Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему
происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь
на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за
пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях
экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов
обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает
обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения
обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя
она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто
денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного
развития экономики во многих странах мира.
Введение........................3
1. Понятие, сущность инфляции:
1.1 Понятие инфляции...............5
1.2 Причины инфляции................6
1.3 Механизм инфляции...............8
1.4 Инфляция спроса.................9
1.5 Инфляция предложения..............12
1.6 Стагфляция..........................13
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция................14
2.2 Подавленная инфляция..............14
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция.17
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция........18
3. Социально-экономические последствия...........18
3.1 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса..................20
3.2 Антиинфляционная политика государства......24
Заключение........................27
Список использованных источников.....................29
производственных издержек).
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном
совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение
предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции
спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег
охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен
создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют
производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в
результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а
следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и
безработицей существует обратная связь.
|
Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом
производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее.
Уровень цен
|
Потенциальный
II
I
Реальный ВНП
На первом отрезке кривой общие расходы (C + I + G + NX) до такой степени
низки, что объем валового национального продукта отстает от своего
максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля
производственных мощностей бездействует.
Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту
производства, снижению безработицы,
уровень цен будет очень
повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество
незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние
безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет
производство, растут цены. По мере расширения производства запасы
исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические
ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более
высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.
Третий отрезок
валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением
объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос –
это рост цен.
Условия инфляции спроса:
· рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают
рост заработной платы и рост занятости.
· увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во
время экономического подъема.
· рост государственных расходов (рост военных и социальных
заказов).
P
|
0
рис. 3 (инфляция спроса)
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности
производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства
на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
1.5 Инфляция предложения.
В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что
растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в
результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или
в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий
добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) (рис. 4).
|
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек
производства в условиях
недоиспользования
иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип
инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто
встречается в мировой практике.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими
факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции.
Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции,
которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В
результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.
Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен
за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции
предложения (рис. 5).
P
S1 E1
S
0
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к
смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное
время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке,
соответствующей более высокой цене.
1.6 Стагфляция.
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с
одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в
разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения:
существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным
рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие
товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии
должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их
понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком.
Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар,
следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по
мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше
и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные
ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость
своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
2. Виды инфляции.
С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.
2.1 Открытая инфляция.
Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и
предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая
инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль
сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного
приложения капиталов.
2.2 Подавленная инфляция.
Это скрытая инфляция, присущая
экономике с командно-
контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет
открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает
скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег
возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция,
которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений
населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода
в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто сбережения
являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал
очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой
стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество
товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике
диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков
являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег,
стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная
форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере
показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает
видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и
покупателей.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане
выделяют три вида инфляции:
1) Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10%
в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в
номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития
экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции
по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
2) Галопирующая инфляция – рост цен измеряется
двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен,
деньги ускоренно
хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах
наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах
Центральной Азии. Гиперинфляция – цены растут астрономическими
темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим,
разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества,
бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует
хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с
целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется
переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение
трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться
четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается
практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные
рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный
станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы
остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным
мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с
гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.
Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих»
денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате
разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары,
которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость,
предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением
«инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает
кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся
в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 г.
уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами;
заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на
продукты повышались неоднократно. Вести успешный бизнес в условиях
гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение