Социально-экономическая эффективность природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить понятие социально-экономической эффективности;
Рассмотреть роль экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в обеспечении его социально-экономической эффективности;
Охарактеризовать показатели эффективности природопользования и охраны окружающей среды;
Рассмотреть перспективы развития социально-экономической эффективности природопользования и охраны окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по природопользованию.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Возможна лишь неполная оценка социальных результатов в  денежной форме. Например, можно определить прирост валового продукта и национального дохода в результате увеличения периода активной деятельности населения, но нельзя в денежной форме определить социальные результаты поддержания экологического равновесия, нравственного совершенствования человека и т.п.

Социальный результат, который  можно выразить в денежной форме, называется социально-экономическим.[5]

 

3.3 Экономический результат

Экономический результат выражается в денежной форме и заключается в снижении или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и общественного труда, в производственной и непроизводственной сферах и в сфере личного потребления.[5]

 

3.4 Общегосударственный  подход

Общегосударственный подход при экономическом обосновании природоохранных мероприятий состоит в:

    • Возможно более полном охвате всех социальных, экологических и экономических результатов различных вариантов природоохранных мероприятий во всех сферах хозяйствования как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу;
    • Возможно более полном охвате всех затрат, связанных с осуществлением различных вариантов природоохранных мероприятий;
    • Учете фактора времени при оценке затрат и результатов природоохранных мероприятий;
    • Межотраслевом подходе с учетом необходимости экономии всех затрат и обеспечения более эффективного использования природных ресурсов в масштабе рассматриваемой территории в целом (района, края, региона).[5]

 

3.5 Экономическое обоснование

Экономическое обоснование природоохранных мероприятий проводится путем сопоставления экономических результатов этих мероприятий с затратами, необходимыми для их осуществления, с помощью системы показателей общей и сравнительной эффективности природоохранных мероприятий.[5]

 

3.6 Общая эффективность

          Общая эффективность выражается:

    • в сфере материального производства - приростом объема прибыли или снижением себестоимости продукции;
    • в непроизвольной сфере - экономией затрат на производство работ и оказание услуг;
    • в сфере личного потребления - сокращением расходов личных средств населения, обусловленных загрязнением окружающей среды.[5]

 

3.7 Абсолютная  эффективность

Абсолютная эффективность определяется как отношение годового экономического эффекта от природоохранных мероприятий к затратам на их осуществление. Этот показатель используется при обосновании первоочередности направления капитальных вложений природоохранного назначения в территориальном или межотраслевом масштабе.

Общая (абсолютная) эффективность  природоохранных затрат определяется с целью:

  • Установления общегосударственных результатов на охрану окружающей среды;
  • Выявление динамики эффективности этих затрат и темпов их роста ;
  • Оценки отраслевых и территориальных пропорций при распределении капитальных вложений;
  • Оценки степени освоения капитальных вложений;
  • Сравнения фактической и планируемой эффективности затрат;
  • Принятия решений об очередности проведения природоохранных мероприятий.

Полный годовой экономический  эффект складывается из эффекта рационального  природопользования. Несмотря на то, что эти две основные части взаимосвязаны и взаимообусловлены, они имеют существенные различия в формах своего проявления.[5]

 

3.8 Чистый экономический  эффект 

Чистый экономический  эффект  складывается из следующих величин:

  • Предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т. е. предотвращения (снижения) затрат в материальном производстве, в непроизводственной сфере и затрат населения в результате снижения загрязнения окружающей среды;
  • Прироста экономической денежной оценки природных ресурсов, сберегаемых или улучшаемых в результате природоохранных мероприятий;
  • Прироста реализуемой продукции в результате более полной утилизации отходов сырьевых, топливно-энергетических, и других материальных ресурсов.[5]

 

          3.9 Чистый экономический эффект в расчете на год

Чистый экономический  эффект определяется как разница между экономическим результатом природоохранного мероприятия и затратами на его осуществление. Этот показатель используется для обоснования проектных решений природоохранных комплексов или объектов, когда сравниваемые варианты неодинаковы по своим социальным и экономическим результатам, а средства (капиталовложения) ограничены. В этом случае выбирают тот вариант, который обеспечивает максимально чистый годовой экономический эффект

Экономический результат  природоохранных мероприятий выражается в величине предотвращенного годового экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и дополнительного дохода от улучшения производственных показателей деятельности предприятия

Величина предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды равна разности между величинами ущерба , который имел место до осуществления мероприятий, и остаточного ущерба после проведения мероприятий.[5]

 

3.10 Сравнительная экономическая эффективность

Сравнительная экономическая  эффективность определяется минимальной величиной приведенных затрат, скорректированной по фактору времени. Этот показатель используется при выборе наиболее экономичного варианта среди многих при условии достижения одинаковых результатов по всем вариантам (результатов экономических, социальных и экологических) в границах территории, на которую распространяется воздействие природоохранного мероприятия.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Перспективы развития социально-экономической эффективности природопользования и окружающей среды

