Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение последствий инфляции и основных видов антиинфляционной политики государства.
Для выполнения поставленной цели мне потребовалось решить ряд поставленных задач, определяющих логику и структуру работы:
рассмотреть основные теоритические положения и последствия инфляции;
подробно изучить различные способы борьбы с инфляцией;
проанализировать основные перспективы и методы антиинфляционной политики России;

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_Antiinflyatsionnaya_politika.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)
  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

 

К основным преимуществам монетарной политики относятся: 
• Отсутствие внутреннего лага, представляющего собой временной период между моментом осознания экономической ситуации в стране и конкретными действиями по ее улучшению. Решение о продаже или покупке государственных ценных бумаг центральным банком принимается довольно быстро, а поскольку данные бумаги в развитых странах высоколиквидны, безрисковы и высоконадежны, то проблем с их продажей банкам инаселению не возникает. 
• Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая денежно-кредитная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что в свою очередь ведет к стимулированию инвестиций и других автономных расходов, чувствительных к изменению ставки процента.

• Эффект мультипликатора. Монетарная политика, также как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем задействованы два мультипликатора. Банковский мультипликатор приводит в действие процесс депозитного расширения, то есть мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов, который происходит из-за снижения ставки процента в условиях роста предложения денег, увеличивает величину совокупного выпуска.  
Недостатки монетарной политики следующие: 
• Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, то есть рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Именно поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может быть уместной лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, то есть считают возможным проведение только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.  
• Возможное появление внешнего лага в связи со сложностью и сбоями, которые возможны в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период между моментом принятия мер по стабилизации экономики (центральный банк принимает решение по изменению величины предложения) и моментом появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, то есть быстро изменяются и кредитные возможности коммерческих банков.

 

 

2.2. Фискальная политика государства

 

Налогово-бюджетная политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику, целью которого является обеспечение стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе и уменьшение колебаний бизнес-циклов. В нее включены меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

Выделяют 2 вида фискальной политики, которые используются в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика в данный момент:

  • Стимулирующую

В основном данный вид применяется государством, в тот момент, когда экономика находится в стадии депрессии (спада). В данном случае правительству приходится стимулировать или совокупное предложение, или совокупный спрос или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок услуг и товаров, повышает трансферты и снижает налоги, если это возможно.

То есть инструментами стимулирующей фискальной политики являются: 1) Снижение налогов; 2) Увеличение госзакупок; 3) Увеличение трансфертных платежей.

  • Сдерживающая

Сдерживающая фискальная политика используется, при так называемом, «перегреве экономики». То есть на пике экономического цикла. В данном случае правительство старается использовать меры полностью противоположные мерам стимулирующей фискальной политики. Государство увеличивает налоги и сокращает свои трансферты, что обычно приводит к сокращению совокупного спроса, а зачастую и предложения. Данная политика регулярно проводится правительствами стран, ведь данная политика способна замедлить темпы инфляции или же избежать её будущих высоких темпов, которые могут быть вызваны в случае экономического бума.

Также принято выделять фискальную политику:  а) Дискреционную; б) Автоматическую.

Дискреционная политика это официально объявляемая политика государства.В комплекс мер данной политики входят: изменение налоговой ставки, увеличение или уменьшение государственных закупок, изменение налоговой ставки и другие подобные перемены.

Автоматическая политика представляет же из себя работу «встроенных стабилизаторов». Под данными стабилизаторами понимают: косвенные налоги, процент подоходного налога, различные трансфертные пособия. В случае изменения ситуации в экономике размеры выплат также автоматически изменяются.

К достоинствам бюджетно-налоговой политики государства можно отнести:

  • Эффект мультипликатора. Почти все инструменты фискальной политики, как мы смогли заметить, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска;
  • Отсутствие внешнего лага;
  • Наличие автоматических стабилизаторов. Правительству нет необходимости принимать специальные меры по стабилизации экономики, так как данные стабилизаторы являются встроенными, и все происходит автоматически.

Если же говорить о недостатках фискальной политики, то их, отнюдь не так мало:

  • Дисбаланс государственного бюджета. Множественные операции государства с бюджетом могут привести к неэффективному распределению.
  • Наличие внутреннего лага.

Эффект «Crowding-out». Так же известен как эффект вытеснения, проявляющийся при увеличении государственных закупок услуг и товаров с целью стимулировать экономику. Это ведет к увеличению процентных ставок, и снижению инвестиций в экономику.

2.3. Инфляционные процессы  в современной России

 

Серьёзные инфляционные проблемы начались у России в начале 90-х годов, когда был переход от плановой экономики к рыночной.

Основными элементами программы, предложенной МВФ для перехода к рыночной экономике были:

  • Невиданная по своим масштабам приватизация, которая охватила примерно 80% гос. собственности;
  • Либерализация цен на товары и услуги;
  • Переход к плавающему курсу рубля;
  • Борьба с инфляцией, которая представлялась возможной благодаря ограничению роста денежной массы и ограничению предложения денег.

Как мы знаем из курса истории, данные меры оказались разрушительными для российской экономики и привели к возникновению гиперинфляции. Уже в 1992г. Инфляция достигла 2508%. А годом позже цены на товары общего потребления увеличились в годовом исчислении на 844%, и по данному показателю Россия уступала лишь Бразилии.

(все из россии в  цифрах)

Россия переживала в этот период стагфляционный кризис – высокий уровень инфляции в сочетании со стагнацией. Промышленное производство в России в 90-е годы сократилось вдвое.

В основном борьба с инфляцией велась монетаристскими методами, но они оказались малоэффективными. Сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного обращения. Данные меры привели к массовым неплатежам в большинстве отраслей экономики, способствовали развитию бартерной торговли и долгосрочным задержкам выплаты зарплат и пенсий, что в свою очередь препятствовало росту экономики.

Говоря другими словами, снижение инфляции в России происходило в силу сокращения производства, что делало сам процесс замедления роста цен крайне непрочным.

Благодаря введению валютного коридора и других различных мер по укреплению рубля в 1996г. министерству удалось снизить уровень инфляции до 21,9%, а в 1997г. до 11%. Также правительство планировало сократить уровень инфляции к 2000г. вплоть до 6,6%. Однако, финансовый кризис который разразился в августе 1998г. помешал осуществить данный план. Уровень инфляции подскочил  до 84,4%.  Но к 1999г. правительству удалось снизить его до 36,5%, и это несмотря на неутешительный прогноз Международного валютного фонда, который прогнозировал рост потребительских цен не менее чем на 56%.

В период 2000-2004гг. благодаря проведению правительством политики по сдерживанию цен, вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению темпов инфляции с 20,2 до 10%.

Таким образом, следует отметить, что в период с 1995-2005гг. в России имела место галопирующая инфляция, уровень которой колебался в интервале от 10 до 84%.

В январе 2006 г. Правительством РФ была утверждена программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2008г. в которой была поставлена задача добиться снижения уровня инфляции в 2006г. до 8,5%, в 2007г. до 7,5%, а в 2008г. до 6,0%. Однако данные показатели не были достигнуты: в 2006г. уровень инфляции составил 9,0%, а к 2007г. возрос до 11,9%.[2]

Начиная с 2008г., в котором инфляция составила 13,3%, её темпы начали падать, и уже к 2011 году инфляция в нашей стране составила 6,1%, как это видно на рис.1.

(рис 1.)

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

Уровень инфляции во многом определяет её последствия. Низкая инфляция способна оказать пользу экономике, и  в целом безвредна. Государство и фирмы зачастую берут займы, исходя из ожиданий, что цены на их товары будут расти, и это позволит получить больше прибыли и расплатиться с долгом, объем которого нормативно закреплен и не увеличится с ростом цен. Невысокая инфляция дает возможность фирмам получать дополнительную прибыль, поскольку цены на произведенные ими товары растут, а издержки в долгосрочном периоде могут остаться неизменными. Это связано с тем, что размеры заработной платы пересматриваются не часто и фирма может заключать долгосрочные контракты на поставки сырья по фиксированным ценам. Кроме того, невысокая инфляция позволяет правительству быстрее расплачиваться по государственному долгу. Ведь уровень государственного долга в результате инфляции не изменится, а доходы государства от налогов вырастут, так как налоги накладываются на товары, цены на которые в увеличатся в результате инфляции. Следовательно, правительство собирает больше налогов для оплаты гос. долга., который с течением времени обесценивается.

С точки зрения экономистов наиболее опасной является высокая инфляция, а гиперинфляция — просто разрушительна. Выделим основные негативные последствия инфляции следующие:

  • Замедление темпов экономического роста. Инвестиции в условиях высокой инфляции становятся очень рискованными. Фирмы не способны просчитать эффективность инвестиций, так как не уверены в цене, по которой они смогут продать свой товар. С другой стороны, заемные средства в банках становятся очень дорогими из-за того, что процент по кредитам в банках растет быстрее уровня инфляции, ведь банки тоже стремятся обеспечить себе солидный доход и повышают процент.

  • Обесценение активов. Первоочередная жертва высокой инфляции — денежные сбережения населения, покупательная способность которых резко падает. Независимо от способа их хранения, их номинальный размер либо уменьшиться, либо не увеличится. В результате на каждый рубль люди могут приобрести все меньше товаров и услуг. Такое же обеспенивание происходит и со сбережениями фирм, которые на каждый имеющийся у них рубль могут вкладывать в меньшее количество инвестиций и соответственно не способны увеличивать рост производства.

  • Перераспределение доходов в обществе. Люди, которые имеют фиксированный уровень доходов, и чьи зарплаты не пересматриваются, несут тяжелые материальные потери из-за инфляции. Их реальные доходы резко падают. В тот же момент у некоторых слоев населения зарплата может быть привязана к уровню инфляции — она увеличивается соразмерно инфляции. Реальные доходы этой группы остаются неизменными. И если в коллективном договоре предусмотрено повышение зарплаты до уровня, превышающего рост инфляции, реальные доходы перераспределяются в пользу данной группы людей. Как мы видим, высокая инфляция ведет к перераспределению доходов в обществе не из-за изменения производительности отдельных групп, а просто в силу рыночных механизмов.

  • Ослабление денежной системы. При высокой инфляции от денежных средств начинается бегство. Люди стараются вкладывать сбережения в реальные активы (дома, землю, драгоценности) и в иностранную валюту в надежде на то, что они не обесценятся. Люди начинают избегать главную функцию денег – денег как посредника в обмене, и предпочитают менять товар на товар, занимаются примитивным бартером. Банки прекращают предоставлять кредиты, так как инфляция непредсказуема и неизвестно, какой процент нужно брать с должника. Без кредита происходит застой в промышленности и торговле. Поскольку значительная часть национальных денег практически немедленно превращается населением в иностранную валюту и национальный центральный банк оказывается не способен контролировать денежное обращение, то есть выполнять одну из важных экономических функций государства.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционное регулирование