическую,  политическую и культурную жизнь  общества.

Главная цель развития здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения  на основе обеспечения доступной  и качественной медицинской помощи. Для этого необходимо:

- осуществление перехода  от наращивания ресурсов в  отрасли к их эффективному  использованию;

- развитие профилактической  направленности отрасли;

- внедрение современных  подходов к кадровому обеспечению  отрасли;

- совершенствование первичной  медико-санитарной помощи;

- повышение доступности  и качества оказания высокотехнологичной  медицинской помощи;

- укрепление материально-технической  базы лечебно-профилактических учреждений;

- обеспечение развития  правовой базы в области здравоохранения.

Главная цель социальной поддержки населения  муниципального образования - обеспечение и развитие государственных гарантий и социального обслуживания. Основные направления:

- совершенствование  законодательства в области социальной  поддержки населения;

- обеспечение  качества и доступности социальных  услуг;

- развитие  межведомственного взаимодействия  и частно-государственного партнерства для разработки и реализации наиболее эффективных форм социального обслуживания населения и привлечения дополнительных ресурсов.

Информация о работе Социальная сфера муниципального сектора экономики