В условиях перехода к  рыночным отношениям предпочтение, в  государственном регулировании  качества окружающей среды, следует  отдавать экономическим мерам - элементам  экономического механизма природопользования (ЭМПП). По нашему мнению, ЭМПП должен включать следующие элементы:

  • Финансовую базу;
  • Экологическую индустрию (экобизнес);
  • Экологическое планирование;
  • Систему лимитов на природопользование (жестких экологических ограничений);
  • Систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды (ОС);
  • Систему экономического стимулирования рационального природопользования и ОС;
  • Социально-экономическую оценку природных ресурсов;
  • Систему экологического страхования.

Основой ЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. В кредитно-финансовой системе необходимо создать новые структуры, которые позволяли бы осуществлять как сугубо финансовые операции, так и функции объединения средств различных экологических фондов, предприятий и организаций, а также функции контроля за расходованием этих средств. Такими структурами могли бы быть экологические банки как особые государственные и коммерческие учреждения.

Вторым элементом ЭМПП должна стать экологическая индустрия. В России эта отрасль хозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятия экологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:

  • По переработке бытовых и промышленных отходов;
  • По защите воздушного бассейна, водных и земных ресурсов;
  • По производству экологически чистых продуктов питания, экологическому воспроизводству, включающему воспроизводство редких видов животных и растений, восстановление и повышение плодородия почв и продуктивности пастбищ, формирование качества ближайшей среды жизни человека и другое.[5]

Необходимо экономическими мерами стимулировать создание подобных предприятий.

С формированием экоиндустрии тесно связан экологический рынок. В его рамках необходимо развивать  рынок идей, патентов, средощадящей техники и технологий, ресурсов, в том числе и вторичных, товаров, труда, услуг и капитала. Можно с большой уверенностью предположить, что в ближайшие 50 лет рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.

Сегодня в стране нет  плана экоразвития, а принимаемые программы малоэффективны из-за слабой экономической проработки, отсутствует четкая экополитика. Одним из важнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическое планирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциала до определенного уровня. Его целью является оптимизация хозяйствования с минимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории, так и от ухудшения состояния здоровья населения.[3]

С целью совершенствования  существующей системы лимитов на природопользование, кроме установленных  предприятием жестких экологических  ограничений, необходимо также разрабатывать  таковые и для отдельных территорий и экосистем. Показатели экологической емкости территории должны учитывать допустимую техногенную нагрузку, изъятие природных ресурсов и другие факторы.

В совершенствовании  нуждается и такой элемент  ЭМПП, как система платежей за природопользование и загрязнение ОС. В эту систему входят:

  • плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, включая воздух для хозяйствования);
  • плата за загрязнение ОС и другие виды воздействия.

Если механизм платы  за право пользования землей, недрами, водой и лесом разработан и утвержден законодательством, то в отношении остальных природных ресурсов еще необходимо провести ряд научно-исследовательских работ в этой области (особенно по проблеме рационального использования кислорода и платы за него). Что же касается платы за загрязнение ОС, то несмотря то, что «Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» существует, взимание платы за радиоактивные, шумовые, электромагнитные, бактериальные загрязнения ОС не осуществляется из-за отсутствия методических разработок. Тем более полностью отсутствуют хотя бы какие-то наброски по этой проблеме относительно кислорода.[1]

Что касается системы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны ОС, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ «Об охране окружающей среды», на практике она не применяется из-за усложненной процедуры оформления налоговых и других льгот.

Известно, насколько серьезный  ущерб хозяйствованию наносит аварийное  загрязнение ОС. Его доля в общем  объеме загрязнения достигает 25-30 %. Реальность такова, что в силу ограниченности в средствах как организаций  и предприятий, так и государства, более 80 % ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное - из государственных резервов. Поэтому очень важно сформулировать в рамках ЭМПП специальную систему экологического страхования. Главным условием создания такой системы выступает принцип трансграничности её функционирования, т.е. достижение стандартов экологической безопасности обще регионального и даже мирового уровня для всех ее участников, т.к. распространение вредных веществ не признает ни каких границ. Однако само по себе формирование системы экологического страхования - ещё не гарантия понесенных обществом потерь. Необходимо на её базе развивать различные формы экологического предпринимательства, предварительно утвердив их в законодательном порядке.[2]

 

4.1 Экономическое  стимулирование природопользования и охраны окружающей среды (ООС)

В России стимулирование природопользования и охраны окружающей среды (ООС) осуществляется на законодательном уровне путем:

    • установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и иным учреждениям и организациям, в том числе и природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
    • освобождения от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
    • применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
    • введения специального налогообложения экологически вредной продукции;
    • применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих ООС.

Информация о работе Социально-экономическая эффективность природопользования и охраны окружающей среды