Социально-экономическая политика России в период с 1991 по 1999 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 23:02, реферат

Краткое описание

Российские реформы 1990-х годов были полной противоположностью китайским, проведённым в 1970-х — 1990-х годах. В основе избранной стратегии лежала шоковая терапия, ориентация на современные американские и европейские институты при отсутствии значительных институциональных инноваций и опоры на институциональный эксперимент. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учёта ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы слабых — достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 году, резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
1992-1994 года………………………………………………………...5 стр.
Либерализация цен…………………………………………………..10 стр.
Приватизация………………………………………………………...14 стр.
Земельная реформа…………………………………………………..16 стр.
Денежная реформа…………………………………………………...20 стр.
1993 год…………………………………………………………....20 стр.
1998 год……………………………………………………………22 стр.
Реформа в угольной отрасли………………………………………..23 стр.
Заключение…………………………………………………………………..29стр.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эконом политика.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Устойчиво, начиная с 1995 года, росла среднемесячная производительность труда рабочих по добыче угля, за период до 1998 года она возросла почти на 30%. Увеличилась на 16 % выработка товарной продукции на одного работающего.

Удельный вес добычи угля наиболее эффективным открытым способом вырос до 64,5%.

Из числа нерешенных проблем наиболее острой и беспокоящей все общество является периодическое обострение социальной напряженности в угольных регионах, нередко достигающее крайних форм.

Основной непосредственной причиной протестных выступлений шахтеров являются длительные задержки выплаты заработной платы.

Если в целом по народному хозяйству недоплачивается рабочим и служащим около 5% зарплаты, то шахтерам задерживают около 20% начисленной зарплаты. Задолженность по заработной плате в угольной отрасли возрастает (1997 год - 2520 млн. рублей, 1998 год -3609 млн. рублей) и составляет в среднем по отрасли 5.5 месяцев. По отдельным угольным компаниям этот показатель достиг 10-11 месяцев.

Задержки выплаты заработной платы вызваны в основном следующими обстоятельствами: неэффективностью многих угледобывающих предприятий, неплатежами потребителей, в том числе бюджетных потребителей; низкой долей «живых» денег в расчетах за уголь; фактами расхищения бюджетных средств и средств от реализации угля из-за деятельности отдельных руководителей угледобывающих предприятий, а также недобросовестных посредников; прежними долгами компании «Росуголь» перед угольными и шахтостроительными предприятиями; практикой начисления заработной платы, необеспеченной источниками финансирования.

Несмотря на то, что основная доля ответственности за допущенную задолженность по заработной плате лежит на работодателе, часть задолженности по заработной плате шахтерам (около 40%) возникла по вине государства, а точнее — потребителей угля и электроэнергии, финансируемых из бюджета.

Не обеспечен переход на рентабельную работу большинства угольных компаний. Кредиторская задолженность в среднем по отрасли по состоянию на 1.06.99 г. достигла 60 млрд. рублей и превысила дебиторскую в 2.5 раза. В общей сумме кредиторской задолженности 38 млрд. рублей или 63% составляет задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, причем более ее половины — это штрафы и пени.

Причинами социальной напряженности в шахтерских городах также являются крайне недостаточные темпы обеспечения занятости высвобождаемых шахтеров и не до конца урегулированные проблемы с финансированием социальной сферы, переданной органам местного самоуправления.

Заключение

 

Оценки радикальных экономических реформ начала 1990-х годов были неоднозначными. Правительство считало главным их достижением создание в России нерегулируемого рынка и слоя крупных собственников. Противники правительственного курса указывали на их отрицательное влияние на социальную сферу, предлагали поиск более приемлемого варианта реформирования, изменение его радикального курса.

 

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства. Несмотря на указанные изменения, социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высокой. Произошло обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках (1992 г.), невыплата заработной платы, пенсий и пособий приобрела хронический характер, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых полезным трудом, более половины населения страны имели минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированные рабочие были доведены до обнищания; резко сократилось финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры. Всё это повлекло за собой депопуляцию населения и сокращение продолжительности жизни.

 

Государственный сектор утратил ведущую роль в экономике; 110 000 промышленных предприятий перешли к частным владельцам, доля частного сектора в производстве ВВП составила более 70 %. Но изменение формы собственности не повысило эффективности производства.

 

Быстрое осуществление либерализации цен, либерализации внешней торговли и приватизации происходило в условиях неспецифицированности и незащищённости прав собственности (и неразработанности «юридических рамок» рыночной системы хозяйствования в целом), отсутствии частного сектора и традиций частного предпринимательства, высокой степени монополизации народного хозяйства. Это создало огромные стимулы для максимизации благосостояния посредством участия в различных формах теневой экономики. Сюда относятся неофициальная экономика, представляющая собой «простое» сокрытие доходов от налогообложения в рамках легальной деятельности; фиктивная экономика, состоящая в разного рода взятках, спекуляциях, получении и торговле лицензиями, правами и привилегиями (и другими действиями, направленными на «поиск ренты»); и, наконец, криминальная экономика, то есть деятельность, непосредственно связанная с нарушением закона, — рэкет, наркобизнес и т. д. Напротив, стимулы к дорогостоящим и долгосрочным производственным капиталовложениям оказались резко ослабленными.

 

Экономические преобразования 1990-х годов в России — по всем их основным направлениям — привели к последствиям, не предсказанным экспертами. Либерализация цен породила существенно более быстрый и длительный их рост, чем прогнозировалось многочисленными исследователями. Стремление стабилизировать цены любой ценой обусловило формирование механизма неплатежей и переход к бартерным обменам, то есть фактически к формированию неденежной экономики на новой основе. Попытка реформировать налоговую систему стимулировала развитие теневой экономики. Ослабление государственного контроля над потоками ресурсов, имевшее целью создание конкурентной среды, породило невиданное ранее распространение коррупции. В результате шоковой приватизации вместо эффективных частных собственников возникла неэффективная форма организации — открытые акционерные общества, находящиеся в собственности работников. Все эти метаморфозы сопровождались необычайно глубоким и непредвиденным спадом производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А.А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.] науч. ред. Е.Т. Гайдар. - М.: Проспект, 2010. - 656 c.
  2. Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В.М.Кудров. - М.: Дело, 2004. - 528 c.
  3. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 672 c.
  4. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. - М.: Экономистъ, 2006. - 813 c.
  5. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации / Под ред. Р.С. Гринберга, А.И. Татаркина; РАН, Ин - т междунар. экон. и полит. исследований; УрО, Ин - т экономики. - М.: Экономика, 2007. - 534 c.
  6. https://ru.wikipedia.org – электронная энциклопедия

 

 


 



Информация о работе Социально-экономическая политика России в период с 1991 по 1999 года